Последние почести командиру самолета «Савоя С.55П», летчику-пограничнику - участнику спасения челюскинцев Александру Светогорову
Последние почести командиру самолета «Савоя С.55П», летчику-пограничнику - участнику спасения челюскинцев Александру Светогорову
Завершился трагический перелет пассажирского гидросамолета «Савоя С.55П» - под управлением участника спасения челюскинцев Александра Светогорова - из Александровска-Сахалинского в Хабаровск. Без малого восемьдесят один год трое членов экипажа и девять пассажиров были преданы забвению. И только сегодня, 25 июня с.г., в Хабаровске - на Аллее памяти Матвеевского кладбища - состоялось захоронение их останков. А после - торжественное открытие памятника.
 
Эта таинственная авиакатастрофа случилась на заре становления пассажирской авиации на Дальнем Востоке - 26 июня 1935 года. Экипаж и пассажиры самолета, летевшие по маршруту высшей категории трудности («Сахалинская трасса героев», открытая Михаилом Водопьяновым), разбились в глухой тайге, в 67 км от п. Лазарев Николаевского района Дальневосточного, ныне Хабаровского края.
 
Долгое время самолет и участники злополучного рейса числились бесследно пропавшими, хотя за восемьдесят лет к предполагаемому месту крушения самолета от разных организаций, в том числе из НКВД и Хабаровской краевой прокуратуры, в разные годы снаряжали экспедиции.
 
Результаты их работы - доподлинно нам не известны, в том числе, по причине «выхода срока хранения документации». Так, по крайней мере, ответили в прокуратуре. Известно только одно, что за восемьдесят лет - тела, а затем и останки экипажа и пассажиров даже не сдвигали с места. Они так и лежали на белом свете.
 
Общественный Совет по изучению и сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока, который работает при Хабаровском краевом отделении ВООПИиК (Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры) в прошлом году обратился с заявлением по факту обнаружения следов авиакатастрофы и человеческих останков в тайге Николаевского района в Дальневосточное следственное управление на транспорте СКР.
 
Началась доследственная проверка. А затем, на место катастрофы организована совместная экспедиция со следователями и экспертами Комсомольского-на-Амуре следственного отдела на транспорте ДВСУТ СКР.
 
Девятая по общему счету экспедиция, максимально открытая для общества, официально задокументировала и подтвердила факт обнаружения разбившегося восемьдесят лет назад гидросамолета «Савоя С.55П» с бортовым номером «СССР Л840» (заводской №10531) и непогребенных останков экипажа и пассажиров (всего на борту было 12 человек).
 
Директор Тымовской МТС Антон Васильевич Шереметьев.
Директор Тымовской МТС Антон Васильевич Шереметьев.
Главный механик Тымовской МТС Сергей Валентинович Вараксин.
Главный механик Тымовской МТС Сергей Валентинович Вараксин.
Мария Александровна Докучаева.
Мария Александровна Докучаева.
Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин принял решение оказать максимальное содействие работе экспертной группе в Хабаровске по делу найденного разбившегося самолета «Савоя С.55П». И самое главное, провести дорогостоящую генетическую (молекулярную генотипоскопическую) экспертизу останков на ДНК на базе экспертно-криминалистического центра Следственного управления СКР по Хабаровскому краю.
 
Такие исследования на ДНК в России проводили второй раз в истории, и первый раз, это были останки царской семьи Романовых.
 
Александр Бастрыкин не смог приехать на захоронение экипажа и пассажиров самолета «Савоя С.55», но прислал организаторам - общественному Совету - искреннюю телеграмму:
 
«От коллектива Следственного комитета Российской Федерации и от себя лично благодарю вас за приглашение принять участие в историческом мероприятии - проводить в последний путь последнего спасателя челюскинцев, полярного летчика Александра Павловича Светогорова. Благодаря личному мужеству и отваге Александра Павловича, были спасены многие жизни, в неимоверных условиях, рискуя собой, он исполнил свой профессиональный и человеческий долг и до последнего дня остался верен призванию и Отечеству. Очень важно, что благодаря нашим совместным усилиям, спустя 81 год, имя Александра Павловича займет достойное место на Аллее памяти, а его прах будет с почестями предан земле...»
 
Правительственная телеграмма председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина
Правительственная телеграмма председателя Следственного комитета России Александра Бастрыкина

 
В траурном мероприятии по захоронению останков экипажа и пассажиров самолета «Савоя С.55П» приняли участие военнослужащие Восточного военного округа, Хабаровского местного гарнизона, 11-й армии ВВС и ПВО, пограничного управления ФСБ России по Хабаровскому краю и ЕАО, курсанты Хабаровского пограничного института ФСБ России и Хабаровского филиала Санкт-Петербургского университета гражданской авиации. Все они, в парадном строю, под звуки оркестра, отдали последние почести летчику-пограничнику Александру Светогорову.
 
Открывал траурный митинг в Хабаровске начальник Дальневосточного межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации Сергей Тараненко. Он рассказал о легендарной судьбе командира самолета «Савоя С.55П» Александра Светогорова.
 
Прощание
Прощание

 
Последние почести
Последние почести

 
В Хабаровск Светогоров прибыл из Подмосковья в 1930 году, как летчик-испытатель новых советских самолетов Московского Научно-испытательного института ВВС РККА, служил пилотом Амурских ВВС ОКДВА (Особой Краснознаменной Дальневосточной армии), затем работал инструктором Хабаровской краевой школы гражданских пилотов им. И.С. Уншлихта, а в 1933 году - назначен командиром звена авиаэскадрильи Управления Краснознаменной пограничной и внутренней охраны по Дальневосточному краю, откуда и направлен на помощь челюскинцам.
 
Александр Светогоров вывез 29 челюскинцев и среди них ребенка, доставил их из Уэлена в бухту Провидения - основную точку сбора зимовщиков на Чукотке, закончив спасательную операцию на самолете без единой поломки.
 
Председатель общественного Совета по изучению и сохранению исторического наследия российского Дальнего Востока Геннадий Басюк поведал, как обнаружил личное дело на Александра Павловича Светогорова в Хабаровске, в МКУ «Хабаровский городской центр хранения документов» (хотя все его искали в ФСБ - правопреемнице ОГПУ и НКВД, по подведомственности погранвойск, где служил летчик) и доподлинно узнал его биографию.
 
Рассказал и о том, что общественниками запланирована вахта памяти по местам боевой службы Александра Светогорова (от Владивостока до бухты Провидения на Чукотке), и первая «вахтенная служба» проведена 25 мая с.г. - установлена памятная доска Светогорову на здании Хабаровского авиаклуба им. летчиков-Героев челюскинцев. Именно там он в 1933 году выпустил в первый самостоятельный полет будущую прославленную фронтовую летчицу, Героя Советского Союза - Нину Максимовну Распопову. Светогоров ее учитель!
 
Геннадий Басюк назвал и истинную причину катастрофы 26 июня 1935 года. По его словам, в Государственном архиве Хабаровского края имеется протокол №121 заседания бюро Далькрайкома ВКП(б) от 31 августа 1935 года по материалам обследования Дальневосточного территориального управления Гражданвоздухофлота, к ведомству которого и принадлежала «Савоя С.55П», где записано: «основной и главной причиной гибели самолета является вылет в нелетную погоду».
 
С Сахалина самолет Светогорова был вызван «срочной диспетчерской телеграммой о возвращении в Хабаровск» диспетчером Бураго. Начальник Александровск-Сахалинского гидропорта Моничев за выпуск самолета 26 июня 1935 года в нелетную погоду отдан под суд.
 
Исполнительный директор Межгосударственного авиационного комитета (МАК) Виктор Сороченко в письме в Хабаровское краевое отделение ВООПИиК сообщает, что МАК «не видит оснований сомневаться в выводах о причинах катастрофы самолета «Савоя С.55П» 26 июня 1935 года, сделанных комиссией Гражданвоздухофлота».
 
Памятник А.П. Светогорову, экипажу и пассажирам самолета «Савоя С.55П» открыт!
Памятник А.П. Светогорову, экипажу и пассажирам самолета «Савоя С.55П» открыт!
Председатель общественного Совета ветеранов Дальневосточного управления Росавиации Анатолий Будник, завершая траурный митинг, посетовал на недолгую память поколений, когда восемьдесят лет почти никто не интересовался судьбой людей, погибших в авиакатастрофе и ничего не сделали для предания их останков по христианскому обычаю земле.
 

Анатолий Будник высоко оценил деятельность Александра Светогорова, как летчика-аса уровня Валерия Чкалова - дальневосточного Чкалова, особенно в челюскинскую эпопею, назвав его недооценённым при жизни Героем (он не получил никакой награды, кроме звания «Почетный чекист» и знака «Почетный работник ВЧК-ГПУ (XV)» «за участие в спасении челюскинцев»), наравне с летчиками - участниками спасения челюскинцев и первыми Героями Советского Союза: Анатолием Ляпидевским, Сигизмундом Леваневским, Василием Молоковым, Николаем Каманиным, Маврикием Слепневым, Михаилом Водопьяновым и Иваном Дорониным.
 
Общественный Совет, поддержанный общественностью, намерен ходатайствовать перед президентом России о присвоении участнику спасения челюскинцев - летчику Александру Светогорову (1904-1935) - посмертно звания Героя России.
 
Константин Пронякин.
 
Справка
 
По уточненным, с фамилиями и именами и самым последним данным ДВСУТ СКР (на 23.06.2016 г.), на борту самолета «Савоя С.55П» было 9 пассажиров (среди них 1 ребенок) и 3 члена экипажа - всего 12 человек.
 
Экипаж:
командир Александр Павлович Светогоров, радист Леонид Ефремов, бортмеханик Иван Григорьевич Стыченко.
 
Пассажиры:
директор Тымовской МТС (с. Воскресеновка Тымовского района Сахалинской области) Антон Васильевич Шереметьев, главный бухгалтер МТС Степан Щетинин, главный механик МТС Сергей Валентинович Вараксин, его жена Анна Григорьевна Ильинская с ребенком, бухгалтер «Сахлестреста» Грановский, супруга сотрудника областного земельного управления Мария Александровна Докучаева, инструкторы отдела административно-организационного управления (АОУ) НКВД ДВК Корнышен и Меднис.

 
Торжественное открытие памятника на Матвеевском кладбище Хабаровска.
Торжественное открытие памятника на Матвеевском кладбище Хабаровска.