Многие граждане даже не догадываются, как легко люди в милицейских погонах могут отобрать их добро. И как трудно потом что-то доказать… Житель Бикина Василий Твердун уже третий месяц пытается вернуть свои 173 сумки с вещами. Их он лишился средь бела дня по дороге в Хабаровск. На посту ГИБДД фуру с сумками остановили, а чуть позже она поехала уже туда, куда приказал сотрудник УВД. Твердун заподозрил самое нехорошее: похоже, его дерзко и цинично ограбили! Эта история про отъём баулов с ширпотребом - не только скандальная, но и весьма поучительная в своих подробностях.
Эскорт для сумок
Всё началось 27 апреля. В тот день Василий Твердун намеревался перевезти из Бикина в Хабаровск принадлежащие ему товары народного потребления — летнюю одежду китайского производства. Сразу поясним: сам Твердун официально не является предпринимателем. И задуманная им коммерческая операция была в его жизни первая и, возможно, последняя.
- С начала года я ездил на рынки Хабаровска и Уссурийска, там на свои деньги покупал вещи, которые складывал в большие сумки и хранил в своем гараже, - пояснил нам Василий Васильевич. - А в конце апреля я намеревался привезти эти сумки в Хабаровск, погрузить в контейнер и отправить по железной дороге своим знакомым коммерсантам в Башкирию и Москву.
Итак, чтобы доставить сумки в Хабаровск, Твердун заранее договорился со своим знакомым - хабаровчанином Александром Бодяком, у которого была фура «Мицубиси-Фусо». Тот утром приехал в Бикин, к полдню сумки загрузили и отправились в путь. Бодяк – за рулем своей «Мицубиси», а хозяин вещей Твердун поехал следом на своей машине.
Но благополучно они доехали только до поста ГИБДД, что на выезде из Бикина, это 213-й км федеральной трассы «Уссури» Хабаровск – Владивосток. Там фуру тормознули. Василия поначалу это ничуть не встревожило. Ведь вещи были не ворованные, не контрабандные и не запрещенные к свободной перевозке. Однако едва инспекторы ГИБДД увидели сумки, без разговоров и объяснений у Бодяка забрали документы на автомобиль и водительское удостоверение. А фуру развернули, потребовав ехать в Бикинский горотдел милиции.
Там оперуполномоченный ОБЭП (отдел по борьбе с экономическими преступлениями) ОВД Бикинского района Зотов заявил, что поскольку нет сопроводительных документов, все сумки изымают - «для проведения проверки принадлежности груза и источника его происхождения». И дал указание водителю ехать в Хабаровск – «к месту помещения сумок на ответственное хранение».
Василий пытался объяснить Зотову очевидное: в фуре находятся принадлежащие лично ему сумки с товарами народного потребления, просил разобраться здесь же, на месте. Его не желали слушать. В Бикине в сумки даже не стали заглядывать, осматривать их или описывать. Сотрудники милиции лишь зафиксировали, что в фуре находятся принадлежащие ему, Твердуну, 173 сумки.
В Хабаровск, сопровождаемая почему-то эскортом сотрудников ГИБДД, фура прибыла уже под вечер. Оперуполномоченный Зотов велел заехать на территорию какой-то базы по улице Целинной, 8-в. Хозяина сумок туда не пустили. Позже он узнал, что здесь находится ООО «Альтернатива-ДВ», которому милиция сдает на ответственное хранение изъятые вещи и грузы.
Просчёт хранителей
На территории базы к фуре подбежали китайские рабочие и перегрузили сумки на склад. В полдвенадцатого ночи обэповец Зотов составил протокол осмотра места происшествия. И сказал, чтобы Бодяк, водитель фуры, его подписал. Тот отказался. Почему? В протоколе значилось, что из фуры были изъяты и помещены на склад 142 сумки с вещами. Но в машине-то было 173 сумки! Был составлен еще и акт приема-передачи груза ООО «Альтернативе», где также значились 142, а не 173 сумки.
Спрашивается, куда делась еще 31 сумка, каждая из которых весила по 35 кило?!
Когда хозяин задержанных вещей узнал, что «экспроприаторы» просчитались аж на 31 сумку, он понял: если ничего не предпринять, можно остаться с носом. Буквально на следующий день Василий написал заявление в следственный отдел по Бикину при прокуратуре. И через день на склад по улице Целинной прибыла следственная группа из Бикина.
Тогда и выяснилось, что опер ОБЭП Зотов сдал отобранные вещи на хранение ООО «Альтернатива-ДВ», где, дескать, работают надежные ребята – бывшие работники милиции и ФСБ. Следователи попросили их: «Пожалуйста, откройте нам склад, там должны находиться незаконно изъятые вещи». В ответ «надежные ребята» лишь улыбнулись: открыть не можем - нет ключей. И только два дня спустя, после долгих переговоров, когда следователи пригрозили, что обратятся в краевое УВД, ключи нашлись, и двери склада, наконец, открыли.
Бикинские следователи пересчитали баулы, изъятые у Твердуна, - получилось 172 сумки. Т.е. не 142 сумки, как было указано в акте приема-передачи, но и не 173, как было на самом деле в фургоне, а - на один баул меньше! Почему всё время разные цифры?
- Работники ООО ответили: мол, было темно, просчитались, - рассказывает Василий. - Хотя в протоколе осмотра были подробно описаны, явно при свете, случаи нарушения упаковки. Как могли просчитаться?! Думаю, эти сумки просто-напросто хотели у меня отобрать. Но не на того напали!
Между тем, 172 баула, что закрыли на складе «Альтернативы», возвращать Василию отнюдь не спешили. Бикинские милиционеры и их хабаровские друзья, хранители изъятого, похоже, ничуть не испугались. У них, как оказалось, был свой козырной туз в рукаве.
Судебная тяжба
Твердун срочно нанял адвоката и подал жалобу в Бикинский горсуд, попросив суд «признать незаконными действия должностного лица – оперуполномоченного ОБЭП ОВД Бикинского района Зотова В.И. – по изъятию вещей, принадлежащих мне на правах собственности, и помещению их на хранение, а также обязать Зотова В.И. вернуть изъятые у меня вещи...»
Судья Андреева, рассмотрев 28 мая эту жалобу, полностью ее удовлетворила. При этом сослалась на ст. 176 УПК РФ, согласно которой осмотр места происшествия (напомним, именно о таком действии составил протокол оперативник Зотов, когда 27 апреля задокументировал изъятие сумок у Твердуна) производится в целях, имеющих значение для уголовного дела. А изъятию подлежат только те предметы, которые могут иметь отношение к уголовному делу. Но суд установил: «На момент осмотра места происшествия и изъятия у Твердуна В.В. товаров народного потребления какие-либо сообщения о совершенном либо готовящемся преступлении – отсутствовали».
А потому у обэповцев не было никаких законных оснований ни для составления протокола, ни тем более для изъятия сумок — констатировала судья.
Вот тут и появился «туз»: начальник ОВД по Бикинскому району подполковник милиции Киселев подал в краевой суд кассацию. Попросил отменить решение суда и отказать в удовлетворении жалобы Твердуна: пусть докажет, что сумки принадлежат ему. Мол, в материалах проверки от 27 апреля «имеются только результаты устного опроса Твердуна, какими-либо иными документами право собственности Твердуна на указанные вещи – не подтверждено».
Но ведь еще 28 апреля, когда Твердун обратился в следственный отдел прокуратуры с жалобой на произвол бикинской милиции, он представил некоторые документы. Потом они фигурировали и в суде, доказывая незаконность отъёма вещей у их владельца.
Но подполковник Киселев гнёт своё:
«Представленный следователем прокуратуры список товаров, подтверждающий, со слов Твердуна, факт приобретения указанных вещей на фабрике КНР, имеет в основном записи в виде иероглифов, а на русском языке имеются только сведения о наименовании товаров. В связи с чем данный список не соответствует тем требованиям, что предъявляют к документам, находящимся в обороте на территории РФ, и, соответственно, не может являться доказательством заключения какой-либо сделки, в том числе и купли-продажи...»
Неужели подполковник милиции забыл, что существует презумпция невиновности? Твердун не обязан кому-то доказывать, что вещи он не крал и не переносил через границу тайными тропами! Не обязан он доказывать, где и когда были приобретены эти вещи, коль скоро они находятся в свободном гражданском обороте. Разве не так?
Судя по всему, для начальника Бикинского ОВД Киселева — нет: «Причинами отсутствия документов на товар могут быть хищения этих товаров; перемещение их через границу контрабандным путем; перевозка товаров лицом, не зарегистрированным в качестве лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность; опасность товаров для жизни и здоровья граждан и др.».
Заметьте: как бы заметая следы незаконного изъятия, Киселев нажимает на «может быть...». Но «может и не быть!» Сначала докажите, господин подполковник, контрабанду и хищение — тогда и отнимайте вещи!
- Представители ООО «Альтернатива», в свою очередь, уже заявили, что действуют в интересах населения, поскольку изъятые у меня вещи — якобы «некачественные и опасные для использования», - сообщил нам Василий.
Простите: а эти-то «хранители» каким боком записались в эксперты?!
Странная альтернатива
Но если вещи изъяли только из-за того, что они могут представлять угрозу для потребителей, то тогда непонятно другое. Почему только 25 мая, спустя месяц (это установили в суде), задним числом были взяты образцы изделий для каких-то исследований? Причем по сей день нет никаких результатов! Получается, объективных причин для изъятия этих сумок как не было, так и нет. Кроме абстрактных рассуждений о защите граждан от некачественного китайского ширпотреба.
Между тем сумки Твердуна неожиданно переместили с улицы Целиной на Сибирскую (она - на противоположной окраине города). Там тоже есть какие-то склады, под названием «Моисей».
- Следователи из Бикина, мой адвокат и я 19 июня приехали на склад по Сибирской, о чём договаривались почти неделю, - рассказывает Твердун, - но в назначенный день нас не пустили и на этот склад. Опять ключи «потерялись»...
- Хранители сумок нам чуть ли не в открытую намекают: «Сумки теперь наши, а Твердун пусть докажет, что сумки – его», - говорит адвокат Юрий Кузнецов. - Но почему мы должны это делать?! Кстати, к нам дважды подходил человек - как бы со стороны, кто такой, не знаем - и советовал: «Если хотите вернуть сумки, заплатите». Сколько? Как мы поняли, речь шла о ста тысячах долларов, потом, правда, цифру вдвое снизили...
По словам Твердуна, в тех 173 баулах, что у него изъяли, товара примерно на 200 тыс. долларов. Качественный товар фабричного производства. Понятно, он не может спокойно сидеть и ждать, когда это дело о сумках рассмотрит уже краевой суд. На днях Твердун направил жалобу уже не начальнику районного ОВД, а главному милиционеру края генералу Алексею Лапину:
«Представители ООО «Альтернатива» сделали так, что следователь Карплюк М.С. не может попасть на базу по ул. Сибирской, 6-а и осмотреть вещи. Создается впечатление, что мои вещи либо похищены, либо подменены. Мне не хочется верить, что в отношении меня согласованно действуют представители правоохранительных органов, которые хотят обогатиться за мой счет. Но веры в это остается все меньше...»
Впрочем, последнее слово будет, видимо, не за начальником краевого УВД, а за краевым судом. Процесс обещает быть громким. Хотя бы потому, что в Бикине это первый случай такой экспроприации на большой дороге.
Ирина Харитонова,
«Хабаровский Экспресс», № 27.