Дамба у Хабаровска |
|
Счетная палата России (СПР) нашла признаки нецелевого использования бюджетных средств при строительстве дамбы набережной Хабаровска. Об этом было заявлено на коллегии Счетной палаты России под председательством Татьяны Голиковой.
На коллегии СПР озвучены результаты проверки использования в 2014-2016 годах и истекшем периоде 2017 года государственных средств, направленных «на организацию и функционирование комплексной системы управления водными ресурсами на территории ДФО и выполнение задач водной стратегии РФ».
В частности, нарушения СПР обнаружены при направлении субсидий на финансирование объекта капитального строительства «Защита от затопления территории Южного округа г. Хабаровска на участке ул. Пионерская от Дендрария до ул. Союзной».
Так, проектом строительства были предусмотрены элементы, не относящиеся к определению гидротехнического сооружения (инженерные сети и сооружения водоснабжения, водоотведения, теплоснабжения и газоснабжения).
Государственные деньги потрачены реконструкцию портового сооружения («дамба ледозащитная», площадью 91 тыс. кв. м, расположенной по адресу: Хабаровск, ул. Оборонная, 1), владельцем которого является ЗАО «Хабаровская ремонтно-эксплуатационная база флота», общей стоимостью 934,9 млн рублей. Ось строящейся защитной дамбы проходит по уже существующей льдозащитной дамбе затона протоки Амурская. И как следствие, расход бюджетных средств на момент проверки составил 640 млн рублей, что свидетельствует о признаках нецелевого использования бюджетных средств.
Проверка СПР также показала, что строительство дамбы ведется без основного элемента сооружения - батопорта (плавучий гидротехнический затвор, обычно служащий для запирания входа в док на лодочной станции Хабаровска). При этом предусмотренные контрактом штрафные санкции к исполнителю заказчиком не предъявлялись.
В условиях отсутствия надлежащего контроля со стороны заказчика, с марта 2017 года строительство объекта осуществляется подрядной организацией, не имеющей свидетельства о допуске саморегулируемой организации (СРО). Правоустанавливающие документы на земельные участки (площадью 16,4 тыс. кв.м), необходимые для строительства объекта, у заказчика отсутствуют.
Минфином России издан приказ о возвращении в федеральный бюджет предоставленных на строительство более 600 млн рублей. В 2018 году сумма в полном объеме взыскана из бюджета Хабаровского края.
Между тем
В Счетной палате пояснили, что Хабаровскому краю на строительство трех объектов водохозяйственного комплекса в 2014-2017 гг. было предоставлено 2,6 млрд рублей. На момент проверки использовано 2,2 млрд рублей или 82% предоставленных средств.
В нарушение условий предоставления субсидии правительством Хабаровского края не был обеспечен уровень финансирования строительства объекта в 2014 г. на сумму 388 млн руб., в 2015 г. - на 34 млн руб.
КГКУ «Служба заказчика Минстроя Хабаровского края» заключило контракт с ООО «Тутта» на строительство объекта на сумму 2,9 млрд руб. с превышением объема финансирования, установленного краевой адресной инвестиционной программой, в 32 раза (91 млн руб.).
При заключении и исполнении контракта были допущены финансовые нарушения на сумму более 1,3 млрд руб., в том числе:
- увеличение стоимости объекта на 394 млн руб. без согласования с Росводресурсами и при отсутствии заключения Главгосэкспертизы на корректировку проекта;
- оплата работ, не предусмотренных проектной документацией, на сумму 60 млн руб.;
- отсутствие корректировки стоимости контракта при сокращении объема используемых материалов на сумму более 117 млн руб.;
- необоснованное увеличение начальной максимальной цены контракта на 18 млн руб.
Кстати
Проверка СПР также выявила отдельные нарушения, допущенные заказчиками при выполнении водохозяйственных мероприятий на территории Хабаровского края.
Так, заказчиком (КГКУ «Служба заказчика Минстроя Хабаровского края) по двум дамбам в поселке им. Полины Осипенко и селе Бичевая были приняты и оплачены невыполненные работы на сумму 1,6 млн руб., что привело к сокращению протяженности этих дамб на 62 метра. В результате с декабря 2014 года муниципалитеты отказываются принимать их на собственный баланс.
Созданная в 2014-2015 гг. за счет бюджетных средств проектная документация по четырем защитным мероприятиям (расчистки, дноуглубление рек, капремонты ГТС) стоимостью 8 млн руб. Минприроды Хабаровского края не используется, что создает риски потери ее актуальности.
Нарушены правила ведения бухгалтерского учета на сумму 440 млн руб., включая постановку на бухгалтерский учет не зарегистрированных в реестре недвижимого имущества ГТС, что привело к переплате налога на имущество краевым учреждением «Хабаровскуправтодор» на сумму более 25 млн руб.
Кроме того, по восьми вновь построенным в Хабаровском крае объектам инженерной защиты отсутствовали декларации безопасности и разрешения на их эксплуатацию, а по семи из них не обеспечено страхование владельцами гидротехнических сооружений как опасных объектов.