Газета «Дальневосточные ведомости». Миклушевский попал в скандал с вертолетом |
|
«Приморскому краю необходима новая комплексная программа социально-экономического развития, которая должна быть увязана со всеми ресурсами - природными и человеческими. Главными приоритетами в работе новой администрации региона должны стать забота о социальном благополучии и экономическом процветании жителей Приморья. Мы находимся в неплохой стартовой ситуации, которая была обеспечена многомиллиардными федеральными инвестициями в развитие Приморского края. При этом одна из главных проблем в развитии региона - то, что все инвестиции в развитие края сегодня опираются на федеральный и краевой бюджет, без привлечения средств коммерческих структур», - едва вступив в должность в марте 2012 года сообщил краевым законодателям новый губернатор Миклушевский. Уточнять, что все федеральные деньги на проведение саммита АТЭС-2012 в край «привел» его предшественник Сергей Дарькин, он, конечно, не стал.
Осуждать его за это не решились - новая власть всегда предпочитает говорить о прошлой только в негативном свете, да и «кредит доверия» был только распечатан, все ждали, что же принесет с собой такой необычный для Приморья руководитель-интеллигент из далекой Москвы. Но у Владимира Миклушевского был «в рукаве» один очевидный и беспроигрышный козырь - тот самый саммит АТЭС, к проведению которого так активно готовилось Приморье в последние месяцы губернаторства Сергея Дарькина. В ситуации, когда Владивосток торопился закончить «стройку века» и с честью встретить гостей со всего азиатско-тихоокеанского региона, новому губернатора достаточно было просто не мешать уже запущенному процессу. Что он и сделал.
А пока мосты, кампус ДВФУ и новые дороги в авральном режиме достраивались, Владимир Миклушевский (или его приближенные политтехнологи) решили поработать над имиджем - статус простого «варяга» бывшего ректора ДВФУ не устраивал, а реальных достижений за плечами не было, и пришлось обратиться к общественности.
Именно в первые месяцы своего губернаторства Владимир Миклушевский распорядился о создании Открытого правительства, а также общественных экспертных советов и Общественной палаты в его составе. Сегодня очевидно, что все эти, казалось бы, очень полезные для гражданского общества инструменты стали простым способом «легитимизации» решений краевых властей: в них попали практически только лояльные к власти люди, преследующие не общественные, а скорее какие-то свои цели, благодаря чему с ними всегда можно было договориться. И, как итог, заручиться поддержкой так называемой «общественности», без которой принимать знаковые решения считается за моветон. Хотя говорить о принятии таких «знаковых» решений, имевших какой-то эффект для жизни всех приморцев, не приходится.
Но работа этих институтов, как показало время, мало общего имела с реальностью. На деле, контролем работы краевой администрации и губернатора Владимира Миклушевского в первое время занимались, разве что, независимые СМИ и иногда приморское отделение Общероссийского народного фронта. Именно с заявлениями его активистов связанны «яркие моменты» губернаторства Миклушевского. И, как выяснилось, для этого общественникам понадобилось всего лишь несколько раз взглянуть на закупки, которые администрация проводила на самые разные, в том числе и крайне сомнительные цели. Правда заинтересовали их далеко не все губернаторские аукционы.
Например, остался без «лишней» огласки ремонт дом № 12 на улице Девятой, который в народе называют «губернаторской дачей». Произошло это в апреле 2012 года, то есть практически сразу после назначения Владимира Миклушевского на высокий и ответственный пост. По мнению Хозяйственного управления администрации Приморского края, капитальный ремонт дома с хозяйственными постройками должен был обойтись в 88,2 миллионов рублей. При этом примерно в полукилометре от этого объекта можно было купить двухэтажный коттедж за 60 миллионов рублей. Но единственному участнику аукциона - Обществу с ограниченной ответственностью «Ремонтно-строительная компания КФК» - было не сильно жаль бюджетных денег, поэтому итоговая цена контракта уменьшилась всего на полмиллиона и составила 87,6 миллионов рублей. По официальным курсам валют 2012 года - почти 3 миллиона долларов США.
Как стало ясно позже, Владимир Миклушевский вообще относится к комфорту крайне трепетно и не жалеет на него никаких краевых денег. Так называемый «гостиничный комплекс «Океан», в который входят три отеля - «Коралл» (4300 м.кв. по ул. Девятой, 14) и «Жемчужина» (1500 м.кв., по ул. Девятой, 20), «Чайка» (500 м.кв. по ул. Девятой, 12), «высосал» из бюджета намного больше, чем можно себе представить. На капитальный ремонт «Жемчужины» потратили почти 378 миллионов рублей, плюс 16 миллионов рублей на инженерные сети, то есть всего - 394 миллионов рублей, или более 13 миллионов долларов США. «Коралл» тоже не забыли - его ремонт обошелся в 29,9 миллионов рублей, почти миллион долларов США. Итого: 17 миллионов долларов США или 511 миллионов рублей. Эту сумму можно спокойно сравнить с годовыми бюджетами муниципальных районов края, при чем большинство из них имело на 2013-2014 годы меньше казенных миллионов, чем было потрачено на комфортное проживание Владимира Миклушевского, его гостей и приближенных.
Постепенно вживаясь в свою новую роль, губернатор совсем перестал стесняться своих «аппетитов» - далее общественность увидела закупки на капитальный ремонт резиденции главы на острове Русский (бюджет Приморья заплатил за нее более 6,5 миллионов рублей в конце 2014 года), еще миллион потратили на укладку бетонной площадки и ремонт забора островной резиденции, еще 70 миллионов рублей - на закупку новой мебели для всей этой красоты.
Отлично запомнился всем неравнодушным жителям края и ремонт губернаторской яхты, которая была приобретена к саммиту АТЭС, видимо, чтобы удивить и расположить к инвестиционной активности дорогих гостей мероприятия. Но план не сработал, а яхту пришлось чинить уже к концу 2013 года, причем дважды. В попытке не запятнать свое «честное» имя, администрация края заключила два (1, 2) контракта на «оказание агентских услуг по подбору исполнителей и заключению с ними договоров от своего имени, но за счет ГБУ «ХОЗУ», на транспортировку, перевалку и обслуживание прогулочного моторного судна» - другими словами, избежала необходимости публиковать закупки на ремонт яхты в общем доступе.
Однако в век информационных технологий все скрытое когда-то становится явным, и сегодня известно, что в целом, на губернаторскую яхту казна потратила более 76 миллионов рублей. Еще 36,5 миллиона рублей или по миллиону в месяц - на еду, напитки, обслуживание приемов и прочих протокольных мероприятий с 2013 по 2015 год. А уже в 2016 году выяснилось, что глава региона очень трепетно относится к необычным средствам передвижения, особенно - вертолетам, тем более, если это субботнее утро, рядом лучшие друзья и есть, чем отметить такое радостное событие.
Покатушки на вертолете с друзьями и дорогим шампанским стали не единственным примером тому, что Миклушевский любит роскошь. История с дорогущей курткой губернатора Приморья взорвала общественность края. Миклушевский умудрился прийти на субботник в куртке «Louis Vuitton» примерной стоимость в 500 тысяч рублей.
«Согласно опубликованным декларациям о доходах за 15-й год, приморский губернатор заработал 2 миллиона 870 тысяч рублей. Получается самая дорогая спецовка в мире, - отметил в своей передаче Иван Ургант. - Подумайте, мог ли в здравом уме человек, который по роду своей деятельности умеет грамотно распределять средства, потратить на куртку практически четверть годового дохода? Конечно, нет».
Активно тратились бюджетные миллионы и на то, чтобы широкая общественность, способная действительно влиять на власть при определенных обстоятельствах, как можно меньше знала о том, как администрация Миклушевского распоряжается их деньгами. За правильное освещение политики «белого дома» и лично губернатора, за 2012 - 2015 годы из бюджета официально выплатили около 1,1 миллиарда рублей.
«Дарькин считал, что надо не говорить, а работать, жители сами все оценят по результатам. И делалось намного больше, чем говорилось, - сейчас все наоборот. Сергей Михайлович был непростым мужиком, но очень «предметным», как, кстати, и экс-мэр Владивостока Владимир Николаев (что бы про него ни говорили). Если они брались за что-то, то не «мели языком», а делали. И не тушевались, когда было тяжело. Еще одна тонкая грань, отличающая стиль работы (Сергея Дарькина и Владимира Миклушвеского - прим. ред.), - берет человек на себя ответственность или нет. (…) Это очень важно: знать, «прикроет» тебя начальник или сдаст («умоет руки»). В противном случае у нижестоящих всегда есть опасение, как бы не ошибиться. И это становится проблемой: лучше вообще ничего не делать, а действовать строго в рамках регламента. Руководители из реального сектора умеют рисковать, для «пожизненного» чиновника это большая редкость, не та «школа». А когда не рискуешь, тогда ничего и не движется», - поделился откровенными и, безусловно, закономерными выводами в интервью, от которого потом «открестился», бывший вице-губерантор Сергея Дарькина и Владимира Миклушевского Александр Костенко.
Однако в словах одного из самых уважаемых краевых чиновников многие увидели истину: отбросив все сомнительные закупки и мнимую работу с общественностью, что новый губернатор имел в «сухом остатке»? Закон о предоставлении земли молодым семьям Приморья, который так и не заработал? Сначала выяснилось, что власти не успели разобраться даже с очередями многодетных семей, а затем, что участки посреди тайги без каких-либо коммуникаций для людей подходят мало. Виноватыми, конечно же, оказались муниципалитеты, не осилившие прокладку коммуникаций - те самые, бюджеты которых не превышают стоимость ремонта губернаторских дач и резиденций.
Может быть, запомнится Владимир Миклушевский жителям столицы Приморья, как человек, наконец-то добившийся очевидной справедливости и низких цен на рыбную продукцию? Да, об этом много говорилось и даже были обещания построить крупнейший рыбный рынок, по примеру Токио и других мировых столиц, чтобы люди наконец-то могли себе позволить есть родную рыбу не только по праздникам. Но где же этот рынок?
Эта же грустная участь постигла и прочие проекты, о реализации которых так усердно вещала пресс-служба администрации Приморья и «прикормленные» СМИ: «Владивосток-СПГ» от «Газпрома», «ВНХК» от «Роснефти», торговые центры от Metro Cash & Carry, развлекательный комплекс от Naga Corporation Limited.
Даже два пятизвездочных отеля, уже активно строившихся в 2012 году, так и не были достроены при Миклушевском, а всемирноизвестный гостиничный оператор Hyatt без лишнего шума покинул Приморье, не оставив каких-либо надежд - логическое завершение нескольких лет коррупционной агонии. При этом Марина Ломакина, экс-директор компании «Наш дом - Приморье», строившей эти отели во Владивостоке, лишилась должности вслед за назначением губернатора, заявляла о коррумпированности первых лиц администрации края. Именно это, по ее мнению, помешало достроить и сдать гостиницы если не к саммиту, то хотя бы в 2013 году.
Знаменитые ФАПы тоже «подкачали»: неплохая на старте идея разрушилась на стадии реализации и, несмотря на активный PR, так и не стала эффективной. Внутрирегиональные авиаперевозки, хоть и работают вполне успешно, тоже подвергаются критике - приморцы и приморская казна платит миллионы рублей авиакомпании «Аврора», которая зарегистрирована и платит налоги в Сахалинской области.
Тут же вспоминаются вертолеты санитарной авиации, вокруг которых разразился один из главных скандалов в губернаторской карьере. «Пройти мимо» не смогли активисты ОНФ и даже ФАС, которые уличили краевое предприятие «Пластун-Авиа» в попытке создания условий для нецелевого использования вертолетов Eurocopter AS-350B3e стоимостью 300 миллионов рублей. И, хотя «попотеть» над новым техническим заданием аукциона чиновникам пришлось, эксплуатантом их все равно стала ООО «Гранат», осваивающая, кажется, все «вертолетные деньги» краевого бюджета.
Еще одна громкая история - кадровые перестановки в «белом доме», которые начались практически сразу после назначения и не окончились до последнего дня работы Миклушевского. Хорошим примером здесь можно назвать назначение на пост главы департамента государственных программ и внутреннего государственного финансового контроля Приморья Игоря Ватулина, бывшего директора госкомпании «Наш дом - Приморье». Именно его несколько раз вызывали «на ковер» депутаты Законодательного Собрания Приморья, требуя объяснить, куда делись миллиарды рублей, потраченные на стройку пятизвездочных отелей во Владивостоке. Большую часть таких вызовов Ватулин проигнорировал, сославшись на слабое здоровье, а потом, благодаря губернатору, и вовсе сменил место работы, чтобы не приходилось больше общаться на неприятные темы. Другие кадровые ходы тоже бурно обсуждались в прессе, а сам Владимир Миклушевский гордо заявлял, что работать с ним, как с настоящим перфекционистом, тяжело - отсюда и частая смена «караула». Сами же подчиненные не всегда понимали «великий замысел» главы края.
«Я шел работать в команду. Но в этой системе команды в принципе нет - есть «винтики». Ведь ключевой фактор - это глава региона. Я уважительно отношусь к Владимиру Миклушевскому, это сильный волевой администратор. Но как управленец… У нас само управление заточено не на развитие, а на поддержание стабильности, мы постоянно живем в режиме оперативного администрирования, а главный критерий эффективности работы чиновников у нас - «пиар». Ну, нельзя управлять таким огромным и сложным субъектом в ручном режиме, контролируя лично каждый «угол» и каждый рубль, не видя за деревьями леса. За четыре месяца я убедился - самое эффективное подразделение администрации, это пиар-служба, где реально работают профессионалы. Продвижение имиджа губернатора у нас на высшем уровне, а вот все остальное…», - поделился впечатлениями экс-директор департамента экономики и стратегического развития Дмитрий Царев, проработавший в администрации Миклушевского всего несколько месяцев.
Последний год правления Миклушевского в Приморье запомнился многочисленными посадками его ближайшего окружения. Тут уже всем стало понятно, что за руководство региона серьезно взялись силовики и отставка или посадка первого лица неизбежна. Отставка свершилась, а вот будет ли посадка, покажет время.
Условный срок уже получил бывший вице-губернатор Сергей Сидоренко. Еще два бывших вице-губернатора, Олег Ежов и Евгений Вишняков, ожидают суда. Под подпиской о невыезде находится мэр Уссурийска Евгений Корж. Недавно обыски прошли у вице-губернатора Ильи Ковалева. К слову, Ковалев в администрацию Приморья попал при содействии приближенного к Миклушевскому политтехнолога Ильи Спокойнова (Митькина), однако и он ожидает суда вместе со своей супругой Мариной Свиридовой и председателем регионального Союза горнопромышленников Алексеем Авершиным, тем самым с которым Миклушевский катался на вертолете.
Вероятно, помимо вышеперечисленных, были и другие планы Миклушевского, которым так и не суждено было сбыться в Приморье. Хорошо это или плохо - решать только жителям края, которые однажды уже доверили судьбу своей малой родины казавшемуся, по началу, перспективным кандидату. Но теперь, спустя 5 с лишним лет практически безрезультатной работы можно сделать неутешительный вывод: не повезло уже экс-губернатору с проектами, кадрами и людьми в Приморье. Или, если опираться на слова Александра Костенко, получилось больше слов, чем реальных дел. И кажется, что приехавший из Москвы укрощать одичавших приморцев интеллигент, получил от этого вынужденного «союза» много больше, чем они от него.
Напомним, Владимир Путин 4 октября принял отставку губернатора Приморского края Владимира Миклушевского. Временно исполняющим обязанности руководителя региона указом президента назначен Андрей Тарасенко.
Начинается новая история нового губернатора Приморья. Какой она будет?
Vostok.today, 05.10.17