Л-410 прибыл из Николаевска в Комсомольск |
|
Впервые за 25 лет после развала СССР гражданский аэропорт в Хурбе обрел в соответствии с решением правительства РФ статус, позволяющий по полной программе возрождать пассажирские и грузовые перевозки.
Новая аэроволна
Сегодня главная взлетно-посадочная полоса (ВПП) индустриального центра заметно оживает. В холодные месяцы между Хурбой и Домодедово впервые с начала столетия регулярно курсирует «Боинг-757-200». Рейсы в стабильном режиме гарантируются вплоть до 28 февраля, а затем аэропорт, как заверил его руководитель, предложит землякам, гостям, деловым визитерам более интенсивный график межконтинентальных перелетов.
В минувший понедельник наш собкор насчитал на трапе 115 пассажиров, прибывших из Москвы напрямую в Комсомольск. Правда, этим же самолетом обратно вылетело всего 75 человек. Зимняя недозагрузка лайнеров, вылетающих из города юности - последствие многолетней нестабильности в аэротерминале, пережившем вместе с городом более 2 десятилетий общей депрессии.
Зато впечатляют эпизоды больших перемен в сегодняшней Хурбе. Отсюда по полной программе налаживается доставка грузов на север ДФО. Комментарии от членов экипажей крылатых трейлеров АН-12 не особо эмоциональны, и все же бывалые летчики в откровенной беседе единодушны:
- Этим отечественным машинам хоть и перевалило за 50, они еще послужат. И альтернативы им в зарубежном парке авиатехники нет, если судить по надежности шасси и другим параметрам, позволяющим компании эффективно эксплуатировать тот же АН-12 в условиях крайнего севера, где каждый борт с нетерпением ждут жители Колымы и Чукотки….
Летчики другой дальневосточной компании, готовя к регулярным рейсам очередного долгожителя из «семьи Антоновых», считают, что в 27 регионе нет более удобной по географическому положению отправной точки для северного завоза, чем бетонка Хурбы. Кстати, с основной ВВП Комсомольского района теперь дважды в неделю поднимается в сторону Охотска и АН-26.
Аэропорт устремлен привлекать авиакомпании, готовые выполнять рейсы на Сахалин и Владивосток. Продолжает совместную деятельность с Комсомольским аэропортом и предприятие, эксплуатирующее незаменимые с первой половины прошлого века «кукурузники». Основной парк АН-2, выполняющих миссию охраны лесов, базируется в Хурбе.
Директор аэропорта в Хурбе Леонид Гамей, комментируя очевидные перемены в вверенном хозяйстве, убежден: «Это только начало»! |
|
Директор аэропорта Леонид Гамей, комментируя очевидные перемены в вверенном хозяйстве, убежден: «Это только начало»! Свою уверенность, как убедился репортер краевого СМИ, руководство предприятия подкрепляет и профессиональными аргументами, и убедительными экономическими обоснованиями, и самыми благоприятными предпосылками.
Терминал без шлагбаума
Впрочем, даже на этом светлом фоне руководство Комсомольского аэропорта не скрывает обстоятельств, затуманивающих по сей день самый оптимистический прогноз по авиаперевозкам из промышленной кузницы Приамурья, где государственная власть намечает контуры территорий опережающего социально-экономического развития.
- Распоряжение правительства РФ, подписанное прошлым летом Дмитрием Медведевым, дает нам импульс для развития по всем направлениям, - считает глава ОАО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт». - Внесение Хурбы в федеральный перечень аэродромов совместного базирования позволяет урегулировать отношения с представителями Министерства Обороны, в ведение которых передана ВПП. Проект соответствующего договора, способного прекратить многолетнюю неразбериху на территории государственного стратегического объекта, пока не утвержден, но его проект командование нам недавно предоставило.
В этом документе, который МО готовило к рассмотрению более полугода, по мнению компетентных экспертов, есть спорные нюансы. Кто, кому, за что и сколько будет платить при совместной эксплуатации аэродрома? Этот наиболее тяжелый вопрос сторонам многолетнего спора придется, возможно, еще не раз обсуждать при адекватной поддержке представителей высших эшелонов власти.
Причем, как говорят источники в военном штабе, не исключен наихудший для штатских оппонентов сценарий. Если к лету, например, поступит приказ о закрытии аэродрома Минобороны на ремонт. Тогда любые коммерческие планы Комсомольского аэропорта, его компаньонов и чаяния тысяч авиапассажиров пассажиров будут враз перечеркнуты.
Впрочем, этот вариант, скорее всего, из сферы страшилок, ведь совместные движения властей всех уровней и топ-менеджмента крупных авиакомпаний уже нацелены развивать ТОРы, а они просто немыслимы без крыльев. И решение Дмитрия Медведева о совместном базировании невозможно характеризовать как документ «декларативного характера». Это, как-никак, распоряжение правительства РФ, оно незыблемо и дает крепкие гарантии крупным перевозчикам, не желавшим до 2014 года навсегда и крепко связываться с аэропортом Комсомольска-на-Амуре из-за не совсем определенного статуса аэродрома.
Известно и то, что представители армии, обвиняя гражданский аэропорт в «выжимании» из ВПП Хурбы бесконтрольной прибыли, даже не оформили межевание вверенной земли с учетом всех 160 аэродромных объектов. В пользу развития гражданских авиаперевозок с Хурбы гоговорит и уточненный спецнадзором норматив: пассажирским лайнерам весом в 100 тонн можно совершать до 10 взлетов-посадок в день без ущерба бетонке.
К тому же, первые лица региона четко обозначили свою позицию: «Будет ли под Комсомольском укрупняться авиабаза ВВС - неизвестно, а аэропорт для населения города и северных районов края будет там всегда». Эта установка, оглашенная ведущим экономистом ДФО уже сбывается: в Хурбе резко сократился масштаб военного присутствия. Хотя, надо согласиться с последними предостережениями военных экспертов: тревожные события в мире способны резко изменить нынешние диспозиции.
Впрочем, «экстремальную линию» пока никто открыто не рассматривал и, дай бог, автору этого материала не придется снова упоминать о такой необходимости в связи с нарастающими угрозами «вероятного противника».
Экскурс в СССР
Зато Комсомольскому аэротерминалу, заметно наращивающему этой зимой свой коммерческий потенциал, есть куда стремиться. Его руководство не забывает о том, что происходило здесь с начала 1930 года, когда будущий Герой СССР Михаил Водопьянов при перелете из Хабаровска в Николаевск совершил промежуточную посадку в районе будущего города юности. И не секрет, что спустя 60 лет, когда в последнюю пятилетку плановой экономики на ВВП Хурбы успешно уживались гражданские и военные суда, интенсивность воздушных ворот Комсомольска в разы превосходила нынешние показатели любого аэропорта ДФО.
Цифры полувековой давности действительно впечатляют. Только в 1989 году, когда перестройка уже значительно подъела экономику страны, в Хурбе регистрировалось более 30 рейсов в сутки! А в последний год существования Союза местный аэроперрон обеспечил взлет-посадку 356 тысяч клиентов «Аэрофлота». Это восхитительное число, надо заметить, превосходит количество населения всего Комсомольска-на-Амуре, который, в соответствии с планами советского руководства, позиционировался к далекому 2015 году как город-миллионник, готовый к авиаперевозкам из Хурбы до 800 тысяч пассажиров!
- Безусловно, нынешние объемы пока несопоставимы с интенсивностью того периода, - констатирует Леонид Гамей. - Но сегодня руководство аэропорта обеспечивает меры, чтобы совершить уверенный прорыв и достичь на первом его этапе 10 % от показателей 25-летней давности. С 2009 год увеличен пассажиропоток в 3 раза, в 2014 году обслужено без малого 30 000 человек. Будем и впредь отвечать на запрос земляков. Для них путь с северных территорий края до Хабаровского терминала зачастую, увы, более утомителен, чем сам перелет с Дальнего Востока в Москву.
Здесь хочется добавить, что возвращаться после отпуска из аэропорта краевой столицы на север края, как известно, еще тяжелей. Прелести летнего отдыха при возвращении на перекладных в Комсомольск, а тем более, в Охотск или Николаевск, резко меркнут. Но сегодня руководство Комсомольского аэропорта отстаивает ценообразование авиабилетов в интересах местных пассажиров, налаживая стабильность дальних рейсов не только на период массовых отпусков, но и с осени до весны, обретая надежных партнеров для укрепления воздушного моста.
Дирекция предприятия при поддержке правительства Хабаровского края продолжает искать взаимопонимание с ведущими воздушными перевозчиками России. В начале февраля в городе юности прошли переговорные встречи представителя «ВИМ-АВИА» Андрея Ильясова с градоначальником Андреем Климовым, главой Комсомольского района Александром Коломыцевым, и руководителем ключевого терминала Леонидом Гамеем. Представитель крупной авиакомпании, гарантировав стабильность зимних рейсов, заручился в свою очередь немаловажным для бизнеса словом со стороны местной власти.
На следующий день наш собкор подтвердил у заместителя директора аэропорта Владимира Сущука и другой позитивный факт, особо значимый для тысяч членов семей военнослужащих. Билеты в Москву, откуда начинаются летние отпуска для большей части личного состава ВВО, можно уже приобретать по воинским перевозочным документам.
Кроме компании, название которой увековечило имя ее основателя - Виктора Ивановича Меркулова (не путать с В.И. Меркуловым - бывшим руководителем завода имени Гагарина) сотрудничество с Комсомольским аэропортом укрепляет ОАО «Трансаэро», объявив о продаже с 30 марта билетов из Хурбы в Москву и обратно. Вот и первые признаки конкуренции в аэропорту города юности. Планируется, что крупный воздушный перевозчик начнет курсировать (помимо 2 летних рейсов «ВИМ-АВИА») дважды в неделю, начиная с 22 мая.
Особое значение для жителей северных районов края обретает сегодня малая авиация. Не случайно знакомство репортера с деятельностью аэропорта, готового на всех воздушных уровнях обеспечивать ТОРы индустриального центра, продолжилось на перроне, куда точно по расписанию с пятью пассажирами на борту приземлился Л-410. Прежде чем свежая машина чешского производства взяла курс на Николаевск, журналисту взял интервью у пассажиров и членов экипажа комфортного эргономичного самолета, который летчики уже успели окрестить крылатым «Лексусом».
Во время беседы удалось узнать немало любопытной информации о первых перелетах на региональном маршруте, открытом к началу 2015 года при поддержке правительства Хабаровского края. В следующем выпуске газеты читайте эксклюзивные подробности о непростом продвижении малой авиации в 27 регионе и актуальных задачах власти и бизнеса в интересах пассажиров, требующих кардинального пересмотра расписания движения на линии Хабаровск-Комсомольск-Николаевск.
Юрий Ковалев (фото автора)
«Приамурские ведомости»