Итуруп
Итуруп
В номере «Советского Сахалина» за 28 августа с. г. была опубликована статья «Деляческий подход к Курилам неуместен» [см. ниже]. Ее автор кандидат экономических наук, бывший вице-губернатор Сахалинской области Виктор Сиренко критически оценил федеральную целевую программу (ФЦП) развития Курильских островов на 2016-2025 годы. По его мнению, правительство проявило недопонимание специфики хозяйственной деятельности на островах.
 
Автор усомнился в целесообразности развития на Курилах отраслей экономики, не связанных с рыбохозяйственным комплексом, напомнил, что в конце 1990-х - начале 2000-х годов подход к островам был другой: ставка делалась на эффективное использование и получение прибыли только от возобновляемых природных ресурсов.
 
В условиях чувствительной к воздействиям человека биосферы Курил иная практика, как считает Сиренко, недальновидна и губительна для островов. Автор публикации призывает сосредоточиться на продвижении системы мер по созданию особых экономических условий, стимулирующих развитие рыбохозяйственного комплекса Курильских островов.
 
Эту позицию поддержали многие читатели «Советского Сахалина». Публикуем некоторые поступившие в редакцию и на наш сайт отклики.
 
Многие сахалинцы и курильчане не знают, что именно Виктор Сергеевич Сиренко «пробил» федеральную курильскую программу. Мало кто верил в саму возможность такой программы, и только благодаря настойчивости Сиренко она состоялась.
 
Опять-таки при активном участии Виктора Сергеевича в 1992 году появился знаменитый указ президента РФ за номером 1549 «О социально-экономическом развитии Курильских островов».
 
Благодаря этому документу курильские районы получили сотни миллионов рублей, были созданы уникальные условия для форсированного развития отдаленных территорий - такие условия, каких не было ни в одном другом регионе России.
 
Теперь вопрос: как мы распорядились этими возможностями? Если отвечать коротко, то прорыва не произошло.
 
Главную проблему я вижу в том, что при наличии федеральной программы развития Курил, которая решает задачу создания инфраструктуры и общих условий для интенсивного развития экономики, за 23 года не разработаны ни региональная, ни муниципальные программы комплексного развития курильских районов. При этом данные программы прежде всего должны быть «заточены» на развитие рыбной отрасли.
 
Несмотря на видовое многообразие и объемы водно-биологических ресурсов, которыми располагают Курилы, несмотря на значительные финансовые вливания и принятые федеральным центром политические решения, развитие экономики Курильских районов (налогооблагаемой базы) осуществляется преступно медленными темпами. Не определены задачи и конечные цели развития Курил, не сделано ни одного анализа эффективности реализуемой политики.
 
Полностью согласен с критикой Сиренко новой установки на развитие горнорудных разработок в качестве приоритетной для островов задачи. Ни золото, ни титано-магнетитовые пески не сравнятся по экономическому эффекту с отдачей от более полного, чем в настоящее время, комплексного освоения водно-биологических ресурсов.
 
По данным бывшего минрыбхоза СССР, ежегодные возможные объемы добычи возобновляемых биоресурсов в акватории Курильских островов оцениваются суммой 2 - 4 млрд. долларов. Развитие горной отрасли на Курилах даже за несколько лет не способно дать подобного эффекта, зато способно нанести непоправимый урон животному и растительному миру островов.
 
Для запуска механизма интенсивного развития Курил нужны самые элементарные действия, лежащие в основе развития любой экономики. Нужно определить задачи и конечные цели развития экономико-социального комплекса курильских районов, конкретные мероприятия в разрезе отраслей и сроки их реализации.
 
Другими словами - создать модель развития экономики каждого курильского района в отдельности. При этом, безусловно, необходимы привлекательные для инвесторов условия, определенные на принципах бывшей СЭЗ «Курилы» или нынешних ТОРов. Нужны налоговые льготы и преференции.
 
На мой взгляд, за те миллиарды, которые были выделены на развитие Курил только за последние 23 года, вполне можно было создать современный экономико-социальный комплекс и весьма привлекательные условия жизни для курильчан.
 
Убежден, что при хозяйском подходе и том внимании федерального центра, которое уделяется Курилам, экономику островов можно развить за 3-5 лет, а первые ощутимые результаты новой экономической политики (НЭП) получить уже через 1,5-2 года.
 
Не сомневаюсь, что идея НЭПа для Курил в силу своей новизны вызовет бурный рост активности как со стороны бизнеса, так и со стороны населения. А вот неприятие комплексных мер по развитию Курил приведет к потере еще нескольких лет, стагнации того положения, которое мы наблюдаем в течение уже двух десятилетий.
 
В свое время мне довелось жить и работать на Курилах, в том числе занимать руководящие должности в органах исполнительной власти Курильского и Южно-Курильского районов. В 1987 - 1991 годах я работал заместителем председателя райисполкома, председателем районной плановой комиссии Курильского райисполкома, участвовал в обосновании идеи Курильской федеральной программы.
 
Вспоминаю об этом потому, что о многих курильских вопросах могу говорить предметно, с пониманием реальных возможностей. Готов разработать необходимые обоснования для всех своих предложений. В данном случае ограничусь несколькими замечаниями относительно потенциала бальнеологического туризма на Курилах.
 
На острове Итуруп, только в его центральной части, попутными исследованиями выявлено около 40 минеральных источников. По химическому составу они схожи с такими знаменитыми водами, как ессентуки, боржоми и прочие. При этом целенаправленных исследований не проводилось.
 
Мало кто знает, что на источниках вулкана Баранского даже после одного-двух купаний прекращается гниение ран, начинается заживление даже таких тяжелейших ран, как заживающие с осложнениями послеоперационные швы. И это без применения каких-либо лекарств. Со строительством аэропорта в Курильске снята самая главная проблема развития туризма - отсутствие надежной транспортной схемы.
 
Как известно, на Итурупе есть такое растение - сумах японский, в народе его называют иприткой. Воздействие на человека схоже с симптомами отравления газом иприт - на теле появляются волдыри и язвы.
 
В таких случаях есть только два вида лечения - нахождение в течение нескольких дней под капельницей с комплексом других процедур или двух-трехразовое купание на источниках Баранского. Курильчане, выезжавшие на вулкан лечиться, привозили с собой в канистрах минеральную воду для продолжения лечения, но эта вода оставалась невостребованной, так как достаточно было купаний в источнике.
 
Бальнеологические ресурсы - колоссальное богатство. Их использование не оказывает какого-либо негативного воздействия на окружающую среду. А вложения в развитие инфраструктуры бальнеологического туризма не сравнимы с затратами на развитие горнодобывающей отрасли. Спрашивается, чего ждем?
 
А Виктору Сергеевичу Сиренко нужно поклониться в ноги за то, что, проживая в далекой Москве, он продолжает бороться за процветание Курил, за их будущее. Сиюминутный эффект не должен заслонять главного.
 
И. Санжаров.
г. Южно-Сахалинск.
 
«Советский Сахалин», 24.09.15
http://www.sovsakh.ru/ru/news/24008.html
* * *
 
Деляческий подход к Курилам неуместен
 
Постановлением правительства РФ от 4 августа 2015 года утверждена федеральная целевая программа (ФЦП) «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2016-2025 годы».
 
На мой взгляд, правительство проявило определенное недопонимание специфики хозяйственной деятельности на Курильских островах и самой сути федеральной целевой программы социально-экономического развития этой территории.
 
Так, предваряя обсуждение ФЦП, председатель правительства Д. Медведев в числе приоритетных задач назвал развитие на островах горнорудных разработок.
 
«Речь, прежде всего, идет о развитии тех отраслей экономики, которые не связаны с рыбохозяйственным комплексом: это горнодобывающие предприятия, это аграрный сектор, это туризм», - уточнил Медведев. «Можно рассмотреть и вопросы создания территории опережающего развития на самих Курилах, в зависимости от тех проектов, которые, конечно, будут появляться», - добавил он.
 
Такой подход допускает реализацию проектов, не связанных между собой на самой территории островов. Курильские же острова реально являются площадкой для освоения богатейших биологических ресурсов акваторий, прилегающих к их территории.
 
Отсюда следует, что ФЦП должна стимулировать комплексное использование ресурсов прилегающих к территории островов акваторий. Поэтому чисто деляческий подход к освоению не связанных между собой ресурсов, расположенных на самой территории, неуместен.
 
Этот подход состоит в том, что участнику мероприятий ФЦП становится все равно, какие ресурсы разрабатывать, лишь бы извлекать максимальную прибыль.
 
А ведь в конце 1990-х - начале 2000-х годов подход к Курилам был совершенно иной. За основу бралась «Концепция использования ресурсов в условиях определенной биосферы» великого русского ученого В. Вернадского.
 
Биосфера на Курилах очень чувствительна к различным воздействиям человека. Учитывая это, тогдашняя межведомственная комиссия по реализации ФЦП «Развитие Курильских островов» включила в программу перспективное развитие именно рыбохозяйственного комплекса и связанных с ним производств.
 
Эта программа была направлена на эффективное использование и получение прибыли только от возобновляемых природных ресурсов. Поэтому в программу вошли объекты рыбохозяйственного комплекса, биофармацевтических производств и геотермальной энергетики.
 
Как раз такой подход и дал импульс для позитивного развития Курильских островов - с учетом чувствительности их биосферы.
 
В начале 90-х годов на уровне федеральных министерств и ведомств было много предложений о разработке на Курильских островах месторождений золота, серебра, рения, серы, титано-магнетитовых песков и других минеральных ресурсов.
 
Все эти предложения на уровне функционирующей тогда межведомственной комиссии по реализации ФЦП «Развитие Курильских островов» были отвергнуты по следующим причинам: нигде в мире нет примеров позитивного развития территорий, на которых наряду с использованием морских биоресурсов осуществляются горнорудные разработки.
 
В этой связи нами использовался опыт Новой Зеландии, где (и это показательно) разрабатываются проекты по развитию рыбохозяйственного комплекса, биофармацевтических производств и геотермальной энергетики.
 
В результате такого подхода сохраняется биосфера этих территорий. Согласно теории В. Вернадского, произвольные горнорудные разработки приводят к структурным изменениям в земной коре. Когда эти структурные изменения накапливаются, то могут наступить необратимые изменения природной среды: цунами, вулканические извержения и землетрясения.
 
Что, кстати, уже произошло в Сахалинской области в 1995 году. В результате печальной памяти Нефтегорского землетрясения с исключительно тяжелыми последствиями погибли более двух тысяч человек.
 
Поэтому все предложения по разработке минеральных ресурсов нами были исключены. Однако в дальнейшем такие проекты в рамках программы все же появились.
 
Как известно, на Урупе уже ведутся разработки золота с привлечением внешних компаний. Сахалинской области в соответствии с принятой ФЦП было предложено выделить на дальнейшие разработки свои бюджетные средства.
 
При этом отсутствуют данные об утвержденных запасах минеральных ресурсов на Курильских островах и о расчете рентабельности этих разработок. Прежде чем принимать решение о включении разработок минеральных ресурсов в ФЦП, необходимо было сделать элементарный подсчет рентабельности этих разработок. И если проект окажется убыточным, от него надо отказаться.
 
В любом случае экологический вред налицо. Еще в 2013 году международная компьютерная сеть Avaaz.org и Экологическая вахта Сахалина начали кампанию по защите экологии Курильских островов от «колониальных методов» ведения бизнеса.
 
На сайтах организаций сообщалось, что на Урупе компания «Курилгео», 100 проц. акций которой принадлежат кипрскому оффшору Solway Group, ведет золотодобычу.
 
На Урупе находятся важнейшие местообитания редких морских животных - каланов, тюленей-антуров и сивучей. Основные их лежбища расположены как раз поблизости от небольшого - его запасов хватит всего на 8 лет работы - золоторудного месторождения на юге Урупа.
 
Компания ведет разработку очень опасным и вредным способом - путем обработки руды большими объемами смертельно опасных цианидов. Уруп - небольшой остров, а кипрский оффшор построил там огромный карьер, хранилища жидких токсичных отходов, завод по переработке руды и многое другое.
 
Компания «Курилгео» работает на Урупе уже около 12 лет, и за это время численность каланов здесь сократилась более чем в четыре раза. Было 2000, стало менее 500. Работы с применением сильнодействующих ядовитых веществ очень опасны. Прибрежные воды могут быть надолго отравлены. Взрывные работы на карьерах по добыче золотоносной руды заставят каланов и других животных покинуть места своего обитания.
 
В связи с тем, что остров Уруп труднодоступен, контроль за работами со стороны экологов невозможен. Ранее Курильская районная и Сахалинская межрайонная природоохранная прокуратуры, а также областное управление Росприроднадзора проверяли ООО «Курилгео» и выявляли нарушения природоохранного законодательства.
 
Фирма вела геологоразведочные работы в объемах, не соответствующих установленному проекту. Пользовалась водой и сбрасывала сточные воды на землю без разрешительных документов. Управление Росприроднадзора привлекло к административной ответственности руководителя «Курилгео» и непосредственно юридическое лицо.
 
Чтобы усилить эффективность мероприятий по использованию водных биоресурсов, учеными ВНИРО была разработана система мер по созданию особых экономических условий, стимулирующих развитие рыбохозяйственного комплекса Курильских островов. Результаты этих разработок были положительно оценены и приняты руководством Росрыболовства. Использование этих разработок в рамках программы позволяет создать на территории Курильских островов безубыточное производство.
 
На практике сложнейшая задача создания на Курилах безубыточного рыбохозяйственного комплекса с использованием полученных нами результатов максимально упрощается. Должны быть определены курильские рыбохозяйственные предприятия, имеющие положительную динамику нормы предельной прибыли от используемых морских биоресурсов. Это означает, что такое предприятие обеспечивает реальное повышение эффективности перерабатываемых ресурсов.
 
Если хозяйственное предприятие заинтересовано в создании безотходного производства, то федеральные органы и правительство Сахалинской области должны ему из части получаемой прибыли и уплачиваемой в виде налогов предоставлять инвестиционный налоговый кредит на льготных условиях. Рассчитывается за кредит предприятие из выручки от реализации продукции из отходов.
 
В результате такого подхода возникает многократный эффект от хозяйственной деятельности: предприятие получает дополнительную прибыль, народное хозяйство - новую гамму ценных продуктов (новые лекарственные препараты и биодобавки), государство обеспечивает возврат выделенных кредитных ресурсов. При этом достигаются два главных результата: сохраняется уникальная природная среда Курильских островов, а рыбохозяйственные предприятия региона становятся конкурентоспособными на мировом рынке.
 
В. Сиренко,
главный научный консультант межведомственной комиссии по реализации ФЦП «Развитие Курильских островов» при правительстве РФ в 1995-2003 годах, кандидат экономических наук, бывший вице-губернатор Сахалинской области.
 
«Советский Сахалин», 27.08.15
http://www.sovsakh.ru/ru/news/23878/?p=2