Президент Республики Саха (Якутия) Вячеслав Штыров не так давно, с большой помпой представил в Москве программу экономического развития Якутии до 2020 года - "Схему комплексного развития производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (Якутия) до 2020 года".

 

Ключевым моментом этой презентации стала встреча большой делегации из Якутии, возглавляемой Вячеславом Штыровым и председателем правительства Республики Саха (Якутия) Егором Борисовым в Торгово-Промышленной Палате России, на которой представители республики призывали инвестировать в Якутию.

 

В Москве программа развития Якутии явно понравилась, поскольку Штыров был во время этого визита награжден орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени и церковным орденом святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского II степени.

 

Однако внимание со стороны российского правительства, предпринимателей, высокие награды и похвалы, маскируют то обстоятельство, что программа экономического развития представляет собой, по существу, программу сырьевой колонизации Якутии крупными компаниями, в ходе которой самой республике и ее жителям практически ничего не достанется.

 

Главное - это сырье и энергия

 

"Схема комплексного развития", которая находится в свободном доступе на сайте Министерства экономического развития РСЯ, совершенно четко формулирует задачи развития Якутии как сырьевого региона. Сырье является главным и решающим фактором в этой программе. Да, что и говорить, запасы сырья в Якутии огромны. Насколько огромны, что застилают глаза: "Территория Республики является богатейшей ресурсной базой не только российского, но и мирового значения, освоение которой находится в начальной фазе. Минерально–сырьевой потенциал Республики Саха (Якутия) по данным последней переоценки Министерства природных ресурсов России 2006 года составляет 78,4 триллиона рублей", - говорится в "Схеме комплексного развития". авторы документа подчеркивают, что это, скорее всего, недостаточно точная оценка из-за слабой геологической изученности территории республики.

 

Риторических вопросов можно не задавать. Если где-то лежит колоссальное богатство, размером почти в 80 трлн. рублей (3,2 трлн. долларов), то это богатство нужно поскорее взять, вывезти и продать. Вот главная мысль программы экономического развития Якутии.

 

Четкая и ясная мысль: "добыть и вывезти", конечно, весьма неплохо замаскирована: "Ядром Схемы является система взаимоувязанных крупных инвестиционных проектов развития базовых отраслей промышленности, энергетики и транспорта, которые придадут новую динамику и приведут к крупным структурным сдвигам в экономике Республики Саха (Якутия), окажут позитивное влияние на жизнь

 

каждого жителя Республики", - говорится в "Схеме комплексного развития". С первого взгляда кажется, что действительно создана большая программа развития, которая сделает республику экономически развитым и состоятельным регионом России. Но на деле все гораздо проще: "Главные приоритеты ускоренного развития и структурной перестройки якутской экономики в прогнозный период связаны, прежде всего с созданием условий, в том числе инфраструктурных, обеспечивающих диверсификацию экономики и развитие регионального топливно-энергетического комплекса до масштаба, национального по своему значению на Дальнем Востоке России и международного на всем Северо-Востоке Азии. Ключевым направлением наряду с развитием нефтегазодобычи, электроэнергетики (в части развития генерирующих мощностей и интегрирующих сетей электропередач), угольной промышленности, перерабатывающих нефтегазо- и углехимических производств будет развитие транспортного комплекса", - сказано в документе. И, наконец, более четко:

 

"Ключевым направлением структурной перестройки республиканской экономики в прогнозный период станет ускоренный рост отраслей топливно-энергетического комплекса, ориентированных на мировые рынки нефти и газа".

 

Приоритеты расставлены. Экономическое развитие Якутии будет стоять все на тех же самых опорах, на которых стоит экономическое развитие России последних 20-25 лет: нефть и газ.

 

Якутию отличает от Югры и Ямало-Ненецкого округа только то, что здесь, кроме нефти и газа, имеется большой гидроэнергетический потенциал, который в "Схеме комплексного развития" также планируется использовать. "Республика Саха (Якутия) обладает самым крупным на Дальнем Востоке гидроэнергетическим потенциалом. По данным Института энергетики РАН, потенциальные запасы гидроресурсов основных рек республики составляют 507 млрд. кВт.ч. (72352 МВт), что составляет более 1/5 общих ресурсов Российской Федерации. В Республике на реках бассейна Лены (Алдан, Тимптон, Учур, Олекма) насчитывается 64 перспективных для освоения створа", - подчеркивает документ гидроэнергетические богатства Якутии.

 

Главным в проекте развития до 2020 года будет строительство каскада ГЭС в Южной Якутии, который должен, по мысли разработчиков программы, создать в республике избыток энергетической мощности: "Президент РФ В.В. Путин в январе 2006 года во время визита в Якутск одобрил проект строительства Южно-Якутского гидроэнергетического комплекса (ЮЯГЭК) с созданием каскада ГЭС в бассейнах рек Учур, Тимптон, Алдан и Олекма, общей установленной мощностью более 8 ГВт со среднегодовой выработкой электроэнергии 30-40 млрд. кВтч, который предполагает экспорт электроэнергии в страны АТР... В результате в прогнозный период на базе развития Южно-Якутского угольно-гидроэнергетического кластера (г.г. Нерюнгри, Алдан, Олекминск с подчиненными территориями – всего 416,5 тыс. кв. км) предстоит создать новый мощный энергетический центр, позволяющий обеспечить не только внутренние потребности Республики, но и перетоки в ОЭС Сибири и Востока, и, возможно, экспорт электроэнергии в Китай. Избыток электрической мощности в Республике составит к 2015 г. 603 МВт, к 2020 г. – 6 547 МВт, к 2030 г. – 5 765 МВт".

 

Длинные цитаты из "Схемы комплексного развития" необходимы для того, чтобы показать, что план добычи в Якутии сырья, нефти и газа и электроэнергии, для последующего вывоза формулируется предельно четко и ясно.

 

Наукоемкие технологии

 

Есть ли в "Схеме комплексного развития" наукоемкие технологии? Будем объективными, есть и такой раздел в этом плане. Он достаточно короткий и содержит всего два предложения. Во-первых, предполагается модернизировать информационную инфраструктуру органов власти республики: "В прогнозный период наукоемкие услуги будут развиваться очень активно. Предполагается создать региональное информационно-консалтинговое агентство (РИКА), представляющее собой целостную технологическую, программную и информационную компанию, обеспечивающую создание, хранение, анализ и распространение информации в области финансов, экономики и хозяйственной деятельности. В ходе реализации проекта РИКА предполагается полностью модернизировать всю информационную инфраструктуру органов власти Республики Саха"

 

Во-вторых, предлагается испытывать в Якутии технику на устойчивость к низким температурам: "Специфическим и характерным именно для Якутии, укрепляющим ее конкурентные преимущества, станет возрождение услуг экспериментальной проверки техники в экстремальных условиях Якутии (существовали в позднесоветское время)".

 

Вот и все наукоемкие технологии, которые правительство РСЯ предложило в "Схеме комплексного развития". Производства высокотехнологичной продукции, товаров и услуг в ней даже не предполагается.

 

Перечеркнутые альтернативы

 

Если только сырье, которое находится под землей, уже имеет стоимость около 3,2 трлн. долларов, то можно только догадываться, какую прибыль можно получить от превращения этого сырья в готовые товары и высокотехнологичные продукты. Счет наверняка пойдет на сотни триллионов долларов.

 

Якутское сырье: алмазы, золото, вольфрам, олово, цинк, свинец, сурьма, нефть и газ, уголь - можно перерабатывать в промышленные полуфабрикаты, готовые изделия или товары с высокой добавленной стоимостью. Наиболее характерный пример: огранка алмазов, производство ювелирных изделий, производство алмазных инструментов и абразивов. Но то же самое можно делать и с другими видами сырья. Например, из вольфрама можно производить сплавы и композитные материалы высокой прочности, имеющие широкое применение в металлообработке и горной промышленности. С применением сурьмы можно производить огнеупорные краски и ткани. С применением олова можно производить сверхпроводящие провода. Глубокая переработка нефти, газа и угля дают целый спектр самой разнообразной продукции.

 

Иными словами, только за счет переработки сырья в промышленный полуфабрикат с высокой добавленной стоимостью, экономика Якутии могла бы резко рвануть вперед как по валовым показателям, так и по технологическому уровню. Этот эффект можно дополнительно усилить, если освоить также производство готовых товаров и комплектующих из полуфабрикатов собственного производства.

 

Список полезных ископаемых в сочетании со списком продукции, которая может быть произведена из этого сырья, дает абрис совершенно иной экономики, ни в чем не похожей не то, что придумали в нынешнем правительстве РСЯ. В той, альтернативной экономике, были бы сравнительно небольшие объемы добычи полезных ископаемых, сравнительно небольшие затраты энергии, но зато был бы высокий спрос на образование и высокую квалификацию, и большие доходы от продажи продукции с высокой добавленной стоимостью.

 

Но Вячеслав Штыров своей программой: "добыть и вывезти" перечеркнул эти альтернативы.

 

Штыровская щедрость

 

Президент Якутии - очень щедрый человек. Ему ничего не жалко из достояния республики, он все готов раздать и распродать. На фоне составления грандиозного проекта освоения природных ресурсов Якутии совсем малозаметно прошел другой процесс. Республика полностью утратила контроль над ключевыми отраслями промышленности, пишет якутский аналитик Геннадий Федоров в статье "Республика распродана". В сентябре 2007 года продан пакет акций ОАО "Алмазы Анабара" (2,2 млрд. рублей), в октябре 2007 года были проданы крупные пакеты акций ОАО "Якутуголь" и ОАО "Эльгауголь" (58,1 млрд. рублей), 10 ноября 2007 года федеральная доля в АК "АЛРОСА" увеличилась до 50% плюс 1 акции. Еще раньше были проданы нефтегазовые, золотодобывающие и телекоммуникационные активы. За все это было выручено 75,7 млрд. рублей. В республиканский бюджет было зачислено всего 6 млрд. рублей.

 

Кое-что было просто роздано. В 2003 году республика передала ИГ "АЛРОСА" на безвозмездной основе основные золотодобывающие активы с запасами золота в 1150 тонн. Группа перепродала эти активы за 285 млн. долларов. В 2006 году республика передала в федеральную собственность имущество компании по добыче алмазов стоимостью 69,9 млрд. рублей в обмен на обещания компенсаций со стороны федерального бюджета по 10,5 млрд. рублей в год.

 

"Республика Саха (Якутия) обеспечивает 98,2% добычи алмазов России и около 25% общего объема мировой добычи", - признается в "Схеме комплексного развития". Только теперь, алмазодобывающий комплекс, который передавал в бюджет ежегодно 10,5 млрд. рублей, уже не контролируется правительством республики.

 

Имея в руках такие активы в ключевых отраслях якутской экономики, Штыров мог выполнить свою программу развития Якутии собственными силами, за счет доходов и инвестиций республиканских компаний, никого не привлекая со стороны. Но он предпочел все распродать и раздать.

 

Но и это еще не все. Республиканский бюджет сводится с большим дефицитом, который в 2005 году достигал 12,5 млрд. рублей, несмотря на федеральные дотации. Положение усугубляет тот факт, что почти по всем статьям возможных доходов от промышленного развития Якутии, анонсированного Штыровым, республика не будет получать доходов еще 5-10 лет. По налогу с добычи полезных ископаемых (НДПИ), по нефти Восточной Сибири установлен ставка 0% до 2017 года. Так что с нефти свои 5% НДПИ республика получит только в 2018 году, если небо до этого не упадет на землю. Процент НДПИ с добычи газа в регионы не платится, да и "Газпром" планирует освоить Чаяндинское месторождение только к 2016 году. 4,8% НДПИ по добыче угля республика будет получать с Эльгинского месторождения только с 2011 года, когда там начнется добыча. 8% НДПИ по урану также станут поступать только с 2019 года, после освоения Эльконского месторождения и выхода его на проектную мощность, если только к тому моменту снова не перепишут Налоговый Кодекс.

 

Активы проданы, новые доходы будут только лет через десять. А на что будет жить Якутия все это время?

 

Рая не будет

 

Обещания, совершенно аналогичные тем, что Вячеслав Штыров посулил жителям Якутии, уже раздавались в Иркутской области перед строительством каскада ГЭС на Ангаре и крупного алюминиевого и лесоперерабатывающего комплекса, в Красноярском крае и Хакасии перед строительство Красноярской и Саяно-Шушенской ГЭС и крупных алюминиевых заводов. Обещания высоких доходов, благ и процветания в результате строительства сырьевой экономики уже были, и накопленный опыт позволяет сказать, что эти обещания - лживые. Все примеры строительства как раз именно такой экономики, какую предложил президент РСЯ, показывают, что небольшое увеличение доходов оборачивается резким ухудшением условий и качестве жизни. Промышленные комплексы Иркутской области в Ангарске, Шелехове, Байкальске, Братске, Усть-Илимске, Свирске - это территории экологического и социального бедствия. Особенно выделяется Ангарск, сидящий на химической бомбе в виде хранилища гексафторида урана на Ангарском электролизно-химическом комбинате, Байкальск - с его Байкальским ЦБК, ударно отравляющим Байкал с 1966 года, Свирск - с его отвалами мышьяка.

 

Что такое добыча урана, любой желающий может посмотреть в поселке Краснокаменск, Читинской области и его окрестностях, где работает Приаргуньское горно-химическое объединение. 2850 жителей поселка Октябрьский, Краснокаменского района, живут в кольце урановых отвалов, в условиях гамма-излучения, в три раза превыщающего ПДК. Поблизости от Эльконского ГМК в Южной Якутии будет то же самое, и от добычи урана хлебнут жители близ расположенных Алдана и Томмота.

 

Для того, чтобы увидеть, что бывает от угольной промышленности и черной металлургии, можно посетить Новокузнецк, ныне лидер в России по объему промышленных выбросов на душу населения и один из самых загрязненных городов в мире. Огромные комбинаты Новокузнецка выбрасывают в атмосферу до 420 тысяч тонн твердых частиц в год. Впрочем, другие крупные города: Новосибирск и Красноярск, не очень отстают от него, выбрасывая по 250-300 тысяч тонн твердых частиц в год. Все без исключения города со сколько-нибудь развитой промышленностью страдают от загрязнения и вызыванных им болезней.

 

Много было разговоров о дешевой энергии и незначительных последствиях при строительстве Иркутской, Красноярской, Братской, Усть-Илимской, Саяно-Шушенской и других ГЭС. Дешевой энергии люи так и не увидели (поскольку она ушла на производство алюминия - ныне достояние компании UC Rusal, зарегистрированной в британском оффшоре на острове Джерси), зато климат поменялся весьма ощутимо. Некоторые ГЭС: Колымская и Вилюйская - вызвали настолько сильные изменения, что разрушили систему хозяйства и вызвали исход коренного населения из этих районов. То же самое будет и с ГЭС в Южной Якутии. Климатические изменения, произведенные водохранилищами, накроют весь регион, кроме, пожалуй, людей, ныне твердящих о "незначительных последствиях".

 

Промышленная разработка полезных ископаемых в Сибири и на Дальнем Востоке ведется такими методами, что обширные районы превращаются в территории экологического бедствия. Поскольку никаикх существенных изменений в методах "освоения" не произошло, то можно со всей уверенностью сказать, что то же самое, только помноженное на суровость климата, будет и в Якутии.

 

Если бы правительство РСЯ держало бы основные активы под своим контролем, то у него была бы возможность вести промышленное развитие щадящими методами, с учетом местных условий и требований населения. Но теперь на кого Штыров. распродавший эти активы, может повлиять? Крупные компании, скупившие якутские активы, вкладывают миллиарды долларов в якутские проекты, им надо побыстрее отбить инвестиции, и они точно не будут считаться со всякими "мелочами", вроде экологии или требований коренных жителей. Не обратят они внимания и на президента Якутии, который теперь только и может, что погрозить пальцем, потому что рычаги влияния на экономику утрачены.

 

Якутия долгое время считалась самым независимым и состоятельным регионом в Восточной Сибири, потому что имела собственную экономику, контролировала в ней ключевые отрасли и обладала колоссальными богатствами. Это давало надежду, что хотя бы якуты смогут построить нормальную, процветающую экономику. Но президент РСЯ лишил якутов, и всех жителей республики вместе с ними, этой надежды. Теперь и Якутия встанет в общий список однобоко развитых сырьевых сибирских регионов, с уродливой экономикой и обществом.

 

Дмитрий Верхотуров,

Бабр.ru (РИЦ «Сибирь)

.