Эдуард Лухт - Участник 1-й северной воздушной экспедиции 1927 года |
|
С фото на памятнике смотрит круглолицый добродушный человек в авиационной фуражке. Чугунная табличка, расположенная под фотографией, гласит: «Эдуард Мартынович Лухт. 1893-1940. Трижды орденоносец».
Вот, что мы можем рассказать о судьбе этого человека.
Июль 1927 года. Тишину бухты Роджерса нарушил рев авиационных моторов.
Немногочисленные зимовщики затерянного в полярных льдах острова Врангеля высыпали на берег. Радуясь, как дети, окружили плотным кольцом двух широко улыбающихся летчиков, обнимали, о чем- то расспрашивали. Долгожданные гости с материка восстановили оборвавшуюся год назад связь с внешним миром, доставив островитянам медикаменты, продовольствие и корреспонденцию.
Командовал летным звеном Первой советской воздушной полярной экспедиции на остров Врангеля будущий основатель Плехановского аэропорта Эдуард Мартынович Лухт.
Крылья от Фрунзе
Доподлинно неизвестно, в каком году Мартын Лухт переселился из Эстонии в Крым. Но то, что и на новом месте не нашел спасения от нищеты - факт. Клочок земли в Таврической губернии не мог прокормить его семью. Чтобы заработать на еду и одежду, приходилось наниматься в батраки к зажиточным людям.
Вот и сын Эдуард, родившийся 22 августа 1893 года, в возрасте одиннадцати лет уже работал подручным в кузнице, а затем уехал в Эстонию, где занимался землепашеством.
На родине, в городе Юрьев (ныне Тарту), в апреле 1912 года юный Эдуард впервые увидел поднявшийся в небо самолет: с армейского плаца стартовал легендарный авиатор Сергей Уточкин, «гастролировавший» со своим бипланом «Фарман IV» по свету. Подивиться зрелищу пришел едва ли не каждый десятый горожанин. С тех пор у Лухта появилась мечта о небе. Шансов на ее воплощение практически не было. Кто он такой - мальчишка, зарабатывающий на кусок хлеба наймом? Но удача уже выбрала его в качестве своего любимца на долгие годы.
В 1914 году парня призвали в Юрьеве (Тарту) на службу в морскую авиацию. Подучившись на авиамоториста, он прибыл в 1-ю воздушную бригаду Балтийского флота в Таллине. Среди его товарищей-техников было немало большевиков, оказавших на него заметное политическое влияние. К Октябрьской революции Э. Лухт состоял уже членом революционного комитета бригады.
Наступление войск кайзеровской Германии в феврале 1918 года создало непосредственную угрозу Таллину - важной базе Балтийского флота. В трудных условиях зимы моряки стали уводить военные корабли сначала в Хельсинки, затем в Кронштадт. В этом знаменитом «Ледовом походе» участвовал и Э. Лухт. Вместе с товарищами он эвакуировал имущество воздушной дивизии Балтфлота, дислоцировавшейся в Таллине и Хельсинки.
В начале 1919 года Э. Лухт поступил мотористом в авиаотряд Волжской речной флотилии, действовавшей под Царицыном, стал учиться летать. Там и произошла судьбоносная встреча с М.В. Фрунзе. Узнав о его заветной мечте стать авиатором, знаменитый военачальник подарил парню «крылья», отправив в Гатчинскую школу морских летчиков.
Взять в плен живым
После учебы красный морской летчик Эдуард Лухт воевал на Туркестанском фронте. В 1920 году был назначен командиром звена Туркестанского (Аральского) гидроавиаотряда на Южном фронте. За бомбардировку неприятеля в Крыму его представили к ордену Красного Знамени. Правда, вместо награды вручили кожаный летный костюм… Позже орден все же найдет своего героя, причем не единожды. О том, что он его достоин, можно судить по тексту наградного листа:
«Летчик Лухт и механик Тийслер на аппарате М-9 производили боевые полеты на аппаратах с ненадежными моторами, и, несмотря на это, действия летчиков отмечались смелостью и хорошими результатами. Все полеты производились под сильным орудийным огнем неприятеля, на высоте не более 700-1200 метров… При полетах обстреливали противника пулеметным огнем и наводили панику на корабли и сухопутные части противника, о чем неоднократно упоминалось в агентурных сведениях». Удачные боевые действия Эдуарда Лухта заставили Врангеля даже издать грозный приказ: «…красного летчика Лухта взять в плен живым…»
После разгрома неприятеля Туркестанский отряд расформировали, а его личный состав перевели в Одессу. Там в 1921 году был образован морской авиационный отряд «ГИДРО-3».
У морских летчиков много дел: охраняют границы молодого советского государства, оказывают помощь судам, терпящим бедствие, участвуют в розыске судов, угнанных в море во время шторма, в ежегодных маневрах флота, пропагандируют авиационные профессии.
Вскоре после основания Одесского гидроавиаотряда к летчикам прибился круглолицый, кареглазый паренек по имени Сережка, живший неподалеку. Он часами наблюдал, как взлетают и садятся гидросамолеты, выполнял небольшие поручения авиаторов, помогал собирать и разбирать моторы механикам. Командир «ГИДРО-3» А.В. Шляпников, боевой товарищ Лухта, в первый раз поднял паренька в небо, даже не предполагая, что везет будущего Генерального конструктора Сергея Королева.
Северная эпопея
В 1923 году Эдуард Мартынович освоил технику пилотирования планера и занял призовое место на соревнованиях в Коктебеле. После его вызвали в Москву, учиться на курсах при Академии Воздушного Флота имени Н.E. Жуковского. А через год направили в Качинскую школу высшего пилотажа.
Там учились B.C. Молоков, М.В. Водопьянов, С.А. Леваневский - будущие участники экспедиции по спасению челюскинцев, известные полярные летчики, Герои Советского Союза. Дружеские отношения с ними Э.М. Лухт поддерживал до конца своей жизни.
В конце 1926 года Э.М. Лухт назначен в качестве командира летного звена для участия в Первой советской воздушной полярной экспедиции. Задачей перелета было выяснение возможности воздушной связи острова Врангеля с мысом Северным (ныне мыс Шмидта), изучение условий полетов над малодоступными областями Заполярья и на трассе от устья Лены до Иркутска.
Пароход «Колыма», обычное грузовое судно, укрепленное в носовой части деревянными распорами, доставил к мысу Северному два самолета - пассажирский «Юнкерс Ф-13», переставленный на поплавки, и фанерную летающую лодку «Савойя». На них летчики Eфим Кошелев и Эдуард Лухт должны были совершить полет на остров Врангеля. Потом на пароходе добраться со своими машинами до устья Лены, откуда по воздуху отправиться в Иркутск.
Лухт так описывает свой взлет: «Самолет уже оторвался от воды, как прогалина кончилась, а высота еще не была набрана. Выключать мотор было поздно, так как в это время перед нами встал огромный айсберг. Я решил на самолете, загруженном 500 килограммами бензина, перепрыгнуть ледяную гору высотой с многоэтажный дом. Льдина со стремительной быстротой мчалась навстречу самолету, и, чтобы не врезаться в нее, пришлось сделать «горку»… Послышался резкий удар самолетного хвоста о лед, но пугаться уже было некогда. Вслед за первой льдиной я увидел другую - более высокую… Eще раз тот же маневр. И снова удача». Когда остров был уже близко, на пути встал густой туман, не позволивший не только сесть на землю, но даже увидеть ее. Пришлось возвращаться.
Однако «Колыма» оказалась окружена битым льдом, а поиски чистой воды положительного результата не дали. Садились в глубине тундры, в маленькой лагуне, в восьми километрах от парохода. Выбирались на берег по пояс в ледяной воде, потом шли пешком к мысу Северный. Там взяли у чукчей байдару и с большим трудом, то и дело перетаскивая ее через льдины, добрались до парохода. На ней же вернулись обратно, доставив на берег горючее для самолета. Полет на остров Врангеля отложили на следующий день, и 16 июля Лухт и Кошелев приводнились в бухте Роджерса.
В книге «Год на острове Врангеля» Эдуард Мартынович вспоминает об этом: «С какой радостью встречали нас эти отрезанные от мира люди! Так радушно и тепло нигде и никогда больше не встречали нас ни раньше, ни потом». Согласитесь, один такой эпизод - и жизнь прожита не зря. А в биографии авиатора их было столько, что хватило бы не на один увлекательный роман.
Отдохнув на острове, летчики собрались в обратный путь. В задачу Эдуарда Мартыновича входило пролететь западнее острова - для разведки льдов. Маршрут преодолели поэтапно: бухта Тикси - Булун - Джарджан - Жиганск - Якутск - Исетск - Олекминск - Киренск - Усть-Кут - Жигалов - Качуг - Иркутск. Надо льдами и дикой сибирской тайгой оба летчика преодолели 7,5 тыс. километров воздухом.
В местах посадок проходили митинги, беседы, показательные агит- полеты. О достижениях советских авиаторов писали крупнейшие мировые издания. ВЦИК СССР наградил Э.М. Лухта орденом Красного Знамени, а ЦИК Якутии - грамотой и нагрудным знаком «Открывателю воздушного пути Якутии от ЯкЦИКа», шкурами белого медведя и песца.
На Дальнем Востоке
В 1929 году китайские власти сосредоточили войска у границ СССР, захватили Китайско-Восточную железную дорогу, арестовали сотни советских граждан. Для противодействия белокитайцам была создана Особая Краснознаменная Дальневосточная Армия, которую возглавил В.К. Блюхер. Eй подчинялась Амурская флотилия, в состав которой входил 68-й гидроавиаотряд под командованием Э.М. Лухта.
Была поставлена задача уничтожить Сунгарийскую флотилию и разгромить неприятеля у города Фугдина. Eе достижение с воздуха обеспечивал в том числе 68-й авиаотряд. 12 октября обрушились на врага и взяли крепость Лахасусу (Фугдин).
Но урок не пошел белокитайцам на пользу. Они продолжали обстрел из Фугдина. Тогда командарм Блюхер решил разгромить гарнизон противника и уничтожить остатки флотилии. 68-й отряд получил приказ бомбить корабли и наземные артиллерийские точки противника.
Утром 31 октября Э.М. Лухт и Д.И. Боровиков вылетели на поддержку десанта. Несмотря на сильный оружейно-пулеметный огонь, сделали несколько заходов на бомбометание. Затем обстреливали из пулеметов конницу противника. Также был потоплен флагман китайской флотилии - канонерская лодка «Цзян-Хэн».
После в самолете Лухта насчитали 14 пробоин. Вернувшись, Эдуард Мартынович доложил, что враг полностью разбит. По представлению командующего Амурской флотилией Э.М. Лухт был награжден вторым орденом Боевого Красного Знамени. Награду ему вручил лично командарм Блюхер.
Во время боев на КВЖД Лухт часто летал на разведку с В.К. Блюхером. Однажды попали в сильный туман над Амуром. Внезапно перед самолетом появилась громада железнодорожного моста. «Перепрыгнуть» мост было невозможно. Лухт за доли секунды принял единственно верное решение - отдал ручку от себя и, почти касаясь воды, проскочил под фермой моста.
«Трибунала не будет! Надеть ордена…»
Летчик продолжал служить в Хабаровске. Строил аэродромы, казармы, передавал боевой и летный опыт молодежи. Одной из главных его задач была забота о быте авиаторов-краснофлотцев. Практический ум Лухта всегда находил что-то новое, полезное, нужное.
Одним из первых в Дальневосточном округе Э.М. Лухт стал осваивать одиночные и групповые полеты ночью. Но дорога службы никогда не бывает гладкой. Как-то при выполнении ночных групповых полетов столкнулись два самолета. Погибло четыре авиатора, и дело командира передали в трибунал.
Прибывший в Хабаровск по делам службы нарком обороны К.E. Ворошилов, увидев на кителе Лухта дырочки от снятых наград, спросил: «Почему не носите ордена?» Лухт объяснил ситуацию. «Для чего вы проводите ночные полеты?» - последовал вопрос. Эдуард Мартынович ответил: «Японцы умеют летать ночью, а мы обязаны это делать лучше их». «Наденьте ордена, трибунала не будет», - закончил разговор Ворошилов.
За большие заслуги в деле защиты границ Э.М. Лухт был награжден знаком «Почетный чекист».
На земле тюменской
В 1938 году Эдуард Мартынович Лухт уволен из армии и назначен командиром Обского отдельного отряда Гражданского воздушного флота, руководство которого размещалось в Тюмени. До 1934 года регулярных полетов и специальных аэродромов в Тюмени не было, самолеты садились на большую площадку юго-западнее железнодорожного вокзала и на озеро Андреевское.
Известные пилоты Бабушкин, Молоков, Котов, Шевелев, Черевичный, Масленников, Мазурук и др. в экспериментальном порядке осваивали воздушные трассы Западной Сибири.
В 1935 году в Тюмени создали авиапредприятие, непосредственно подчинявшееся Главсевморпути, построили аэродромы, ангары, служебные помещения. В 1938 году авиапредприятие передали в ведомство гражданского воздушного флота и реорганизовали в Обский отдельный авиаотряд.
Под руководством Лухта были открыты авиасообщения до Тобольска, Ханты-Мансийска (Самарово), Березово, Салехарда и многих других населенных пунктов. Самолеты доставляли почту, продукты, материалы, оказывали медпомощь, доставляя врачей в труднодоступные районы.
Самолетный парк был небольшим, летали по картам-самоделкам, радиосвязи с самолетами и между аэропортами не существовало, телефонной надежной связи между аэропортами также не было.
Маршруты, в основном, пролегали вдоль рек. Вот как, например, был построен маршрут Тюмень - Ханты-Мансийск: Тюмень - Созоново - Ярково - Бачелино - Тобольск - Уват - Демьянское - Реполово - Ханты-Мансийск.
При Э.М. Лухте пришло новое пополнение летчиков. Он был строгим и требовательным командиром, не терпел недисциплинированности, расхлябанности, разгильдяйства. Был крут с пьяницами. В то же время очень заботился о благоустройстве своих подчиненных. Для авиаторов он добивался более или менее благоустроенных квартир, а сам жил в маленьком, на четыре окна, домике по улице Дзержинского. Рядом с домом располагалась школа №6. Он часто бывал у ребят и рассказывал о своей профессии, организовывал экскурсии на аэродром.
Как пройти на улицу Лухта?
В мае 1940 года тюменских авиаторов вызвали на совещание в Москву. Шестнадцать подчиненных Эдуарда Мартыновича вылетели в столицу на день раньше своего задержавшегося по делам службы руководителя. Во время полета самолет задел линию электропередачи, упал и сгорел. На совещании Эдуард Лухт присутствовал один.
Потрясенный трагической гибелью товарищей, он вернулся домой 29 мая. Сказал жене, что очень устал, прилег на диван, уснул - и больше не проснулся. Медицинского заключения о причине смерти сделано не было - сотрудники НКВД запретили вскрытие. Похоронили Эдуарда Мартыновича на Текутьевском кладбище.
Шло время. В 50-е годы семья Лухта переехала в Москву, постепенно покинули этот мир люди, знающие Эдуарда Мартыновича при жизни. Заросла бурьяном могила, пришел в негодность обелиск с пропеллером и табличкой «Трижды орденоносец».
И все же время от времени пытались разорвать пелену забвения очередные вдохновившиеся биографией героя энтузиасты. В 80-х годах группа ветеранов «Аэрофлота» предложила назвать в честь Э.М. Лухта улицу или площадь в Тюмени. Но и это осталось в прошлом.
В августе 2018 года, за несколько дней до 125-летнего юбилея героя, о плачевном состоянии его могилы случайно узнал руководитель Тюменского городского совета ветеранов Герман Борисович Смирнов. При помощи администрации города Тюмени, компании «ЮТэйр-Инжиниринг Тюмень», ИП О.В. Дремин и МКУ «Некрополь» в сжатые сроки все привели в порядок.
22 августа впервые за много лет тюменцы собрались на Текутьевском кладбище, чтобы почтить память Эдуарда Мартыновича Лухта.
Тогда вновь и заговорили об улице в его честь. Сейчас Г.Б. Смирнов готовит предложение в комиссию по топонимике. Возможно, в следующем году мы расскажем вам, как пройти на улицу Эдуарда Лухта.
При подготовке материала использована статья А. Бабицкого «Эдуард Лухт - трижды орденоносец», статья К. Пронякина, книга Э. Лухта, Н. Боброва «Год на острове Врангеля. Северная воздушная экспедиция».
Екатерина Огнева,
«Тюменский курьер», №52, 13.12.18