Северный завоз, несмотря на возникшие трудности на участке реки Анадырь, продолжается
Северный завоз, несмотря на возникшие трудности на участке реки Анадырь, продолжается
Для отдаленных сел бассейна реки Анадырь речным транспортом необходимо завезти 18,17 тысячи тонн грузов, в том числе 11,6 тысячи тонн угля и около 6 тысяч тонн дизтоплива.
 
По рекам Анадырского бассейна для отдаленных сел Ваеги, Краснено, Снежное, Усть-Белая, Марково, Ламутское, Чуванское с общим числом жителей более 3 тысяч человек в настоящее время спешно доставляются жизненно важные грузы, в первую очередь уголь, нефтепродукты и продовольствие. Однако в этом году северный завоз сталкивается с ощутимыми трудностями.
 
Капризная река
 
В связи с отсутствием круглогодичных дорог между населенными пунктами Анадырского района единственным экономически целесообразным видом доставки грузов в упомянутые села является водный транспорт. Между тем вследствие изменения русла и появления перекатов с малой глубиной сегодня судоходство по рекам Анадырского бассейна существенно затруднено.
 
На сегодняшний день доставка нефтепродуктов в села осуществляется универсальными судами ОАО «Анадырский морпорт». И. о. гендиректора морпорта Валентин Кулаков сообщил, что ситуацию осложняют последствия нынешнего весеннего паводка, когда массами сходящего льда привычные перекаты, зафиксированные в лоции реки Анадырь, были снесены и намыты в других местах, сделав лоцию (последняя версия - от 1989 года) практически бесполезной. Фарватер для крупных судов приходится искать буквально на ощупь.
 
Через перекаты
 
По словам первого заместителя начальника Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Андрея Мингазова, за короткий (около четырех месяцев) навигационный период 2018 года в села марковского куста речным транспортом необходимо завезти 18,17 тысячи тонн грузов, из которых угля - 11,6 тысячи тонн, дизтоплива - около 6 тысяч тонн. На перевалбазу Яры для обеспечения нормальной работы ДЭС ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» в Анадырском районе нужно доставить в целом не менее 4,1 тысячи тонн дизтоплива.
 
Сегодня основным проблемным участком на реке Анадырь являются перекаты Камешки на 222 км пути (находятся всего в 17 км от села Усть-Белая). В ряде совещаний с участием представителей окружного правительства, Чукоткоммунхоза и Чукотснаба районной администрации и речниками были предложены и в настоящее время выполняются некоторые практические шаги, которые позволяют обеспечить доставку грузов.
 
Одной из таких мер стала распаузка (перегрузка на более мелкие суда. - Ред.) топлива с танкеров перед перекатом, остановившим крупные суда. Далее через Камешки нефтепродукты перебрасываются на плавучей платформе с малой осадкой.
 
В частности, танкер «Онемен» недавно с мыса Обсервации доставил до района перекатов партию дизтоплива, после чего на плавучей платформе его переправили на танкер «Чукотка», находящийся выше перекатов. «Чукотка», соответственно, доставила на нефтебазу Яры 200 тонн топлива. В свою очередь, «Онемен» вернулся на мыс Обсервации за очередной партией дизтоплива и далее проследует до перекатов. После этого схема перегрузки нефтепродуктов «Онемен» - плавучая платформа - «Чукотка» повторится.
 
Что касается бензина, то, по данным Чукотснаба, в село Усть-Белая с начала навигации доставлено 200 бочек (около 17 тонн). Кроме того, на перевалбазе Яры с навигации 2017 года осталось 75 тонн для села Марково, поэтому дефицита бензина в селах нет.
 
Для ускорения решения возникших проблем запланировано привлечь дополнительные плавучие платформы к работе на перекатах. У Чукотской торговой компании для этих целей планируется арендовать 10 танк-контейнеров.
 
Тем не менее Чукоткоммунхозу рекомендовано разработать план экономии нефтепродуктов и угля на объектах ТЭК и ЖКХ сел Анадырского района, а также усилить контроль за их расходованием.
 
Уголь подождет на берегу
 
Аналогично решается и проблема с доставкой в села Анадырского района угля - распаузка, затем переброска малыми партиями на организованную выше перекатов временную площадку хранения с последующей погрузкой на более крупные суда для доставки в пункты назначения.
 
В целом северный завоз, несмотря на возникшие трудности на участке реки Анадырь, продолжается.
 
- По состоянию на 27 августа в село Канчалан доставлено 4200 тонн угля и 650 тонн дизельного топлива, что составило 100 % от запланированного, - отметил Андрей Мингазов. - В Снежное завезено 1800 тонн угля (100 %), необходимо доставить 260 тонн дизтоплива (обеспеченность до января 2019 года). В Краснено завезено 80 тонн дизтоплива, осталось доставить 175 тонн угля. В село Усть-Белая требуется доставить 800 тонн дизтоплива (его хватит до февраля 2019 года) и 5400 тонн угля (завезено 150 тонн).
 
По словам первого заместителя начальника Департамента, ситуация с завозов в отдаленные села находится на постоянном контроле окружных и местных властей, проводится ежедневный мониторинг обстановки, разработанный план действий осуществляется по графику.
 
Кстати
 
Определенный оптимизм в отношении северного завоза по рекам Анадырского бассейна вызывает прогноз погоды на предстоящий период: синоптики обещают дожди в верховьях рек. По данным ОАО «Анадырский морской порт», уровень воды в реке Анадырь возле села Усть-Белая за прошедшие выходные поднялся на 35 см.
 
Олег Белкин
«Крайний Север»,
http://www.ks87.ru/20/74/8777.html