|
Режим «открытого неба», напомним, Минтранс ввел во Владивостоке в ноябре 2011 года. Речь шла о снятии ограничений для российских и иностранных компаний - по сути дела, тот же порто-франко, только порт тут не морской, а воздушный. Говорилось о «беспрецедентном шаге», предполагалось, что Кневичи станут мощным «хабом» наподобие сеульского Инчхона, что в Приморье хлынут миллионы транзитных пассажиров и туристов…
На практике, по словам Боброва, этого нет и близко. Договоренности о взаимном снятии ограничений на полеты заключены только с Республикой Корея и Сингапуром. РФ также сняла ограничения для авиакомпаний Таиланда и Китая, но те не совершили симметричного шага в отношении наших перевозчиков. По остальным странам взаимные ограничения не сняты до сих пор ни с одной стороны. То есть по факту «открытое небо» работает у нас только по линии «Россия - Корея», и результатом снятия ограничений действительно стал значительный рост количества вылетов в Сеул, Пусан и Янг-Янг. А вот на сингапурском направлении нет достаточного спроса.
- Надо взять на вооружение опыт корейского направления и далее по этому шаблону действовать, - считает Бобров. Аэропорт Владивостока предлагает думе города выйти на федеральный уровень с инициативой по снятию всех ограничений на полеты между Владивостоком и странами АТЭС, а также включению аэропорта в рамки свободного порта Владивосток (об этом, кстати, говорил и полпред президента Трутнев), либерализации визового режима. В 2014 году, по словам Боброва, аэропорт Владивостока обслужил 1,8 млн пассажиров, 0,5 млн из которых - иностранцы. Ожидать, что беднеющие россияне будут больше летать, - глупо, поэтому основная надежда - на въездной туризм. «Сегодня аэропорт готов обслуживать 3,5 млн пассажиров в год», - сказал Бобров. Депутаты вняли аргументам и пообещали переадресовать предложения аэропорта структурам Минтранса РФ.
Отвечая на вопрос спикера гордумы Елены Новицкой о том, не оттянет ли Суйфэньхэ на себя наш пассажиропоток (новый аэропорт в Суйфэньхэ, по данным «Жэньминь жибао», откроется в 2019 году), Бобров ответил:
- Если это будет свободная зона, чтобы российский пассажир мог воспользоваться иностранным аэропортом без визы, тогда есть определенный риск. Но если говорить о внутреннем пассажире, то это совершенно неуместно.
Самый народный депутат Александр Юртаев поинтересовался: почему из Москвы в страны Европы можно летать за 4–5 тысяч рублей, а из Владивостока на Сахалин или Камчатку - тысяч этак за 20?
- Перевозчики говорят, что виноват аэропорт Владивостока, высокие сборы, - заявил Юртаев. - Мы даже к соседям не можем попасть - посмотреть на вулканы… Как сделать небо по-настоящему открытым?
- Аэропорт озабочен этой проблемой, она существует. Все сейчас подчинено интересам основной российской компании - «Аэрофлота». У нее базовый аэропорт - Шереметьево, тарифная политика выстраивается исходя из этого. Играет роль и конкуренция - на линиях из Москвы больше участников, конкурентные условия другие. У нас условия близки к монополии. Мы обращались и в краевую администрацию, и в Минвостокразвития, и полпреду адресовали вопрос о создании условий для развития альтернативных базовых перевозчиков в аэропорту, - ответил Бобров. - Это может быть государственная поддержка либо освобождение от налоговых выплат, что уже делается в российском масштабе, - налог на внутренние рейсы снимается, возможно, это даст толчок и у нас для развития перевозок. Но что касается именно Владивостока, здесь должны быть более привлекательные условия, чем в центральных регионах России, потому что большинство перевозчиков базируется там.
Итак, разрекламированное «открытое небо» пока не работает. Это важно и само по себе, и в связи с созданием во Владивостоке свободного порта. Не окажется ли и морской наш порт свободным только на бумаге?
- Открытое небо есть, но его нет, - констатирует депутат Законодательного собрания Приморья, ректор ВГУЭС Геннадий Лазарев. - Если мы с тем же подходом будем создавать свободный порт, ничего у нас не выйдет. Надо брать мировую практику и не вносить никаких наших российских рацпредложений - один к одному делать то, что делают они там. Если мы не создадим здесь условий, стабильности, гарантий, ничего у нас не получится.
ПОД ТЕКСТ
Вчера на семинаре при председателе Законодательного собрания Приморского края советник министра РФ по развитию Дальнего Востока Павел Волков, представляя только что разработанный законопроект о свободном порте Владивосток, подтвердил, что в рамки «порто-франко» предполагается включить в том числе и международный аэропорт Владивосток.
- Мы говорим о безвизовом въезде через аэропорт Владивостока и морские порты Приморского края. Иностранное лицо въезжает без визы и может находиться здесь в течение трех дней. Особо отмечу аэропорт: мы нашим законопроектом снимаем в одном месте все ограничения, существующие для иностранных авиаперевозчиков, чтобы здесь можно было взять на борт пассажиров или грузы и перевезти в любую третью страну (подробности - в следующем номере «Новой во Владивостоке»).
Василий Макаров,
«Новая газета во Владивостоке», №277, 05.03.15