Вчера Якутский городской суд вынес оправдательный приговор в отношении бывшего министра науки и профессионального образования Геннадия Толстых. Весной этого года городской суд признал его виновным и вынес приговор — 4 года условно. Защита тот приговор обжаловала, в итоге суд в ином составе пересмотрел дело.
Последний обвинялся в том, что, еще находясь в должности министра и обладая организационно-распорядительными функциями, используя служебные полномочия, желая получить в собственность квартиру, при этом уже имея в собственности две квартиры, умышленно ввел в заблуждение президента республики Вячеслава Штырова, пожаловавшись последнему об отсутствии у него жилплощади. В итоге 19 августа того же года президентом было подписано распоряжение «О приобретении квартиры для семьи Толстых Г.В.». После этого Толстых дал устное указание своему заму подписать инвестиционный договор между министерством и ЗАО «Якутпромстрой», согласно которому министерство принимает участие в инвестировании строительства 3-комнатной квартиры в элитном доме №43 на ул. Орджоникидзе стоимостью 3 миллиона 101 тысяча 560 рублей и теплого гаража там же стоимостью 350 тысяч рублей. Министерство финансов выделило деньги. Вскоре Толстых въехал в новый дом. Следствие и суд тянулись почти 5 лет.
Сам подсудимый в суде показал, что про имевшиеся у него две квартиры он Вячеславу Штырову ничего не говорил, так как тот и не спрашивал. Штыров только попросил его подготовить проект распоряжения о приобретении за счет Миннауки квартиры.
Допрошенный в суде в качестве потерпевшего (Минфина) дал показания, что Министерство финансов выполнило распоряжение президента. Считает, что материальный ущерб не причинен.
На судебное заседание был вызван и Вячеслав Штыров. Он пришел сам, пешком, из Дома правительства и дал следующие показания: «В 2002 году ко мне с письменным заявлением обратился Геннадий Толстых и попросил предоставить ему квартиру, так как его жена была тяжело больна, жили родственники и он нуждался в улучшении жилищных условий. Исходя из тяжелого положения, в порядке исключения мной было принято решение о приобретении квартиры для семьи Толстых за счет бюджета. О том, что у Толстых имелось жилье, я знал. Толстых меня в заблуждение не вводил… Согласно распоряжению, приобретателем квартиры было министерство, дальнейшее оформление права собственности решается в соответствии с законодательством…».
Права собственности вскоре были оформлены. А права на это, по утверждению гособвинения, он не имел, так как до этого уже приватизировал на свое имя жилье, а приобретение жилья в собственность разрешается только один раз. Вторая его квартира была приобретена по договору дарения.
Из приговора суда: «По второму эпизоду (о приобретении гаража. — И.Ф.) суд также считает, что Толстых Г.В. подлежит оправданию. Согласно распоряжению Президента РС(Я) Штырова В.А., разрешалось приобретение квартиры для семьи Толстых. Данным распоряжением не предусмотрено приобретение теплого гаража. Формально по данному эпизоду обвинения усматриваются признаки состава преступления, но суд считает, что Толстых Г.В. подлежит оправданию по следующим основаниям.
В соответствии с законом неправомерные действия должностного лица при превышении должностных полномочий должны быть непосредственно связаны со служебной деятельностью субъекта, когда он выступает не как частное, а как официальное лицо. Ответственность за превышение должностных полномочий наступает лишь в том случае, когда должностное лицо обладало какими-либо полномочиями к потерпевшему физическому лицу или организации, права и интересы которых существенно нарушены действиями должностного лица. По предъявленному обвинению Толстых допустил нарушение Федерального закона «Об основах государственной службы» и положения «О Министерстве науки и профессионального образования» из корысти, реализовывая умысел на приобретение гаража…»
В итоге суд вынес оправдательный приговор, однако сторона обвинения намерена обжаловать приговор в Верховном суде республики.
Инна Федорова,
«Якутск Вечерний», № 22.