Глава Якутии Егор Борисов и генеральный директор «Сахатранснефтегаза» Иван Макаров |
|
На мой взгляд, коррупция в Якутии стала настолько обыденным явлением, что ее уже перестали замечать и стесняться. Например, директором государственного газового предприятия, планирующего производить бензин, становится хозяин частной нефтяной компании. Что из этого выходит - читайте в материале.
Мы собрались на ВЭФ
Якутия представит на Владивостокском втором экономическом форуме 22 инвестиционных проекта на общую сумму 648 млрд рублей. Как сообщил агентству ТАСС заместитель министра экономики республики Евгений Чекин: «В числе этих 22 проектов четыре проекта компании «Алроса», проект ТОР «Южная Якутия» и 17 проектов государственных».
На состоявшемся в среду брифинге министр по федеративным и внешним связям Якутии Владимир Васильев пояснил: «По предварительным капитальным затратам строительство мостового перехода через Лену оценивается в 56 млрд рублей, топливная промышленность - 495 млрд, туризм - 4 млрд, сельское хозяйство - 5,5 млрд, недвижимость - 7,5 млрд, горнодобывающая и алмазогранильная промышленность - 13,3 млрд, судостроение - 65 млрд и ИТ-парк 2 млрд рублей».
Из 22 проектов, 5 будут презентованы на специальных сессиях форума. В пятерку вошли парк высоких технологий, Тарынское месторождение золота, строительство моста через Лену, геологическое изучение и промышленное освоение Западно-Анабарского участка недр, а также нефтеперерабатывающий завод в Алдане.
Два проекта из ключевых подготовлены ОАО «Туймаада-Нефть». Это строительство нефтеперерабатывающего завода в Алдане стоимостью 130 млрд рублей и геологическое изучение и промышленное освоение Западно-Анабарского нефтегазоносного участка.
«Окончательным отбором проектов для представления занимались не мы, а Министерство развития Дальнего Востока. То, что в число приоритетных попали два проекта одной компании, говорит о серьёзности намерений инициаторов и лучшей подготовке проектов», - сказал замминистра экономики Евгений Чекин.
Чуть ли не рекламой Алданского НПЗ на площадке агентства ТАСС занимался сам глава Якутии Егор Борисов:
«Напомню, что проект завода с годовым объемом переработки нефти 2 млн т и глубиной переработки до 95% реализует республиканская нефтекомпания «Туймаада-нефть».
Планируется, что предприятие будет выпускать битум, автобензин, дизельное, реактивное, судовое топливо, серу и сжиженный газ. Оценочный объем инвестиций в завод - почти 130,4 млрд руб.
Нефть на завод планируется поставлять по ВСТО с нефтяной оторочки Чаяндинского месторождения, Таас-Юряхского и Иреляхского месторождений, а также нефть лицензионных участков, разрабатываемых «Тумаада-нефтью», - Мухтинского и Бирюкского. Также сырье на Алданский НПЗ может поставлять и Иркутская нефтяная компания - предварительная договоренность с руководством этой компании уже достигнута.
Сейчас разработаны обоснование инвестиций в строительство НПЗ, декларация о намерениях, проведены общественные слушания, выделен земельный участок, проект Алданского НПЗ зарегистрирован в Минэнерго РФ».
Действительно, в Якутии полно своей нефти и газа, а своего производства ГСМ нет. Бензин дорогой и потому тема производства своего топлива в республике стоит очень остро. По актуальности, на мой взгляд, это вторая проблема после строительства моста через Лену.
Конкуренты
В республике есть два конкурирующих проекта производства ГСМ: производство моторного топлива из газа и строительство нефтеперерабатывающего завода. Проекты по газу разрабатывали ОАО «Сахатранснефтегаз» (100 процентов акций в собственности Якутии) и частное газодобывающее ОАО ЯТЭК (бывший Якутгазпром). Строительство НПЗ, как уже сказано выше, пробивает ОАО «Туймаада-нефть».
Тут нужно отметить, что «республиканским», как назвал его Егор Борисов, ОАО «Туймаада-нефть» является лишь по месту прописки - оно зарегистрировано в Якутске. А по сути, это обычное частное предприятие, ничем не отличающееся от ОАО ЯТЭК, прописка которого вообще находится по месту добычи газа - в п. Кысыл-Сыр Вилюйского улуса Якутии.
В полном смысле этого слова республиканское предприятие «Сахатранснефтегаз» имело 2 направления по производству синтетического моторного топлива:
1. 2-я очередь реконструкции принадлежащего ему Якутского газоперерабатывающего завода с объемом инвестиций (с учетом подорожания) - около 3,6 млрд рублей.
2. Проект дочерней «Восточно-Сибирской газохимической компании» по созданию в Якутии газохимического производства с широким ассортиментом продукции, включая и производство 400 тыс.тонн синтетического топлива. Объем инвестиций - около 1,5 млрд долларов.
Оба проекта прошли все согласования, подписаны договора и благополучно забыты.
ЯТЭК планировал построить под Якутском завод по производству синтетического топлива по технологии GTL. Предполагаемая мощность предприятия по выходам - 500 000 тонн в год. Планировалось выпускать бензин с октановым числом 80, бензин с октановым числом 91, дизельное топливо. Стоимость проекта - 500-700 млн долларов.
Проект также получил предварительные согласования, включен в планы развития и также благополучно умер. Как пояснил в 2012 году генеральный директор ЯТЭК: «Возникли сложности с выделением земельного участка под проект, который был изначально определен в поселке Нижний Бестях. Процесс не пошел, и вопрос завис по не зависящим от нас обстоятельствам».
Наш сайт неоднократно писал о ситуации в нефтегазовой отрасли Республики Саха (Якутия), подробнее вы можете прочитать в наших публикациях «Перспектив у газохимии в Якутии нет. И не будет?», «Китайцы в Якутии: кому это выгодно?», «Якутский газ: наживаются избранные» и многих других.
И после внимательного изучения темы мы пришли к парадоксальному выводу - роковую роль во всех перечисленных проектов по производству в Якутии своих ГСМ во многом могли сыграть глава Якутии Егор Борисов и генеральный директор «Сахатранснефтегаза» Иван Макаров...
А с чего тогда в республике нет сравнительно дешевого синтетического топлива и сохранялись высокие тарифы на газ?
Гюльчатай, покажи личико
С момента нашей последней публикации по этой теме (Китайцы в Якутии: кому это выгодно? часть 2), в ОАО «Туймаада-нефть» произошли значительные изменения. С декабря 2015 года контролирующим акционером компании, вместо ООО «ОНГИ», стало некое ООО «ЮКИ», зарегистрированное 10 ноября 2015 года в г. Якутске по адресу: ул. Ларионова д. 2, пом. 8. ООО «ОНГИ» ликвидировано 26 апреля 2016 года.
По состоянию на конец июня 2016 года доли в ОАО «Туймаада-нефть» распределялись так: Макаров Иван Константинович - 11,0974% акций, Тян Валерий Анатольевич - 7,68 %, и ООО «ЮКИ» - 81,2226%.
Владельцами ООО «ЮКИ» являются … сам генеральный директор государственного ОАО «Сахатранснефтегаз» Иван Константинович Макаров с долей в 75 % долей и Юлия Ивановна Охлопкова (Макарова), владеющая 25 %. По всей видимости, это дочь Ивана Макарова, недавно сменившая фамилию. Во всяком случае, в базе Kartoteka.ru она проходит под одним ИНН.
Таким образом, после выхода наших публикаций, настоящий владелец «Туймаады-нефть» Иван Макаров был вынужден официально обозначить свои права, а некто Андрей Громилов, как мы и предполагали, оказался не более чем номинальным держателем пакета акций. Кроме того, поиск инвестиций на серьезном международном уровне требует полной прозрачности и Ивану Макарову волей неволей пришлось раскрыть истинных владельцев компании.
Поэтому познакомьтесь - генеральный директор государственного газодобывающего предприятия СТНГ параллельно является не просто миноритарным совладельцем, а полноправным хозяином частного ОАО «Туймаада-нефть».
Назначил частного нефтезаводчика на должность руководителя государственной газовой компании глава Якутии Егор Борисов. Как мы уже писали - вроде близкий друг Ивана Макарова. Назначение произошло в начале 2011 года - практически сразу после того, как Егор Борисов возглавил республику.
Почему?
По долгу службы, директор государственного ОАО должен прилагать все усилия для процветания вверенного ему предприятии, заботиться о его стабильной работе и перспективах. В том числе и о развитии выгодных для государства и госпредприятия проектов по производству синтетического топлива.
По долгу службы, как глава республики - гражданский и государственный служащий - Егор Борисов обязан заботиться о вверенном ему регионе. О том, чтобы он процветал и развивался, чтобы люди жили счастливо, а предприятия работали. Разумеется, в первую очередь он отвечает за работу государственных предприятий.
А что мы видим?
После назначения на должность нового генерального директора государственного предприятия, все проекты компании по производству ГСМ под благовидным предлогом были свернуты. Подчеркиваю - все, ранее одобренные, вошедшие в правительственные планы и стабильно развивающиеся. Почему?
На мой взгляд, ответ может быть очевиден - как будущему владельцу частного НПЗ Ивану Макарову не нужны в регионе конкуренты? Это классический конфликт интересов, где частное всегда побеждает общественное. А, как известно, монополист всегда назначает самую высокую цены и имеет самую большую прибыль. И он, на мой взгляд, как руководитель сделал все возможное для того, чтобы госпредприятие не смогло заниматься производством синтетического топлива.
После назначения Егора Борисова на должность президента Якутии, у ЯТЭК возникли сложности - «процесс не пошел, и вопрос завис по независящим от них обстоятельствам» - в частности, он даже земельный участок не смог получить под свой проект (у проекта Алданского НПЗ с этим проблем не возникло). Подчеркиваю, проект ГПЗ прошел все необходимые согласования, получал полную поддержку, были подписаны предварительные договоры с датскими подрядчиками и вдруг бац! И остановка.
А ведь кроме снабжения республики своим ГСМ, строительство завода по производству синтетического топлива в Центральной Якутии позволило решить и другую государственную задачу - снизить цены на газ. Ведь как говорил сам Иван Макаров: «Для снижения тарифа есть два выхода, - это увеличение потребления газа или субсидирование со стороны бюджета».
Понятно, что завод по производству топлива (неважно чей - СТНГ или ЯТЭК) потреблял бы много газа и позволил бы якутскому государственному предприятию равномерно загрузить и увеличить объемы прокачки по газопроводу Мастах-Якутск. Что, в свою очередь, позволило госпредприятию получить дополнительные доходы и снизить наконец тарифы.
Тем не менее, несмотря на эти плюсы, проект был остановлен. Почему?
Я думаю, ответ так же очевиден... А как иначе можно объяснить, что один частный проект получает землю, а другой, не менее частный, не получает? Как объяснить то, что вместо продвижения выгодных проектов государственного предприятия, глава Якутии Егор Борисов занимается раскруткой «тухлого» частного?
А «Транснефть» с китайцами против
В мае прошлого года мы писали, что у проекта Алданского мини-НПЗ нет сырья. Что же изменилось за этот год? Ничего. В апреле 2016 года «Транснефть» и Ростехнадзор опять подтвердили свою прежнюю позицию - нельзя допускать малые НПЗ к высококачественной нефти ВСТО.
Как пояснил «Коммерсанту», советник президента «Транснефти» Игорь Демин, монополия считает правильным давать разрешения на подключение НПЗ, ориентированным на нефть, с содержанием серы не менее 1,7%. ФАС их в этом поддерживает.
Вопрос подключения Алданского НПЗ к нефтепроводу открыт и не решен до сих пор.
Кроме того, и опять же об этом писали, Мухтинский и Бирюкский участки разрабатывает не «Туймаада-нефть», а АО «Туймааданефтегаз», где мажоритарная доля в 75 % минус одна акция принадлежит китайцам из ООО «Амур-нефтехим».
Напомню, согласно данным Kartoteka.ru, энергетической компании источника энергии «Мэн Лань Син Хэ» принадлежит 100 % долей ООО «Амур-нефтехим» и 90 % долей ООО «Амурская энергетическая компания» (АЭК). АЭК строит сейчас Амурский НПЗ и от своих планов не отказывается.
Как сообщил 16 августа 2016 года «Интерфакс», «территория опережающего развития (ТОР) «Приамурская» по распоряжению премьер-министра РФ Дмитрия Медведева расширена за счет четырех земельных участков в Ивановском районе Амурской области.
Как следует из распоряжения, размещенного в четверг на сайте правительства РФ, ООО «Амурская энергетическая компания» (АЭК) возводит объекты вспомогательной и социальной инфраструктуры в рамках строительства Амурского нефтеперерабатывающего завода.
Представитель АЭК ранее сообщал «Интерфаксу», что поставка сырья на завод подразумевается с якутских и иркутских месторождений нефти. В частности, в Якутии «Амур-Нефтехим» приобрел три участка, заключен договор на поставку сырья с АО «Туймааданефтегаз». Также имеется соглашение о намерениях поставки нефти и газового конденсата с нефтяной компанией «Дулисьма». Есть предварительные соглашения с ООО «Солид-Сибирь» и ООО «Иркутская нефтяная компания».
«Транснефть» неоднократно заявляла, что не видит ни технической возможности, ни ресурсной базы для подключения к нефтепроводу ВСТО Амурского НПЗ. Компания подчеркивает, что баланс нефтяного сырья, составленный исходя из заявок нефтяных компаний, показывает, что все объемы нефти на период до 2025 года распределены, и среди планируемых получателей АЭК отсутствует».
Как видим, у китайцев свои виды на якутскую нефть и отказываться от них они не собираются. Наоборот, строят планов громадье - в конце декабря 2015 года «Туймааданефтгаз» получила кредитный рейтинг «А» от рейтингового агентство RAEX (Эксперт РА).
Так же мы еще раз видим позицию «Транснефти» по поводу подключения мини-НПЗ к ВСТО. И она резко отрицательная.
Нефти нет. Поэтому о чем говорит глава Якутии Егор Борисов и где он собрался брать сырье для НПЗ своего друга, не совсем понятно. Или по принципу главное нАчать, а там посмотрим? Решил продавить федеральных чиновников? А самое главное, почему во имя частных интересов государственный чиновник воюет с другими государственными чиновниками? Какой у Егора Борисова личный интерес это делать?
Алдан на экспорт
Кроме того, якутян убеждают, что Алданский НПЗ позволит насытить внутренний республиканский рынок своим топливом. Это правда, но только наполовину.
Изначально, в Алдане планировалось строить ГПЗ. Как сказано в «Схеме территориального планирования РС(Я)», там планировалось построить завод синтетических моторных топлив по технологии GTL из природного газа для производства бензина и дизельного топлива мощностью 564 тыс.тонн топлива. Ответственным за строительство был «Сахатранснефтегаз».
И как говорила тогда председатель правительства республики Галина Данчикова: «Продукция завода моторных топлив в г. Алдане будет реализовываться для нужд Южного региона республики, при этом в случае наличия излишков, они могут реализовываться как в южном направлении (за пределы республики), так и в северном (для нужд центрального региона республики)».
То есть выбор площадки сразу шел с расчетом на вывоз готовой продукции за пределы республики. И это при мощности планируемого на ГПЗ производства в 564 тыс. тонн. «Туймаада-нефть», если верить обещаниям разработчиков проекта, планирует выпускать около 1,8 млн. тонн продукции. Понятно, что Якутску столько топливо и не нужно. Напомню, вся Центральная Якутия потребляет около 485 тыс.тонн нефтепродуктов.
Для отгрузки через Н.Бестях ГСМ в северные районы и в Западную Якутию возможностей пока нет - нужно построить в Н.Бестяхе мощную нефтебазу и специализированный причал. А это время и деньги, которых нет. Запланированная ОАО «Туймаада-нефть» реконструкция собственной базы в Н.Бестяхе явно не отвечает требованиям снабжения топливом всей Якутии.
Про строительство в Н.Бестяхе специализированного причала соответствующей мощности для безопасной отгрузки топлива на танкера речи пока вообще не идет. В стране кризис и денег на это строительство нет.
А Западная Якутия сама откажется от доставки топлива с Алдана - им короче и дешевле возить с Ангарского НПЗ через Усть-Кут.
Егор Борисов и Иван Макаров - Якутии
Во всем мире производство топлива стараются разместить поближе к потребителю, поэтому вполне логично бы стало появление такого предприятия поближе к Якутску - одному из крупнейших потребителей автомобильного топлива в Якутии. Здесь есть мощности по хранению ГСМ и отгрузке его в разные концы республики. Равномерная загрузка газопровода и увеличение объемов прокачки по нему привело бы к активному развитию государственного предприятия, снижению тарифов на газ и, соответственно, повышению уровня и качества жизни населения Центральной Якутии.
Кроме того, после ввода в строй установки комплексной подготовки газа на месторождениях ЯТЭК, государственное предприятие «Сахатранснефтегаз» лишается части доходов от производства газомоторного топлива, что вполне может привести к новому росту тарифов на газ. Чтобы этого избежать, руководителю СТНГ Ивану Макарову нужно найти дополнительные источники доходов.
Но этого не происходит. По всей видимости, генеральному директору недосуг заниматься делами вверенного ему предприятия и потому запуск УКПГ ЯТЭК оказался для него неожиданностью. И на заправках СТНГ, как утверждают СМИ, пропало газомоторное топливо. Впрочем, как частному нефтезаводчику это ему даже, наверное, на руку - вместо производства высококачественного бензина ЯТЭК занимается производством обычного заменителя.
Тем временем, пока государственное предприятие хиреет мы видим, что глава Якутии Егор Борисов, похоже, с упорством достойным лучшего применения лоббирует проекты сугубо частной компании своего друга Ивана Макарова...
И, наверное, не случайно, из пяти проектов, отобранных для презентации на специальных секциях для инвесторов и целевых групп заинтересованных сторон, два принадлежат именно частной компании его товарища. И так же, наверное, не случайна оговорка заминистра экономики республики Евгения Чекина, который назвал проекты сугубо частного «Туймаада-нефть» государственными. При этом проекты очень даже государственной компании АЛРОСА почему-то в это понятие у него не вошли...
...Заступая на пост главы Республики Саха (Якутия), Егор Борисов поклялся добросовестно исполнять свои обязанности, соблюдать законы и интересы многонационального народа республики. По всей видимости, в разряд многонационального народа входят только его родные и близкие друзья, интересы которых он добросовестно блюдет? Или я ошибаюсь?
Владимир Нифонтов.
yktimes.ru, 02.09.2016