Дмитрий Медведев
Дмитрий Медведев
Основной вопрос повестки - о ходе исполнения указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в регионах.
 
Стенограмма:
 
Д. Медведев: Уважаемые коллеги, у нас очередное заседание Правительственной комиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока и Байкальского региона.
 
На предыдущих заседаниях правительственной комиссии мы рассматривали целый ряд важных вопросов, включая совершенствование правовых механизмов, которые должны оживить динамику развития Дальнего Востока, оживить экономику, запустить новые проекты, создать условия для привлечения инвестиций.
 
По итогам прошлого года регион в целом, если брать цифры, показывает неплохие результаты, лучше, чем в среднем по стране, хотя, экономическая база Дальнего Востока существенно меньше, чем базы других регионов.
 
Положительная динамика сохраняется и в I квартале этого года: прирост промышленного производства составил около 6%, объемы инвестиций в основной капитал впервые с 2011 года превысили 10%, то есть цифры действительно неплохие.
 
Однако за работой, которая рассчитана на долгосрочный результат, мы не должны упускать из вида текущие проблемы жителей региона - те, с которыми они ежедневно сталкиваются. Это и вопросы здравоохранения, и  вопросы образования, жилищно-коммунальной сферы.
 
Здесь, на Дальнем Востоке, надо признать, пока общий уровень ниже, чем в европейской части Российской Федерации, и это должно быть предметом согласованной работы всех министерств, ведомств и государственных структур, не говоря уже о региональных властях и муниципалитетах.
 
Сегодня поговорим несколько подробнее и об исполнении указов Президента и поручений Правительства на эту тему.
 
Теперь еще несколько слов о том, что сделано. Первое и, может быть, очень важное - то, что заработал Закон «О территориях опережающего развития». Мы приступили к подготовке площадок, где будут созданы современные конкурентные производства, с новой жилищной, социальной инфраструктурой. И, по сути, практически приступили к тому, чтобы создавать условия для инвесторов.
 
Хочу вас проинформировать: я только что подписал постановления Правительства, которыми утверждаются три первые территории опережающего развития в нашей стране. Подчеркиваю, это первые три ТОР по известному закону - две в Хабаровском крае и одна территория в Приморье.
 
Территория «Хабаровск» на территории Хабаровского края. Ожидаемый объем инвестиций - около 30 млрд, будет создано, по мнению авторов соответствующей концепции, около 3 тыс. рабочих мест. Основное направление - транспортно-логистическое, продукция металлургии. Но на самом деле в каждом документе, который я утвердил, достаточно широкий спектр видов деятельности упомянут. В общем, понятно, что можно делать разные проекты, но, конечно, нужны ключевые точки роста по всем территориям.
 
Вторая территория, которая называется «Комсомольск», - ожидаемые инвестиции около 15 млрд, тоже около 3 тыс. рабочих мест, и в силу известных причин там основным направлением должно быть авиастроение, комплектующие для авиастроения, естественно. Опять же не исключаются и другие виды деятельности.
 
И, наконец, территория опережающего развития «Надеждинская» в Приморье - там около 7 млрд рублей инвестиций, 1,6 тыс. рабочих мест, направление по вполне понятным причинам там больше транспортное, логистическое, и, возможно, перерабатывающая, пищевая промышленность.
 
В прошлый вторник также прошло в Госдуме первое чтение проекта закона «О свободном порте Владивостока». Речь идет о новой концепции развития приморской столицы. Там предусмотрены достаточно широкие преференции, о которых мы договаривались.
 
Также есть шесть первых крупных инвестиционных проектов, которые проходят согласительные процедуры. В ближайшее время решение по ним должно быть принято, в том числе и по целому ряду вопросов, которые я поручил сегодня коллегам досогласовать и в самое ближайшее время внести на рассмотрение в Правительство.
 
Работа немаленькая. Завтра заседание коллегии Минвостокразвития. Надеюсь, что вы продолжите в таком же ударном темпе работу по всем принятым направлениям, естественно, в кооперации с другими коллегами.
 
Теперь в отношении исполнения майских указов. Картина по Дальневосточному округу весьма непростая, она, скажем так, неоднородная, есть и успехи по сравнению даже со среднероссийскими показателями, но есть и отставания. Очевидно, что на достижении целевых показателей, которые заложены в майских указах, сказывается специфика Дальнего Востока: большая территория и низкая плотность населения. Но свои трудности есть везде, абсолютно в каждом регионе.
 
Работа эта не предполагала никаких исключений, и здесь, конечно, придется довольно серьезно наращивать темпы, тем более что ценность социальных стандартов, которые заложены в майских указах Президента, для каждого жителя Дальнего Востока кратно выше, чем, наверное, для тех, кто живет в европейской части, именно в силу отсталости социальной инфраструктуры на Дальнем Востоке.
 
Есть положительные сдвиги, это улучшение демографической ситуации. В целом стала расти рождаемость, снизился отток населения - это, конечно, важнейшее достижение за многие годы.
 
Во многих регионах решена проблема доступности детских садов. Там, где она еще не решена, надеюсь, коллеги предпримут все усилия для этого. Мы по мере возможности, естественно, также будем помогать за счет федеральных ресурсов. Вы знаете, в этом году мы, несмотря на определенные сложности, скудость федерального резерва на эти цели, все-таки деньги на детские сады нашли и, соответственно, доводим их до регионов.
 
В части повышения заработной платы в социальной сфере в прошлом году достигнуты и в ряде случаев даже превышены целевые показатели по всем категориям работников.
 
Есть и отставания. Одна из сфер - это здравоохранение. Во всех регионах Дальнего Востока продолжительность жизни, к сожалению, ниже, чем в целом по России, в среднем на существенную величину, потому что это именно средняя цифра, - 2,7 года. Конечно, это отставание не очень хорошее.
 
В большинстве регионов сохраняется высокой уровень младенческой смертности, он превышает среднероссийский более чем в три раза. Есть и другие проблемы, например, смертность от туберкулеза. Она тоже очень высокая.
 
Еще одна проблема - проблема жилья. В большинстве регионов сохраняется высокая доля аварийного и ветхого жилья. Это, конечно, не способствует повышению привлекательности территорий для того, чтобы туда приезжали квалифицированные кадры.
 
Мы неоднократно обсуждали причины: это, конечно, деньги прежде всего, поэтому низкая доля строительства жилья экономкласса, недостаток земельных участков с инженерной и транспортной инфраструктурой, в ряде случаев - монополизм застройщиков. Тем не менее необходимо искать компромиссные варианты и проблему решать.
 
Наконец, третье - это развитие транспортных связей. Если дорог не будет, то ничего, конечно, не состоится. По мере возможности (да, сейчас не лучший период, но тем не менее) все равно нужно дороги строить, темпы наращивать. У нас есть и целевые ориентиры: к 2022 году построить более 5 тыс. км. К ним нужно идти.
 
Давайте сегодня обратим внимание и на то, о чем я сказал, - на исполнение указов Президента от 7 мая 2012 года, проведем дополнительный анализ, что сделано и чего не происходит, выработаем конкретные меры. Надеюсь, что коллеги - руководители регионов по этому поводу выскажутся и сделают конкретные предложения.
 
Приступим к работе.
 
<…>
Дом Правительства, Москва
Правительство РФ, 25.06.15