|
До 2014 года в восточном крыле дворца на третьем этаже располагалась закрытая обанкротившаяся ведомственная библиотека - вторая по величине в городе. Вдоль оси центрального коридора шли девять больших залов, начинавшихся с общественного клубного и заканчивая журнальным тамбуром и громадным очень старым книгохранилищем с книгами от 19 века до 1945 года. Всего в библиотеке хранились издания с 1890 по 2004 год. О самой библиотеке я расскажу в другой статье, здесь речь о сводчатом зале.
Само крыло библиотеки было брежневским. Оно примыкало поднимающимися ступенями к журнальному тамбуру, пол которого прогорел и был очень похож не на пол, а на настил над некоей пустотой. За тамбуром вздымался метров на 12 ввысь сталинский зал книгохранилища. С двух сторон его свода выступали двухметровые барельефы солдат с овчарками в тайге. Я назвал его Залом Пограничника. Каждый из двух барельефов находился между двух колонн с так же выступающими мордами собак или лисиц и пятиконечными звездами. Сбоку Зала за высоченными шкафами книг находилась деревянная ДСПшная стена, непохожая на стену, но очень напоминающая специально возведенную перегородку, как бы разделяющую книгохранилище от чего-то.
Впервые увидев такое, я навел справки о возрасте дворца. Оказалось, он был построен в 1944, изначально квадратный фасадом с вытянутым сзади концертным актовым залом. В конце 60-х - начале 70-х ДК ЗЛК был перестроен в нынешний стеклянно-бетонный вид с добавлением крыльев спорткомплекса восточнее и кинокомплекса западнее, в длинных крыльях между расположились студии творчества.
Но в перестроенном дворце никак не могли параллельно существовать старые помещения. И я обратил внимание на здоровенное окно, светившее дневным светом в Зале Пограничника. Оно выходило...на стеклянный фасад перестроенного дворца. Легко догадаться, что старый зал оказался попросту закрыт новым фасадом.
Я вышел из дворца и несколько раз обошел его. В точку! Сзади, со стороны сгоревшего актового зала, под современным передним фасадом виден здоровенный козырек СТАРОГО СОХРАНИВШЕГОСЯ ЗДАНИЯ 1944 года.
Дворец Культуры Судостроителей оказался...русской матрёшкой! Брежневская бетонная пристройка просто нахлобучена на нетронутое сталинское историческое здание. Следовательно, надо было искать все его старые интерьеры.
Войдя в фойе ДК ЗЛК, мы видим стеклянные двери во ВТОРОЕ ФОЙЕ, ступенчато спускающееся внутрь к сгоревшему актовому залу. По обе стороны сгоревшего зала две сталинские роскошные лестницы с боковыми нишами.
Пройдя по коридорам от нынешнего фойе, обнаруживаем еще два сталинских лестничных шикарных пролета. Один справа закрыт. Другой слева открыт и ведет к двум залам. Один - танцевальный Мозаичный Зал - с точно таким же сводчатым потолком, как у Зала Пограничников, только много больше.
Другой зал был открыт только в конце 2015 года. Молодежь сняла там подвесной потолок и обнаружила четыре барельефа...пограничников с овчарками - два против двух - и четыре арки с карнизами между ними. Причем под двумя пограничниками также были...окна. Покрасив барельефы бронзовой краской, молодежь сделала в обнаруженном сталинском зале так называемое Книжное Антикафе. Оно просуществовало недолго, но я сделал там фотографии новых пограничников - в добавок к тому, что снял в Зале библиотеки. Когда я фотографировал, меня подвели к торцу Антикафе и постучали по нему. ДСП! Да, это оказалась перегородка С ДРУГОЙ СТОРОНЫ Зала Пограничников. Внизу была дверь, мы её открыли - и попали в реконструируемое бывшее книгохранилище полностью исчезнувшей в 2014 библиотеки.
Так я и думал еще с 2013-го. Зал Пограничника и Антикафе составляют неизвестный никому в Комсомольске ЕДИНЫЙ СТАЛИНСКИЙ ЗАЛ. Но для чего?
Вот в этом нам теперь поможет компьютер.
Я нашел старую книгу о Комсомольске 1949 года и отсканировал фотографию Дворца Судостроителей, данную в перспективе. Летом сделал такую же современную фотографию ДК ЗЛК. На компьютере уменьшил обе в одинаковом масштабе, - и расположил точно одну над другой сообразно фасаду. И увидел то, что искал.
Смотрите на иллюстрацию выше. Пять вертикальных делений современного фасада с окнами соответствуют пяти вертикальным делениям фасада с окнами сталинского. Западное первое деление - желтое - сохранившиеся старые лестничные пролеты к Мозаичному Залу и Антикафе - западные окна сталинского дворца. Два западных деления - красные - Зал Четырех Пограничников Антикафе- центральные западные окна сталинского дворца. Восточное зеленое деление - Зал Пограничника книгохранилища - восточное центральное окно сталинского дворца. Восточное синее деление - тамбур бывшего журнального отдела, - восточное окно сталинского дворца, соответствующее окнам лестничного пролета западного. А это значит, что журнальный тамбур перед бывшим книгохранилищем - забитый сверху половыми досками...лестничный пролет, который до сих пор ведет снизу в восточном крыле! То есть сталинский старый дворец цел весь!
Если создать трехмерную виртуальную модель на компьютере, Задний Старый Сталинский ДК ЗЛК Комсомольска сейчас выглядит так. Внизу старое фойе с кессонными потолками. Над ним Единый Зал Шести Пограничников с пятью поперечными сводами. За Залом Пограничников - Мозаичный Зал с поперечным сводом. По обе стороны к ним ведут старые лестничные пролеты. За Мозаичным Залом и за старым фойе - Сгоревший Актовый Зал. По обе его стороны - старые массивные вторые лестничные пролеты с нишами по стенам. От обеих сторон Мозаичного Зала над старым фойе к верхним помещениям Сгоревшего Зала ведут коридоры, двери в которые сейчас закрыты.
Всё это можно реставрировать и показывать комсомольчанам и туристам, на этом запросто можно делать деньги. Создать Музей Города, как в Хабаровске.
Но дай бог, чтобы эту статью вообще кто-нибудь прочитал. Да, открытие не стало сенсацией 85-летия Комсомольска, хотя автор посылал статью об этом в газеты края. Потому что статью не дали. Мы же в основном любим рассуждать сейчас о деньгах и о политике, а не о том, что интересного можно найти и чем достойным можно гордиться в историческом плане в собственной стране, - что в любой стране само собой разумеется, а у нас вызывает непонятное отстранение. Или не так?..
Спасибо за теоретическое прочтение.
Анатоль Две Тысячи ВОСЕМНАДЦАТЬ.