Вячеслав Шпорт |
|
2-3 сентября во Владивостоке пройдёт II Восточный экономический форум. Как будет представлен Хабаровский край? Чем мы удивим гостей? Об этом наш разговор с губернатором Вячеславом Шпортом.
- Вячеслав Иванович, совсем скоро во Владивостоке откроется второй Восточный экономический форум. Какие события произошли за минувший год, со времени проведения первого форума? С чем мы идём на второй?
- Первый форум был результативным по числу подписанных соглашений. Но в то же время и ознакомительным. Мы общались с потенциальными инвесторами и нашли точки соприкосновения.
По некоторым направлениям уже идёт активная работа. Например, по вопросу строительства в крае сахарного завода встречались с представителями тайской компании в Сингапуре. И на предстоящем форуме они представят нам своё проектное решение.
В Хабаровске уже зарегистрировано новое юридическое лицо - ООО «Дальневосточный завод сахара и производных» (Таиланд). Компания планирует построить сахарный завод в портовой особой экономической зоне Советская Гавань.
Строительство может начаться в следующем году. Сумма инвестиций на первом этапе (производство сахара - Авт.) составит 200 млн долларов. Плановая мощность будущего завода - полмиллиона тонн «сладкой» продукции в год.
Второе, не менее важное за год событие, - Ванинский район получил статус Свободного порта. И на втором форуме мы представим те направления, которые там будут развиваться.
На эту тему мы приняли ряд краевых законов. Ожидается, что резиденты могут инвестировать в развитие района вкупе с ПОЭЗ Советская Гавань более 40 миллиардов рублей.
И третье - в этом году на форум мы готовим нашу площадку под девизом: «Хабаровский край - край интеллектуальный». И планируем подписать, как минимум, четыре соглашения.
В этом ключе и будем представлять все наши инвестиционные проекты. Мы подали заявку на 23 проекта, комиссией при Минвостокразвития одобрены семь проектов, которые реально заявлены.
- Конкретно, какие это проекты?
- Это проекты строительства завода по выпуску колёсной дорожно-строительной сельхозтехники, нового аэровокзального комплекса аэропорта Хабаровск (Новый), высотного здания с конгресс-холлом и паркингом в краевом центре, тепломагистрали от хабаровской ТЭЦ-3 до районов новостроек в Северном округе Хабаровска, производство строганых и профилированных пиломатериалов компанией «Азия Лес», строящийся в Ванинском районе угольный терминал компании «Сахатранс», разведка и освоение Малмыжского золото-меднопорфирового месторождения.
Но мы не будем останавливаться только на этих проектах. Мы будем говорить обо всех наших 23-х проектах, готовых к представлению инвесторам, и обо всех видах их поддержки.
- И, конечно же, на форуме будут представлены ведущие предприятия края?
- Безусловно. В этом году главной темой экспозиции станут высокие технологии и инновации. Сам выставочный павильон выполнен в форме куба с зеркальным покрытием, на котором нанесены формулы, в том числе, уравнение Лагранжа для проектирования летательных аппаратов. Чтобы все видели, что в Хабаровском крае живут и трудятся люди с высоким интеллектом.
Основное предприятие - Комсомольский-на-Амуре авиационный завод займёт центральное место, где разместится модель самолёта Сухой Суперджет-100 с двухметровым размахом крыльев.
Рядом с основным павильоном расположится «рабочее место авиастроителя», стилизованное под сборочный цех. И клепальщик для каждого соберёт небольшую модель «Суперджета», да ещё и клеймо заводское поставит! Это будет очень интересно гостям форума.
Представим и продукцию наших судостроителей. Вы слышали, наверное, что во Владивосток по воде отбуксирован наш новый пассажирский скоростной корабль «70 лет Победы», изготовленный на Хабаровском судостроительном заводе.
Проделана огромная, титаническая работа, чтобы продемонстрировать наш высокий инженерно-технический и производственный потенциал. Подтвердить, что Хабаровский край «заточен» на выпуск лучших в мире самолётов и кораблей и на подготовку высококвалифицированных кадров.
Мы не переживаем по поводу того, что будем, допустим, строить сахарный завод, а кадров у нас не будет. Понадобится, и для космической промышленности подготовим достойных специалистов.
Я недавно даже покритиковал работу краевого комитета по труду. Сегодня одной статистикой не обойдёшься. Надо перестраивать работу на новый лад. Мы, единственные в стране, ведём разработку оловянных месторождений. Значит, надо срочно и туда готовить специалистов.
- Впервые на форуме будет представлен Комсомольск-на-Амуре как отдельный проект. Что именно увидят посетители?
- Презентация Комсомольска-на-Амуре пройдёт под девизом «Было-есть-стало». В специальной секции будут представлены 27 проектов. Плюс «якорный» резидент ТОСЭР «Комсомольск» - компания «Эпсилон» продемонстрирует своё производство по выпуску деталей для воздушных судов из различных сплавов методом механообработки.
Кстати говоря, все проекты ТОСЭР «Комсомольск» тесно увязаны с реализацией комплексного плана, о котором уже наслышана вся страна.
И хотя Правительство Российской Федерации утвердило его только в апреле, до конца нынешнего года мы завершим строительство комплекса обезжелезивания и деманганации. Начнётся строительство Инженерной школы и реконструкция драмтеатра. На следующий год по плану предусмотрено возвести порядка 11-ти объектов инфраструктуры.
Наша ключевая задача - своевременная разработка и утверждение проектной документации и включение их в федеральную адресную инвестиционную программу.
Обязательно покажем на форуме ТОСЭР «Комсомольск». Правительство края приняло решение построить на площадке «Парус» настоящий индустриальный парк. С подключенными к инженерным сетям цехами, чтобы инвесторы сразу туда зашли и стали работать.
Хотя первоначально была мысль начать там всё с «чистого поля». Но инвесторы решили по-другому. Им нужны готовые площади, с готовой инфраструктурой. Так что сейчас готовится проектно-сметная документация, а со следующего года зайдём на строительные площадки, и начнутся основные работы.
На данный момент в ТОСЭР «Комсомольск» зарегистрировано пять резидентов. Это проекты создания производства по обработке металлоизделий, дальневосточного центра глубокой переработки древесины в Амурске, модернизации рыбоперерабатывающего комплекса. Общий объём заявленных инвестиций - 7,8 млрд рублей. Там будет открыто1600 новых рабочих мест.
- Вячеслав Иванович, а что будет с «Амурметаллом»?
- Идут переговоры с достаточно серьёзными, инициативными бизнесменами, готовыми реанимировать завод. Это группа компаний «Север», акционерное общество «ТОРЭКС».
Прошло время тех деятелей, которые хотели по-быстрому заработать и отъехать в дальние края. По моей оценке, сегодняшние планы потенциальных инвесторов вполне реальны.
Ведь это единственное металлургическое предприятие на Дальнем Востоке. Прокат нам нужен и на судостроительных заводах края, и на судоремонтном в Совгавани. Есть договорённость о поставке слябов во Владивосток.
Так что никто не говорит о закрытии завода. Там прекрасный коллектив - четыре тысячи металлургов, прославивших наш край своим героическим трудом.
- «Дальневосточный гектар» - тема, заявленная на ВЭФ-2016. Откроет ли реализация этого закона новые возможности для бизнеса на Дальнем Востоке? И как у нас в крае идёт работа в этом направлении?
- Судя по федеральному сайту, Хабаровский край занимает второе место по заинтересованности россиян - четверть всех заявок поступило именно к нам.
Наш край лидирует по предоставлению земельных участков в ДФО. В «пилотном» Амурском районе за первый же месяц заключили сразу 19 договоров. Причём, сделано всё было оперативно, несмотря на то, что федеральный сайт в первую неделю «завис». Пришлось включаться в работу в ручном режиме - ночами работали.
За это же время в Амурской области заключили всего три договора, в Приморье - ноль, в остальных регионах ДФО - тоже ноль.
И сейчас, конечно же, работа продолжается. Заключено более 50-ти договоров. Мы вдвое сократили сроки оформления документов по заявлениям граждан - до 16 дней. И это не предел. Доведём эту систему до автоматизма. Ведь федеральная инициатива нацелена на развитие дальневосточных территорий, привлечение населения и улучшение условий жизни здесь, на нашей земле.
Так что для бизнеса открываются новые возможности - я в этом уверен. Вот, например, одна семья амурчан взяла четыре гектара и будет заниматься агробизнесом. Скоро будут убирать свой первый урожай картофеля, капусты, кукурузы.
Военный пенсионер из Амурска взял полгектара на территории бывшего Эльбанского совхоза и поставил там пасеку.
В районе села Омми молодые ребята планируют разбить целое поселение и организовать там что-то типа аграрно-производственного кластера и даже снимать кино. Так что желающих получить «дальневосточные гектары» очень много. И планов у них - громадьё.
Кстати, Агентство по развитию человеческого капитала на Дальнем Востоке подвело итоги Всероссийского конкурса проектов «Дальневосточный гектар».
Выбрано десять победителей, из них пять авторов будут презентовать свои проекты на Восточном экономическом форуме. Среди них - хабаровчанин Дмитрий Гараньков с проектом «Солнечный мегаватт». Дима предлагает экологически чистый способ получения электроэнергии с помощью солнечный батарей. Тоже интересный проект.
- Одна из важных тем форума - развитие государственно-частного партнёрства. В Хабаровском крае планируются такие проекты?
- И опять же, самый первый проект государственно-частного партнёрства на Дальнем Востоке - у нас. Это строительство новой скоростной трассы «Обход Хабаровска», которая соединит все три площадки ТОСЭР «Хабаровск» - Ракитное, Аэропорт и индустриальный парк «Авангард».
Стоимость проекта оценивается более чем в 41 млрд рублей. Половина средств поступит из федеральной казны, четверть - из краевой и ещё 25 процентов - от инвестора.
До конца текущего года с «Региональной концессионной компанией» планируется подписать концессионное соглашение сроком на 15 лет.
И в следующем году необходимо начинать строительство магистрали, рассчитанной на пропускную способность до 96 тысяч автомобилей в сутки.
Трасса будет иметь пять транспортных развязок, 24 моста и путепровода. Беспрецедентный проект, и его реализация даст нам неоспоримые преимущества перед другими регионами ДФО при реализации ряда инвестиционных проектов.
- Вячеслав Иванович, что настораживает бизнес при реализации подобных проектов? И вообще - что больше всего пугает иностранных инвесторов?
- В своё время я встречался с инвесторами, которые строили Де-Кастри. Так вот они боялись, что у них попросту украдут все деньги! Американцы, когда на АСЗ строили нефтедобывающую платформу «Моликпак» проекта «Сахалин-2», тоже боялись, но уже за техническую сторону.
Они очень сомневались, потому что у нас вся проектная документация в метрической системе СИ, а у них традиционная, в дюймах и футах. Представьте себе, насколько сложно было за очень короткое время перевести всё из одной системы в другую! Американцы, когда увидели, что наши инженеры справились с этой задачей - у них дар речи пропал. Потому что это считается просто невозможным. А наши сделали!
Единственное к нам замечание было, что не соблюдаем на площадке технику безопасности - ходим без касок. Вот и всё! А ведь хотели забрать у нас проект.
И японцы, которые построили первые теплицы в ТОСЭР «Хабаровск», тоже сначала боялись. Но вот построили же, вырастили первый урожай и теперь говорят, что Хабаровский край - лучший в мире!
Так что всё относительно. Мы уже не раз доказали, что можем справиться с любой задачей. Было бы желание. А такое желание есть и у нас, и у наших инвесторов. Глаза боятся, а руки делают.
- Благодарим за интервью. Успехов на форуме!
Беседовала Светлана Рослякова.
Фото Валерия Спидлена