Автовокзал Амурск |
|
Согласно официальной информации УФАС, поступившей к началу февраля, федеральный закон «О защите конкуренции» требует приостановить проведение масштабного конкурса среди автотранспортных компаний края до окончательного рассмотрения жалобы, которую направил в антимонопольный орган индивидуальный предприниматель из Комсомольского района В.Б. Ленский.
По мнению руководителя частного транспортного предприятия, предложенная организаторами закупок процедура не стыкуется с постановлением губернатора Хабаровского края №89 (от 28.11.2014 г.) «О порядке проведения открытых конкурсов на организацию и осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом по маршрутам межмуниципального сообщения…».
- При рассмотрении предложенного нам «Перечня маршрутов» сразу бросаются в глаза лоты, как будто специально приготовленные под конкретных участников конкурса, - считает Владимир Ленский. - Я обратил внимание сотрудников УФАС на то, что организатор перевозок, возможно, превысил свои полномочия, установив перед претендентами такое обязательное требование, как наличие автобусов повышенной комфортности. Но ведь ни о каких салонах бизнес-класса в краевом и федеральном законодательстве даже речи нет!
- При таких условиях конкурирования, - как замечает депутат из Комсомольска-на-Амуре Олег Паньков, - многие перевозчики, имеющие лицензии и парк дорогостоящих автолайнеров, изначально обречены на крах. Они просто лишены шанса выиграть ряд лотов, сформированных с возможным нарушением законодательства. Некоторые маршруты, похоже, специально подогнаны под бизнес одной крупной компании. К тому же, в отдельных лотах фигурируют одни и те же автобусные маршруты. В то же время, согласно букве закона, «каждая группа маршрутов неделима и разыгрывается только в целом».
Чтобы осознать возможное несоответствие «Перечня маршрутов…» действующим законам, Олег Паньков предлагает читателям представить на прилавке апельсин, к которому из каких-то соображений прилепили еще несколько долек от другого фрукта.
В итоге, как уведомил антимонопольный орган, до принятия соответствующего решения министерство промышленности и транспорта Хабаровского края не вправе заключать договоры с компаниями, намеревавшимися подать заявки на участие в конкурсе в срок с 20 декабря по 9 февраля 2015 года. В то же время УФАС обращает внимание минтранса на обязательную процедуру извещения всех соискателей о факте поступления жалобы, ее содержании, а также месте и времени ее рассмотрения.
Судя по всему, для всех компаний, намеренных в ближайшую пятилетку активизировать пассажирские перевозки, первая половина февраля пройдет в ожидании решения антимонопольного органа, приступившего к исследованию содержания «Перечня маршрутов…», объединенных в 20 лотов. На фоне сомнительного пока документа, по предварительному заключению независимых экспертов, вполне обоснованы претензии ИП В.Б. Ленского и депутата-правозащитника О.Г. Панькова, побуждающих к ответственности чиновников, призванных по долгу своей службы развивать конкуренцию в сфере пассажирских перевозок.
Кроме того, сотни тысяч потенциальных пассажиров и предпринимателей Хабаровского края тревожат и другие ключевые проблемы транспортной инфраструктуры региона. Например, многие наши читатели давно и настойчиво ставят вопрос: почему конкурсная комиссия вообще не разыгрывает маршруты из краевой столицы и индустриального центра до Ванино и Советской Гавани?
Между тем, строительство асфальтированной дороги от краевой трассы до главных портов побережья Татарского пролива широко освещается СМИ, но по-прежнему пассажиров из Комсомольска-на-Амуре туда официально никто автоэкспрессами вообще не возит. Отсутствует официальная конкуренция на этом маршруте и из Хабаровска, если не считать конкурентами армию нелегальных «бомбил» у входа на автовокзал. Монополия на остро востребованном направлении Лидога - Ванино по сей день навевает населению края нехорошие мысли об устоявшейся коррупционной схеме.
Не менее тревожны и вопросы населения отдаленных поселков Комсомольского и Николаевского районов. Пассажирских судов, если не считать один древний теплоход, в речпорту Комсомольска-на-Амуре вообще не осталось. Но при этом и сухопутные трассы в Амурскую низовку до сих пор характеризуются не как автодороги для регулярных автобусных рейсов, а как некие «туристические направления», на которых процветает вне конкуренции лишь одна транспортная компания.
Автор этой корреспонденции следит за ситуацией. И прежде всего в ближайших выпусках газеты будет обнародовано решение УФАС о законности условий открытого конкурса на организацию и осуществление регулярных межмуниципальных пассажирских перевозок в Хабаровском крае в период с 2015 до 2020 годы.
Юрий Ковалев (фото автора)
«Приамурские ведомости»