Встреча экипажа "Страна Советов" в Америке |
|
Стоит сказать, что было сделано два самолета АНТ-4 и оба были использованы. Первая попытка случилась утром 8 августа 1939-го, в тот же день самолет достиг Омска. Но на дальнейшем пути разбился во время вынужденной посадки в тайге в районе Читы. Экипаж остался невредим, вернулся в Москву. И вот 23 августа экипаж Шестакова снова вылетел по тому же маршруту, только на другом таком же серийном самолете.
Этот маршрут в то время никем не был облетан. Перелет представлял большие трудности с точки зрения метеорологических и аэронавигационных условий.
Над Уралом засбоил левый мотор, сели в Челябинске. Это был знак! За ночь все починили, но нормального топлива там не было и пришлось слетать в Курган. На подходе к Иркутску двигатель отказал вообще - еле дотянули до аэродрома. Три дня меняли мотор, пересидели дожди и низкую облачность. Следующая посадка планировалась в Хабаровске.
От Николаевска-на-Амуре до американского Сиэтла маршрут пролегал над Тихим океаном - почти 8 тысяч километров. Решено было сухопутное шасси заменить поплавковым.
Поплавки немецкого производства были доставлены заранее поездом из Москвы от самолета ЮГ-1, но нос их был удлинен на полметра из-за большей массы АНТ-4 по сравнению с массой ЮГа. Своих поплавков советская авиапромышленность тогда не производила в принципе.
Посадку экипаж Шестакова совершил на хабаровском аэродроме в районе нынешней школы ДОСААФ. Замена шасси на поплавки должна была производиться на судоремонтном заводе №179, что в Осиновском затоне, в 15 км от Хабаровска.
Это была чертовски трудная работа. Тридцатиметровый размах крыльев не позволял везти машину по городу. Пришлось тащить ее по целине, устраняя встречающиеся препятствия. Так вспоминал потом аэронавигатор экипажа Борис Стерлигов.
Колеса заменили на «лыжи» буквально за несколько часов. На хабаровском судоремонтном заводе, которые назывались тогда мастерскими, оказались уникальные для того времени специалисты.
Однако после установки поплавков машина никак не хотела взлетать с воды Осиновского затона. Поднимется - сядет, поднимется - сядет. Не хватало скорости, поскольку вес машины увеличился. После третьей попытки экипажу пришлось сбросить с самолета часть снаряжения и топливо. И только тогда взлетели с Амура. Следующая посадка - Николаевск-на-Амуре, за ним – Камчатка.
Особенно трудной стала часть маршрута, пролегающая в области туманов, начинающейся от Курильских островов. Этот участок потребовал от экипажа самолета исключительной выдержки.
В Сиэтле заменили второй двигатель, который доставили с одного из американских заводов. До Нью-Йорка потом летели почти без приключений.
Это был первый подобный перелет, и впервые хабаровский завод выполнил в короткий срок столь необычную технологическую процедуру. Этот ремонт навсегда останется в истории предприятия, которое чуть не похоронили в лихие 90-е.
Добавлю, что техническое руководство перелетом 88-летней давности осуществлял знаменитый авиаконструктор Владимир Петляков, а морской частью перелета руководил мистический итальянец Роберто Бартини. Он, кстати, был в Хабаровске в 1919 году, во время первой мировой войны, в качестве военнопленного. Затем уже Бартини эмигрировал в СССР и стал главным конструктором советского гражданского флота и основателем новой отрасли в нашей стране по производству гидросамолетов и экранопланов. "Дебри-ДВ" рассказывали несколько лет назад об этом загадочном и талантливом человеке. Посему это уже совсем другая история.
Алексей Светлов