Северный завоз, несмотря на возникшие трудности на участке реки Анадырь, продолжается |
|
По рекам Анадырского бассейна для отдаленных сел Ваеги, Краснено, Снежное, Усть-Белая, Марково, Ламутское, Чуванское с общим числом жителей более 3 тысяч человек в настоящее время спешно доставляются жизненно важные грузы, в первую очередь уголь, нефтепродукты и продовольствие. Однако в этом году северный завоз сталкивается с ощутимыми трудностями.
Капризная река
В связи с отсутствием круглогодичных дорог между населенными пунктами Анадырского района единственным экономически целесообразным видом доставки грузов в упомянутые села является водный транспорт. Между тем вследствие изменения русла и появления перекатов с малой глубиной сегодня судоходство по рекам Анадырского бассейна существенно затруднено.
На сегодняшний день доставка нефтепродуктов в села осуществляется универсальными судами ОАО «Анадырский морпорт». И. о. гендиректора морпорта Валентин Кулаков сообщил, что ситуацию осложняют последствия нынешнего весеннего паводка, когда массами сходящего льда привычные перекаты, зафиксированные в лоции реки Анадырь, были снесены и намыты в других местах, сделав лоцию (последняя версия - от 1989 года) практически бесполезной. Фарватер для крупных судов приходится искать буквально на ощупь.
Через перекаты
По словам первого заместителя начальника Департамента промышленной и сельскохозяйственной политики Андрея Мингазова, за короткий (около четырех месяцев) навигационный период 2018 года в села марковского куста речным транспортом необходимо завезти 18,17 тысячи тонн грузов, из которых угля - 11,6 тысячи тонн, дизтоплива - около 6 тысяч тонн. На перевалбазу Яры для обеспечения нормальной работы ДЭС ГП ЧАО «Чукоткоммунхоз» в Анадырском районе нужно доставить в целом не менее 4,1 тысячи тонн дизтоплива.
Сегодня основным проблемным участком на реке Анадырь являются перекаты Камешки на 222 км пути (находятся всего в 17 км от села Усть-Белая). В ряде совещаний с участием представителей окружного правительства, Чукоткоммунхоза и Чукотснаба районной администрации и речниками были предложены и в настоящее время выполняются некоторые практические шаги, которые позволяют обеспечить доставку грузов.
Одной из таких мер стала распаузка (перегрузка на более мелкие суда. - Ред.) топлива с танкеров перед перекатом, остановившим крупные суда. Далее через Камешки нефтепродукты перебрасываются на плавучей платформе с малой осадкой.
В частности, танкер «Онемен» недавно с мыса Обсервации доставил до района перекатов партию дизтоплива, после чего на плавучей платформе его переправили на танкер «Чукотка», находящийся выше перекатов. «Чукотка», соответственно, доставила на нефтебазу Яры 200 тонн топлива. В свою очередь, «Онемен» вернулся на мыс Обсервации за очередной партией дизтоплива и далее проследует до перекатов. После этого схема перегрузки нефтепродуктов «Онемен» - плавучая платформа - «Чукотка» повторится.
Что касается бензина, то, по данным Чукотснаба, в село Усть-Белая с начала навигации доставлено 200 бочек (около 17 тонн). Кроме того, на перевалбазе Яры с навигации 2017 года осталось 75 тонн для села Марково, поэтому дефицита бензина в селах нет.
Для ускорения решения возникших проблем запланировано привлечь дополнительные плавучие платформы к работе на перекатах. У Чукотской торговой компании для этих целей планируется арендовать 10 танк-контейнеров.
Тем не менее Чукоткоммунхозу рекомендовано разработать план экономии нефтепродуктов и угля на объектах ТЭК и ЖКХ сел Анадырского района, а также усилить контроль за их расходованием.
Уголь подождет на берегу
Аналогично решается и проблема с доставкой в села Анадырского района угля - распаузка, затем переброска малыми партиями на организованную выше перекатов временную площадку хранения с последующей погрузкой на более крупные суда для доставки в пункты назначения.
В целом северный завоз, несмотря на возникшие трудности на участке реки Анадырь, продолжается.
- По состоянию на 27 августа в село Канчалан доставлено 4200 тонн угля и 650 тонн дизельного топлива, что составило 100 % от запланированного, - отметил Андрей Мингазов. - В Снежное завезено 1800 тонн угля (100 %), необходимо доставить 260 тонн дизтоплива (обеспеченность до января 2019 года). В Краснено завезено 80 тонн дизтоплива, осталось доставить 175 тонн угля. В село Усть-Белая требуется доставить 800 тонн дизтоплива (его хватит до февраля 2019 года) и 5400 тонн угля (завезено 150 тонн).
По словам первого заместителя начальника Департамента, ситуация с завозов в отдаленные села находится на постоянном контроле окружных и местных властей, проводится ежедневный мониторинг обстановки, разработанный план действий осуществляется по графику.
Кстати
Определенный оптимизм в отношении северного завоза по рекам Анадырского бассейна вызывает прогноз погоды на предстоящий период: синоптики обещают дожди в верховьях рек. По данным ОАО «Анадырский морской порт», уровень воды в реке Анадырь возле села Усть-Белая за прошедшие выходные поднялся на 35 см.
Олег Белкин
«Крайний Север»,