Олег Кожемяко
Олег Кожемяко
25 марта 2015 года президент отстранил Александра Хорошавина от должности губернатора Сахалинской области в связи с утратой доверия. Временно исполняющим обязанности главы островного региона был назначен губернатор Амурской области Олег Кожемяко. 13 сентября 2015 года он одержал победу на досрочных выборах губернатора Сахалинской области.
 
Главной своей целью на новом месте Кожемяко назвал «работу на пользу общества и людей». Прошел год. Как сахалинцы оценивают действия главы региона на этом направлении?
 
А. Крутченко, председатель областного союза организаций профсоюзов:
 
- Действия новой областной власти, конечно, заметны. По моему убеждению, год прошел не зря. Намечена большая программа развития нашего региона. Созданы два ТОРа, может быть, скоро появится третий. А это дополнительные инвестиции, развитие экономики и, что крайне важно, местная сельхозпродукция по доступным для населения ценам. Если вся программа развития региона будет воплощена в жизнь, я думаю, результат будет очень хорошим.
 
Г. Подойникова, депутат областной думы:
 
- Очень много лет система областной власти стабильно не работала. И это болото за один год не поднять. Поэтому выводы целесообразнее делать позже, когда пройдет два-три года. Сейчас могу сказать, что глава области открытый человек, от людей и от проблем не прячется. С этим губернатором я как депутат могу решать вопросы. С предшественником натыкалась на глухую стену. Десять лет поднимали проблему реконструкции теплоснабжения Долинска. Нынешняя власть занялась ее решением.
 
К. Тюкавин, председатель некоммерческого партнерства «Союз рыбаков Сахалинской области», сопредседатель регионального отделения ОНФ:
 
- По моим оценкам, многое делается в правильном направлении. Но есть достаточно спорные решения. Что касается проблем рыбной отрасли, то они вечные. И навряд ли кому-либо удастся их решить, во всяком случае, при нашей жизни.
 
Э. Таран, депутат областной думы, руководитель регионального отделения партии «Справедливая Россия»:
 
- Итоги года работы новой власти правильнее было бы оценивать в сентябре. Сегодня я вижу перемены к лучшему, мы идем в нужном направлении. Быстро или медленно шагаем, увидим позже. Сдвинулось решение социальных вопросов - «дети войны» получили поддержку, молодые семьи. Губернатор выстраивает новую структуру руководства.
 
Г. Дзюба, заместитель председателя областной общественной палаты:
 
- Заслуга новой власти в том, что она стала более эффективно работать с общественностью, привлекать ее к работе в комиссиях по важным направлениям. Мне как аудитору видно, что повысился финансовый контроль за использованием бюджетных средств. Большой плюс в том, что спрос идет с конкретных личностей. Не исправил в течение какого-то срока ситуацию - отвечай. Спрос на высшем уровне… Хорошо, что принято решение передать коммунальное обслуживание жилфонда в районах из частных структур в муниципальные. Будут прозрачнее расходы, понятнее тарифы и станет легче следить за качеством оказываемых населению услуг.
 
О. Шишмарев, член общественного совета при администрации Южно-Сахалинска:
 
- Положительно оцениваю. Деньги начали вкладываться в дороги, в социальную сферу, в благоустройство. Предпринимательство работает, административного давления никакого нет, и это важно.
 
А. Кузнецов, житель Корсакова:
 
- В основном впечатления о работе главы региона положительные. Импонирует мобильность, изучение положения дел на местах, интерес к социальным вопросам, спорту. Недавно проводилась «Лыжня России», как участник могу сказать: она была хорошо организована.
 
Считаю важной инициативу строительства агрогородка в с. Раздольном Корсаковского района, где будет применяться белорусский опыт в сфере животноводства и растениеводства. Из братской республики к нам приезжала команда во главе с министром сельского хозяйства, определялась с участками, где будет строиться городок, с посевными площадями, фермами. Осенью прошлого года в Раздольном вспахали брошенные поля. Нынешней весной из Белоруссии приедет десант специалистов, владеющих новыми технологиями выращивания картофеля и других культур. Мы свой аграрный опыт, к сожалению, растеряли.
 
Считаю вполне реалистичными и планы губернатора по созданию рыбного порта на территории бывшей Корсаковской базы океанического рыболовства. Эта хорошая идея витала в воздухе с советских времен…
 
Что огорчает? То, что Кожемяко подписал региональный закон от 8 июля 2015 года, изменивший прежний порядок избрания глав муниципальных образований в Корсаковском и Холмском городских округах. Их жители лишились права напрямую избирать своих мэров и быть избранными. Коммунисты считают такое положение несправедливым и дискриминационным.
 
В. Колобан, жительница села Восток:
 
- Когда стало ясно, что с закрытием Сахалинской ГРЭС наш поселок энергетиков, такой благоустроенный, уютный, ухоженный, лишится рабочих мест и всяких перспектив, мы забили тревогу. Первая встреча с губернатором Кожемяко, без преувеличения, вызвала эйфорию. Он нас внимательно выслушал, пообщался с народом, ночью походил по поселку. Сложилось впечатление, что нас услышали.
 
Олег Николаевич вел речь о строительстве теплицы площадью 1 га, птичника и котельной, ведь с закрытием градообразующего предприятия люди не должны остаться без работы, а поселок - без тепла. Второй раз губернатор приезжал к нам с руководителями ГУСП «Тепличный» и птицефабрики «Островная». Были у нас изыскатели - рыли ямы, брали пробы грунта… С тех пор минул почти год, и ничего не изменилось. Разве что появились новые вопросы к главе региона.
 
А. Лохвицкий, главный специалист ООО «Институт коммунальной энергетики»:
 
- Впечатления о работе губернатора пока положительные. Основные направления он выбирает правильно: вникает в проблемы социальной сферы, ЖКХ, сельского хозяйства, рыбной промышленности. В отличие от прежнего главы региона больше думает о людях. Понравились его инициативы, позволившие заморозить некоторые тарифы, ввести социальные цены на свежую и свежемороженую рыбопродукцию, развивать в интересах населения любительское рыболовство. Но из поля зрения губернатора выпадает важная проблема: в нашем рыбном краю промысловый флот изношен и не модернизируется.
 
А мы сегодня в состоянии строить (по проектам) 50-метровые сейнеры и траулеры, краболовы и кальмароловы из пластмассы и стеклопластика, причем любой конфигурации. В год реально вводить в эксплуатацию два-три судна. Такие не разбиваются о камни, их можно оснащать необходимым оборудованием. В интересах региона надо немедленно восстанавливать судостроение.
 
М. Куперман, правозащитник:
 
- Губернатор Кожемяко сделал не худший выбор приоритетов расходования резко возросших доходов областного бюджета. Он удвоил затраты на школьное питание с молоком, ввел дополнительные социальные льготы отдельным самым уязвимым группам населения, включая проезд на городском транспорте «детей войны» и школьников, оплату будущего капитального ремонта.
 
Часть средств направлена на создание базы самообеспечения области продуктами питания. Ведется строительство социального жилья, продолжается снос ветхого и аварийного. Больше внимания стало уделяться развитию спорта и туризма. Губернатор предпринял попытку сделать доступнее для населения цены на рыбу и морепродукты. Вместо бесплодного педалирования вопроса о строительстве моста на материк заказаны два новых парома. Сохранена стратегия строительства магистральных дорог. Бесспорными плюсами губернатора являются личная мобильность и оперативность реагирования на возникающие проблемы.
 
Однако решение текущих и среднесрочных вопросов экономики не может заменить отсутствия ясности в позиции по стратегическим вопросам развития области. Ощущается явный дефицит мер борьбы с бедностью, с растущим расслоением общества.
 
Разница в доходах 20 проц. граждан с высокими доходами и 20 проц. с низкими составляет 12 раз (моя экспертная оценка), а у таких же 10-процентных групп - свыше 22 раз! Реальные доходы бедной трети населения с 2014 года продолжают снижаться не только из-за прямых последствий инфляции и дефицита уровня индексации пенсий и пособий, но и - парадокс! - из-за роста средней зарплаты и иных доходов двух других третей населения области…
 
К сожалению, губернатор не отреагировал на предложение регионального отделения движения «За права человека» повысить уровень индексации пособий с 5,5 проц., запланированных проектом бюджетов на 2015 и 2016 годы, до уровня реальной инфляции, составляющего (по разным оценкам) не менее 18 - 30 проц. Или хотя бы до уровня официально объявленной некоей средней для всех потребительских «корзин» инфляции (11,4 проц. на 2015 год)…
 
Второй маленький пример: областная выплата лицам, отработавшим в области больше 40 лет, составляет 333,33 рубля в месяц (1 тыс. рублей в квартал). Никаких доплат к трудовым пенсиям выше прожиточного минимума, как в Москве, у нас не делается, хотя по уровню бюджетной обеспеченности мы благодаря освоению шельфа столицу догнали…
 
Губернатор не вспоминает о пресловутом «фонде поколений», подобия которого прекрасно работают не только на Аляске… Наши дети из малообеспеченных семей массово не вывозятся летом к теплым морям, как это давно делают власти других нефтегазоалмазоникеледобывающих регионов (Норильск, Якутия, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа). Даже вопросы формирования небольших детских групп для отправки в Крым - тайна великая… Неизвестно и о попытках губернатора и профсоюзов заключить подобные соглашения с Газпромом, Роснефтью, иностранными компаниями, работающими на шельфе.
 
Глава региона пока не занял принципиальной позиции в осуждении порочной практики предшественников, игнорировавших нужды коренных малочисленных народов Севера области. Их острейшие социальные и экономические проблемы подменяются поддержкой лишь этнокультурного аспекта этносов.
 
Не слышно о решении транспортных проблем Северо-Курильского района - при том, что добраться до него из Южно-Сахалинска можно за 60 тыс. рублей, а на полет до Благовещенска областные власти установили авиакомпании «Аврора» дотируемый тариф 4,5 тыс. рублей!
 
Разрекламированный проект «Доступная рыба» по факту оказался профанацией, и не только из-за дефицита подхода горбуши (из 100 тыс. тонн лососевых проектом «охватили» меньше 1 проц. добычи и не более 3 проц. населения)…
 
Начав реализацию хорошего проекта - продажу «своей» свинины по относительно доступной цене 230 - 250 рублей, - тут же дискредитировали его, ибо не продумали механизм защиты от перекупщиков. Власти не запретили производителю продавать продукцию оптом перепродавцам, и у тех появилась возможность реализовывать свинину по 380 - 450 рублей… А ведь производится она на средства бюджета.
 
Не слышно о реакции губернатора на острое неудовольствие многих сахалинцев его кадровой политикой, отличающейся беспрецедентным перемещением к нам специалистов из Амурской области.
 
Также ничего не известно о позиции главы правительства по мерам реальной защиты «северных» интересов островитян на федеральном уровне. Люди продолжают страдать из-за порочного урезания ряда ранее установленных государственных гарантий и компенсаций (а не льгот!!!). Вот лишь некоторые вопиющие примеры.
 
Инвалиды области получают свои мизерные (от 1,8 до 3,2 тыс. рублей) доплаты к пенсиям без районных коэффициентов, то есть в таком же размере, как в Сочи или любом ином месте на материке. Та же ситуация и с «материнским капиталом», и с почетными донорами. Сдавшим не менее 24 литров крови выплачивается всего 12 тыс. рублей в год! Из бюджета на льготные лекарства для инвалидов выделяется 716 рублей 40 копеек. Эта сумма одинакова по всей стране, хотя лекарства у нас намного дороже и требуемая сумма на каждого «льготника» давно превышает 2 тыс. рублей.
 
И это только маленькая толика проблем, которые требуют оперативного и грамотного решения. Понятно, что от нового руководителя, будь он семи пядей во лбу, невозможно требовать всего и сразу, тем более в первый год его работы в новом регионе. Но если Кожемяко, как и декларировал, будет действовать «в интересах общества и людей», то население поддержит лучшие замыслы губернатора.
 
Т. Вышковская,
Л. Степанец.
«Советский Сахалин», 24.03.16
http://sovsakh.ru/kak-vyi-otsenivaete-itogi-pervogo-goda-rabotyi-gubernatora/