Областная поликлиника №1 Биробиджана
Областная поликлиника №1 Биробиджана
Прошлый год. Несмотря на все сложности с медицинскими кадрами в областной поликлинике, оставшиеся там участковые врачи, помимо обычного приема пациентов и выезда на дом по вызовам, старались проводить диспансеризацию.
 
Диспансеризация - это отдельная программа, которая является, скажем так, дополнительной работой врача и среднего медперсонала. За выполнение этой дополнительной работы они должны получать дополнительное денежное вознаграждение.
 
Сразу скажу, что деньги на проведение диспансеризации в регионы выделяет федеральный центр. Он же устанавливает план по проведению диспансеризации: 23,5% от общего числа застрахованных граждан региона.
 
Реализуя эту программу, участковые врачи помимо основной зарплаты получают за каждый законченный случай диспансеризации оплату согласно тому «Тарифному соглашению», которое заключило руководство медицинского учреждения с ТФОМС, страховыми организациями, управлением здравоохранения правительства ЕАО и профсоюзом медиков.
 
Я сказал: получают?.. Я ошибся. Правильно говорить: получали. За первое полугодие 2016 года - получали. С трудом, после жалоб и возмущений, но получали!
 
А вот за второе полугодие 2016 года никто ничего за диспансеризацию в областной поликлинике не получил.
 
- Никто из медперсонала, который участвовал в программе диспансеризации, ничего не получил: ни участковые врачи, ни врачи узкой специализации, ни медицинский персонал среднего звена - никто! - рассказывает врач областной поликлиники Александр Полегкий. - Главный врач областной больницы Константин Гасиленко пришел в поликлинику в конце года и сообщил коллективу, что денег за диспансеризацию не будет. Мол, нам эти деньги не положены…
 
Это сомнительное утверждение господина Гасиленко заставило меня внимательно ознакомиться с приказами и другими документами, касающимися программы диспансеризации.
 
Почему сомнительное? Ну, хотя бы потому, что наличие тарифных соглашений, в которых прописана стоимость приема участкового врача, всех врачей узкой специализации, анализов и других видов исследований, говорит о том, что должна быть оплата. Тарифы устанавливаются для того, чтобы, исходя из них, устанавливать оплату.
 
Вот, например, лаборатория «ТАФИ-диагностика» получает своевременно и в полном объеме оплату за анализы по программе диспансеризации? А она, как и врачи, такое же звено в цепочке, по которой пациент проходит диспансеризацию.
 
Почему же одно звено оплачивается, а остальные звенья - нет? И еще: остальные звенья не оплачиваются согласно российскому законодательству или согласно чему-то другому?
 
Открываем «Тарифное соглашение» на 2017 год. Оно мало чем отличается от такого же соглашения на 2016 год. Итак, приложение № 18 «Структура расходов на единицу объема медицинской помощи в медицинских организациях на проведение диспансеризации определенных групп взрослого населения на 2017 год».
 
В первой графе проставлен возраст группы населения, во второй - заработная плата врачей за диспансеризацию, дальше - начисления (налоги), медикаменты, мягкий инвентарь. Меня заинтересовали шестая и седьмая графы: «Прочие расходы» и «Содержание».
 
Но начнем с первой графы, в которой указываются возрастные группы людей. Начинается графа с возрастной группы молодых людей, которым исполнился 21 год, а заканчивается возрастной группой - 99 лет. Если за диспансеризацию одного пациента в возрасте от 21 года до 36 лет заработная плата врачей составляет 27,48% от общей стоимости диспансеризации, то дальше, с увеличением возраста пациента, увеличивается размер заработной платы врачей. В среднем он составляет примерно 36% от общей стоимости диспансеризации.
 
По словам руководителя ТФОМС ЕАО Ольги Писаревой, структуру расходов разрабатывают медицинские учреждения. То есть, главный врач учреждения решает, какой процент от общей суммы, положенной на проведение диспансеризации одного человека, необходимо выделить на выплату заработной платы медперсоналу. Иными словами, Константин Гасиленко определил, какую зарплату платить врачам областной поликлиники за проведение диспансеризации.
 
В территориальном фонде обязательного медицинского страхования мне пояснили, какие расходы имеются в виду под обозначениями «Содержание» и «Прочие расходы». Первое, это, как вы уже поняли, так называемая коммуналка, то есть содержание помещения. А вот второе, оказывается, ни что иное, как оплата лабораторных услуг.
 
Почему они названы прочими расходами, не очень понятно, тем более, что эти прочие расходы по объему почти такие же, как и расходы на зарплату медперсоналу, а в некоторых возрастных группах они чуть ли не вдвое ее превышают.
 
При этом первый этап диспансеризации предполагает всего пять далеко не самых сложных и не самых дорогостоящих анализов.
 
Уже тот факт, что в среднем общая сумма оплаты работы участкового врача и пяти врачей узких специализаций практически равна общей сумме оплаты пяти анализов, вызывает недоумение.
 
Согласно Приказу Минздрава РФ, оплата за диспансеризацию производится только за так называемый законченный случай.
 
То есть, пациент должен получить у участкового врача направления ко всем врачам-специалистам и на сдачу анализов, пройти их все, без исключения, и вернуться к участковому врачу. Тот делает заключение, оформляет документы на законченный случай и передает на оплату.
 
Если, опять-таки, сопоставить суммы оплаты врачей и анализов, указанные в «Тарифном соглашении», складывается впечатление, что те, кто составлял «Тарифное соглашение», посчитали, что лаборатория, в отличие от всех без исключения врачей, должна получать деньги, независимо от того, прошел ли пациент диспансеризацию в полном объеме или ограничился только анализами.
 
Может быть, я не прав. А может быть, так оно и есть, и поэтому денег на оплату врачам за проведение диспансеризации просто не хватает?
 
- В прошлом году, я, как заведующий поликлиники, обошел почти все страховые компании и выяснил, что они перечисляют деньги в медицинские учреждения за диспансеризацию в полном объеме. Более того, 60% этих денег они перечисляют в качестве предоплаты ежемесячно. А уже потом, при проверке медицинских карт, перечисляют остальные деньги, - рассказывает Александр Полегкий.
 
И продолжает: Я пытался выяснить в администрации областной больницы, почему за второе полугодие врачам не выплатили деньги за проведенную диспансеризацию. Мне ничего толком ответить не смогли. Стали объяснять, что страховые компании перечисляют в больницу общую сумму за посещение людьми поликлиники, и вычленить из этой суммы деньги, оплаченные за диспансеризацию, нельзя. Но это не так. В страховых компаниях ведется учет. Они могут показать, сколько денег перечислено ими конкретно за диспансеризацию. И руководство больницы об этом прекрасно знает...
 
Мне бы тоже хотелось знать, сколько денег было перечислено в областную больницу по программе диспансеризации. Но такую информацию можно получить в учреждении «Медицинский информационно-аналитический центр» (медстатистика).
 
Запрос от редакции обязательно будет туда отправлен, но на это и на получение ответа уйдет какое-то время. А пока у нас есть возможность, пользуясь имеющимися у нас документами, а также теми, которые нам предоставил ТФОМС, определить хотя бы приблизительную сумму.
 
Согласно данным ТФОМС, за второе полугодие 2016 года он перечислил в страховые компании, а те, в свою очередь, в медицинские учреждения области за диспансеризацию четыре миллиона двести четырнадцать тысяч триста рублей.
 
По данным того же ТФОМС в программе диспансеризации участвуют десять медицинских учреждений области. Это районные больницы, железнодорожная больница, детская и областная больницы.
 
Если исходить из объемов приписного населения, то половина, а может и больше половины этих денег идет в областную больницу. Учитывая, что в нашей многострадальной поликлинике осталось всего десять участковых врачей, да и врачей узкой специализации тоже негусто, каждый из них за диспансеризацию, проведенную во втором полугодии 2016 года, должен был получить примерно девять - десять тысяч рублей дополнительно к своей основной зарплате.
 
Должны были, но не получили. Думаю, что причина этого станет ясна в результате проверки, которую сегодня проводит Счетная палата Законодательного Собрания ЕАО. Во всяком случае, очень на это надеюсь и не только потому, что считаю неправильным не платить людям за выполненную работу, но еще и потому, что люди эти, в связи с таким к ним отношением, просто бегут из нашей областной поликлиники. Насколько мне известно, в 2016 году поликлиника лишилась еще четырех врачей.
 
Высокомерие по отношению к своим подчиненным, пренебрежение их мнением, их интересами - это то, что мы сегодня наблюдаем в действиях главного врача областной больницы. А в итоге это выливается в пренебрежение интересами населения и не очень хорошее состояние его здоровья.
 
Если по программе диспансеризации в прошлом году пациенты могли вне очереди попасть на прием к врачам, к которым их направляли участковые терапевты, то сегодня, как я понимаю, диспансеризация в областной поликлинике существует только на бумаге. У врачей нет ни желания, ни возможности ее проводить.
 
Они принимают людей, пришедших на диспансеризацию, в общей очереди, на общих основаниях. Так решил господин Гасиленко. И все эти люди, проходящие диспансеризацию, учитываются, как люди, пришедшие на обычный прием.
 
Это - для врачей, вернее, для того, чтобы им не оплачивать отдельно диспансеризацию.
 
А как обстоит дело с отчетностью и получением денег областной больницей за диспансеризацию от страховых компаний? Тех самых денег, которые должны получать врачи и медсестры? На этот вопрос тоже хотелось бы получить ответ от Счетной палаты Законодательного Собрания ЕАО.
 
Сергей Бурындин
«Газета на Дом», № 6,
Биробиджан.
 
P. S. Я предполагаю, что отсутствие оплаты медперсоналу за диспансеризацию в областной поликлинике основано на каких-то внутрибольничных локальных нормативных документах. Они могут иметь место, но не могут противоречить федеральному законодательству, приказам и другим нормативным актам Министерства здравоохранения РФ.