Москва пытается перетянуть доходы от сахалинского шельфа на свою сторону. |
|
Это известие как гром среди ясного неба грянуло после выборов с подачи федеральных СМИ. При этом существует порядок предварительного согласования вопросов с органами власти субъекта федерации, получается, что все решают за нас и без нас.
Верстается федеральный бюджет, идет поиск финансовых источников пополнения казны. Вот минфин и обратил свой взор на острова, хотя на Дальнем Востоке есть более крупные, экономически развитые, обустроенные территории, чем Сахалин и Курилы.
Цена вопроса - 68,4 млрд рублей, которых может недосчитаться регион в 2018 - 2020 годах. Между тем трехлетний бюджет Сахалинской области уже утвержден и обрел силу закона. Понимая, что подобные действия министерства нарушают Бюджетный кодекс, в правительстве РФ решили в ближайшее время внести поправки в этот нормативно-правовой акт.
При всем при том финансовые ресурсы, которые изымаются у Сахалинской области, по большому счету несущественны для федерального центра, а для островов потеря 50 проц. налога на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции очень существенна.
Если область лишится такой суммы доходов, то и расходы будут урезаны. Придется существенно сократить затраты на различные программы, проекты, в том числе на социальную сферу. Мы не сможем, как планировали, поддерживать пенсионеров, молодые семьи, детей, что негативно скажется на настроении людей.
В минфине и правительстве РФ не могут не знать, что после падения цен на нефть доходы на Сахалине снизились почти на 30 проц., бюджет территории продолжает сокращаться третий год подряд.
Тем не менее регион пока не стоит с протянутой рукой, что само по себе благо для государства.
Так, казалось бы, зачем правительству обрекать все еще проблемную во многих отношениях территорию на принудительное донорство и сметное финансирование, да еще в то время, когда декларируется заинтересованность государства в развитии Дальнего Востока? Ведь очевидно: если этот пессимистичный для региона вариант будет реализован, это приведет к замедлению его социально-экономического развития, ухудшению качества жизни населения, оттоку людей с островов.
В советское время на эту территорию, приравненную к районам Крайнего Севера, полноценно работали две государственные программы. Они принимались на самом высоком уровне, финансировались в полном объеме.
По досрочному завозу это была территория первой категории. Сюда привлекались кадры. Людей заинтересовывали зарплатой, рабочими местами, льготами, северными коэффициентами. Эти программы заложили мощный фундамент: многое из того, что было построено и создано в советское время, до сих пор служит людям.
В перестроечные 1990-е годы не от хорошей жизни остров распечатал свои недра. Не хватало средств, пришлось воспользоваться неприкосновенным запасом - природными кладовыми углеводородов на шельфе.
Проекты с иностранными компаниями заключили не на выгодных условиях, потеряли 20 годовых бюджетов в надежде, что проекты дадут отдачу. Пошла нефть, и доходами от ее реализации в первую очередь покрывались расходы компаний. Но даже дождавшись прибыли, на которую рассчитывали, мы мало что успели преобразовать. Если сначала в федеральную казну уходило 40 проц. прибыли, то потом 95 проц.
То, что сапожник без сапог, мало кого интересовало, как и то множество проблем, которые не решались десятилетиями. Чиновников тревожило иное: как это так, Сахалин и вдруг разбогатеет?
Вряд ли есть обеспокоенность и его дальнейшей судьбой: как он будет развиваться, когда инвесторы завершат разработку шельфовых проектов и уедут, а мы останемся не только со своими проблемами, но и экологическими и техногенными рисками? И вновь денег не будет ни у региона, ни у России.
Правительство СССР понимало значимость этой территории еще и как форпоста страны, укрепляло рубежи, работало на перспективу. А сегодня та же федеральная программа социально-экономического развития Курильских островов показушно декларируется центром, а финансируется практически на 90 проц. из областной казны. А как будут обстоять дела, если с 1 января 2018 года денег в этой казне окажется на четверть меньше?
Федеральный центр уже изымал у нас 50 млрд рублей. Колоссальные деньги из областного бюджета были вложены в проект по поддержке в одностороннем порядке авиакомпаний Дальнего Востока.
Странно получается, что правительство РФ печется о развитии всего Дальнего Востока, а маленький Сахалин (сотая часть территории России) почему-то становится донором в этом процессе.
С мнением общественности Москвы или Санкт-Петербурга пришлось бы считаться - там оперативной реакцией на непопулярные решения правительства будут нежелательные митинги и пикеты. А российской окраине можно жестко диктовать свои условия.
5 октября на первом рабочем совещании областной думы принималось обращение депутатов к председателю Госдумы В. Володину. Однако, на мой взгляд, текст этого документа не отвечает необходимым требованиям. Это обыкновенное прошение для галочки. Аналогичные обращения приходят из многих регионов.
Все плачут, как у них плохо, как мало средств им выделяется. Но Москва, как известно, слезам не верит. Действуя в интересах сахалинцев и курильчан, депутаты должны не просить, а требовать. А иначе зачем зря портить бумагу, если она силы не возымеет? Лично я не знаю ни одного примера, когда бы Госдума (я год работала там) не поддержала хотя бы одно намерение правительства.
Вот почему я предложила устрожить текст и в первую очередь направить обращение правительству и президенту, ведь накануне выборов главы государства в Сахалинской области складывается обстановка, способствующая росту недоверия избирателей к федеральным органам власти.
К тому же решение минфина для региона - ЧП, а не рядовая ситуация. Быть вне политики не получится. Обратить внимание федерального центра на территорию сегодня можно только неординарными действиями.
Предлагала коллегам обратиться в Госдуму и через ее фракции и комитеты поставить вопрос о недоверии правительству и его отставке. (Парламент страны ежегодно принимает отчеты правительства и может инициировать его отставку). Перед выборами президента этот сознательно сделанный политический акцент, на мой взгляд, заставит высшие инстанции обратить внимание на регион и разобраться: почему он столь кардинальным образом ставит вопрос?
К большому сожалению, коллеги в облдуме в большинстве своем меня не поддержали. Решила действовать самостоятельно. Позвонила в Госдуму, напросилась на заседание комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока. Получила поддержку и приглашение от председателя комитета Николая Харитонова.
Говорят, один в поле не воин, но как депутат я представляю интересы людей, а они ждут от меня действий. Лечу в Москву, ведь если сегодня упустить ответственный момент, завтра будет поздно. Везу с собой информацию, которая может повлиять на принятие решения, - актуальный материал газеты «Советский Сахалин» за 6 октября «Воры и ротозеи» с сопроводительным письмом.
Они адресованы правительству, Совету Федерации, Госдуме, руководителям всех фракций, генпрокуратуре. Надеюсь, что сработает коллективный разум и будут приняты меры по пресечению недальновидных действий российского правительства. Ибо должны быть противовесы, не позволяющие федеральной власти жестко диктовать условия и таким образом распоряжаться финансовым ресурсом субъекта РФ.
Считаю, что федеральным центром допущена серьезная ошибка, которую тем не менее еще можно исправить. Федеральный центр должен показать, что умеет держать слово и не меняет на ходу правила игры.
Со своей стороны сделаю все возможное, чтобы протестный голос островитян был услышан. Будет толк от этого или нет, но, по крайней мере, с чувством выполненного долга буду жить дальше и не буду укорять себя за то, что была сторонним наблюдателем и не участвовала в процессе.
С. Иванова,
депутат Сахалинской областной думы.
«Советский Сахалин», 09.10.17
* * *
Воры и ротозеи
Москва собирается показать сахалинцам большой кукиш: федеральное правительство вынашивает планы по изъятию у островной области десятков миллиардов рублей дохода, которые регион получает от нефтегазовых проектов. Инициатива пошарить по сахалинским карманам принадлежит полпреду президента в ДФО, вице-премьеру Юрию Трутневу.
С его подачи минфин готовит поправки в Бюджетный кодекс, меняющие с 2018 года схему распределения доходов по налогу на прибыль при выполнении соглашений о разделе продукции (СРП). У нас в режиме СРП работают проекты «Сахалин-1» и «Сахалин-2». Сейчас в соответствии с действующей нормой закона в бюджет области зачисляется 75 проц. налога на прибыль. Оставшиеся 25 проц. перечисляются в федеральный бюджет. Трутнев хочет 50 проц. сахалинской доли забрать в пользу центра.
Собственно, процесс уже пошел. Как сообщает Газета.ru, 18 сентября состоялось заседание правительства, на котором рассматривался проект бюджета на 2018 год. Так вот, в материалах по данному вопросу в доходы на следующий год уже были включены 50 проц. от доли Сахалинской области в налоге на прибыль при выполнении СРП по проекту «Сахалин-2» в размере 25,3 млрд. рублей.
Это же издание подчеркивает, что об открытых возражениях со стороны областного правительства ничего не известно.
Губернатор, как видно из его комментария, сделанного в конце минувшей недели, дает понять, что для него возможные поправки в Бюджетный кодекс пока лишь неофициальная новость. Такое впечатление, что у губернатора нет не только номера телефона Трутнева, у него вообще нет никого ни в Москве, ни в Южно-Сахалинске, кому положено отслеживать подобные вопросы.
Между тем другое федеральное издание - «Общая газета» - отмечает, что минфин давно планировал забрать у Сахалинской области часть доходов в пользу федерального бюджета. Ну конечно, им нужнее. Футбольный мундиаль, например, надо красиво провести, Крым поднять или в очередной раз помочь какому-нибудь братскому народу кредитом, который тот не собирается возвращать. Когда мало денег, в правительстве хорошо знают, что следует делать - экономить на пенсионерах, на федеральных программах, на регионах.
Вряд ли многие у нас осведомлены, что федеральная Курильская программа в последнее время практически не финансируется из федерального бюджета. Нет у Москвы денег и на новые паромы для связи Сахалина с материком, хотя это прежде всего вопрос федерального центра.
Профессионализма правительству хватает на самые простые решения - на то, чтобы топор достать из-под лавки. И ведь кого собираются грабить! Был бы это регион, который за счет нефтегазовых доходов уже превращен в конфетку. Но ведь нет этого. Сделано, может быть, 5 - 10 проц. от необходимого. Область в лучшем случае в начале пути.
Надо же понимать, что до 2011 года, когда в бюджете области появились первые большие деньги, в течение 25 - 30 лет практически ничего радикально не менялось в социальной сфере, в сфере ЖКХ, жилищном строительстве, благоустройстве. Теперь, если заберут деньги, на многих программах придется поставить крест или существенно их урезать.
Сейчас некоторые авторитетные советчики рекомендуют не сгущать краски. Дескать еще окончательно ничего не решено… Наоборот, надо эти самые краски сгущать. Нас-то ведь и проверяют на бессловесность, на безволие. Промолчим - завтра потеряем еще больше.
Не помешает пошире открыть рот и областному руководству. Разумеется, не только за обеденным столом, а для произнесения нужных слов и оценок. Оценок не двусмысленных, а вполне определенных. И не только с расчетом на местную публику.
У нас в областном руководстве много людей приезжих, далеко не все они чувствуют себя сахалинцами. А ведь поставлены блюсти интересы сахалинского населения. Вот и покажите, какие вы эффективные менеджеры, покажите, что вами движет не лояльность федеральному центру, а забота о нуждах местного сообщества. В противном случае зачем нам нужны все эти депутаты, мэры, министры и прочие высокопоставленные чиновники, если они думают лишь о том, как удержаться на своих должностях.
И меньше надо пускать пыль в глаза на разных выставках, форумах и конференциях. Уберите из высокой средней зарплаты по региону зарплаты работников нефтегаза и чиновников, и наша средняя быстро станет такой, как у всех. Поэтому меньше треска по поводу наших вроде бы достижений, больше нужно говорить о не сделанном. В любом случае так полезнее будет.
В. Сорочан.
«Советский Сахалин», 02.10.17