Последние почести командиру самолета «Савоя С.55П», летчику-пограничнику - участнику спасения челюскинцев Александру Светогорову |
Эта таинственная авиакатастрофа случилась на заре становления пассажирской авиации на Дальнем Востоке - 26 июня 1935 года. Экипаж и пассажиры самолета, летевшие по маршруту высшей категории трудности («Сахалинская трасса героев», открытая Михаилом Водопьяновым), разбились в глухой тайге, в 67 км от п. Лазарев Николаевского района Дальневосточного, ныне Хабаровского края.
Долгое время самолет и участники злополучного рейса числились бесследно пропавшими, хотя за восемьдесят лет к предполагаемому месту крушения самолета от разных организаций, в том числе из НКВД и Хабаровской краевой прокуратуры, в разные годы снаряжали экспедиции.
Результаты их работы - доподлинно нам не известны, в том числе, по причине «выхода срока хранения документации». Так, по крайней мере, ответили в прокуратуре. Известно только одно, что за восемьдесят лет - тела, а затем и останки экипажа и пассажиров даже не сдвигали с места. Они так и лежали на белом свете.
Общественный Совет по изучению и сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока, который работает при Хабаровском краевом отделении ВООПИиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры) в прошлом году обратился с заявлением по факту обнаружения следов авиакатастрофы и человеческих останков в тайге Николаевского района в Дальневосточное следственное управление на транспорте СКР.
Началась доследственная проверка. А затем, на место катастрофы организована совместная экспедиция со следователями и экспертами Комсомольского-на-Амуре следственного отдела на транспорте ДВСУТ СКР.
Девятая по общему счету экспедиция, максимально открытая для общества, официально задокументировала и подтвердила факт обнаружения разбившегося восемьдесят лет назад гидросамолета «Савоя С.55П» с бортовым номером «СССР Л840» (заводской №10531) и непогребенных останков экипажа и пассажиров (всего на борту было 12 человек).
Директор Тымовской МТС Антон Васильевич Шереметьев. |
Главный механик Тымовской МТС Сергей Валентинович Вараксин. |
Мария Александровна Докучаева. |
Такие исследования на ДНК в России проводили второй раз в истории, и первый раз, это были останки царской семьи Романовых.
Александр Бастрыкин не смог приехать на захоронение экипажа и пассажиров самолета «Савоя С.55», но прислал организаторам - общественному Совету - искреннюю телеграмму:
«От коллектива Следственного комитета Российской Федерации и от себя лично благодарю вас за приглашение принять участие в историческом мероприятии - проводить в последний путь последнего спасателя челюскинцев, полярного летчика Александра Павловича Светогорова. Благодаря личному мужеству и отваге Александра Павловича, были спасены многие жизни, в неимоверных условиях, рискуя собой, он исполнил свой профессиональный и человеческий долг и до последнего дня остался верен призванию и Отечеству. Очень важно, что благодаря нашим совместным усилиям, спустя 81 год, имя Александра Павловича займет достойное место на Аллее памяти, а его прах будет с почестями предан земле...»
Правительственная телеграмма председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина |
В траурном мероприятии по захоронению останков экипажа и пассажиров самолета «Савоя С.55П» приняли участие военнослужащие Восточного военного округа, Хабаровского местного гарнизона, 11-й армии ВВС и ПВО, пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО, курсанты Хабаровского пограничного института ФСБ России и Хабаровского филиала Санкт-Петербургского университета гражданской авиации. Все они, в парадном строю, под звуки оркестра, отдали последние почести летчику-пограничнику Александру Светогорову.
Открывал траурный митинг в Хабаровске начальник Дальневосточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации Сергей Тараненко. Он рассказал о легендарной судьбе командира самолета «Савоя С.55П» Александра Светогорова.
Прощание |
Последние почести |
В Хабаровск Светогоров прибыл из Подмосковья в 1930 году, как летчик-испытатель новых советских самолетов Московского Научно-испытательного института ВВС РККА, служил пилотом Амурских ВВС ОКДВА (Особой Краснознаменной Дальневосточной армии), затем работал инструктором Хабаровской краевой школы гражданских пилотов им. И.С. Уншлихта, а в 1933 году - назначен командиром звена авиаэскадрильи Управления Краснознаменной пограничной и внутренней охраны по Дальневосточному краю, откуда и направлен на помощь челюскинцам.
Александр Светогоров вывез 29 челюскинцев и среди них ребенка, доставил их из Уэлена в бухту Провидения - основную точку сбора зимовщиков на Чукотке, закончив спасательную операцию на самолете без единой поломки.
Председатель общественного Совета по изучению и сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока Геннадий Басюк поведал, как обнаружил личное дело на Александра Павловича Светогорова в Хабаровске, в МКУ «Хабаровский городской центр хранения документов» (хотя все его искали в ФСБ - правопреемнице ОГПУ и НКВД, по подведомственности погранвойск, где служил летчик) и доподлинно узнал его биографию.
Рассказал и о том, что общественниками запланирована вахта памяти по местам боевой службы Александра Светогорова (от Владивостока до бухты Провидения на Чукотке), и первая «вахтенная служба» проведена 25 мая с.г. - установлена памятная доска Светогорову на здании Хабаровского авиаклуба им. летчиков-Героев челюскинцев. Именно там он в 1933 году выпустил в первый самостоятельный полет будущую прославленную фронтовую летчицу, Героя Советского Союза - Нину Максимовну Распопову. Светогоров ее учитель!
Геннадий Басюк назвал и истинную причину катастрофы 26 июня 1935 года. По его словам, в Государственном архиве Хабаровского края имеется протокол №121 заседания бюро Далькрайкома ВКП(б) от 31 августа 1935 года по материалам обследования Дальневосточного территориального управления Гражданвоздухофлота, к ведомству которого и принадлежала «Савоя С.55П», где записано: «основной и главной причиной гибели самолета является вылет в нелетную погоду».
С Сахалина самолет Светогорова был вызван «срочной диспетчерской телеграммой о возвращении в Хабаровск» диспетчером Бураго. Начальник Александровск-Сахалинского гидропорта Моничев за выпуск самолета 26 июня 1935 года в нелетную погоду отдан под суд.
Исполнительный директор Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Виктор Сороченко в письме в Хабаровское краевое отделение ВООПИиК сообщает, что МАК «не видит оснований сомневаться в выводах о причинах катастрофы самолета «Савоя С.55П» 26 июня 1935 года, сделанных комиссией Гражданвоздухофлота».
Памятник А.П. Светогорову, экипажу и пассажирам самолета «Савоя С.55П» открыт! |
Анатолий Будник высоко оценил деятельность Александра Светогорова, как летчика-аса уровня Валерия Чкалова - дальневосточного Чкалова, особенно в челюскинскую эпопею, назвав его недооценённым при жизни Героем (он не получил никакой награды, кроме звания «Почетный чекист» и знака «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)» «за участие в спасении челюскинцев»), наравне с летчиками - участниками спасения челюскинцев и первыми Героями Советского Союза: Анатолием Ляпидевским, Сигизмундом Леваневским, Василием Молоковым, Николаем Каманиным, Маврикием Слепневым, Михаилом Водопьяновым и Иваном Дорониным.
Общественный Совет, поддержанный общественностью, намерен ходатайствовать перед президентом России о присвоении участнику спасения челюскинцев - летчику Александру Светогорову (1904-1935) - посмертно звания Героя России.
Константин Пронякин.
Справка
По уточненным, с фамилиями и именами и самым последним данным ДВСУТ СКР (на 23.06.2016 г.), на борту самолета «Савоя С.55П» было 9 пассажиров (среди них 1 ребенок) и 3 члена экипажа - всего 12 человек.
Экипаж:
командир Александр Павлович Светогоров, радист Леонид Ефремов, бортмеханик Иван Григорьевич Стыченко.
Пассажиры:
директор Тымовской МТС (с. Воскресеновка Тымовского района Сахалинской области) Антон Васильевич Шереметьев, главный бухгалтер МТС Степан Щетинин, главный механик МТС Сергей Валентинович Вараксин, его жена Анна Григорьевна Ильинская с ребенком, бухгалтер «Сахлестреста» Грановский, супруга сотрудника областного земельного управления Мария Александровна Докучаева, инструкторы отдела административно-организационного управления (АОУ) НКВД ДВК Корнышен и Меднис.
Торжественное открытие памятника на Матвеевском кладбище Хабаровска. |