Матвей Евсеев
Матвей Евсеев
Депутат Ил Тумэн, генеральный директор ОАО «Алмазы Анабара», без пяти минут кандидат на пост Ил Дархана (президента) Якутии Матвей Евсеев дал SakhaLife эксклюзивное и откровенное интервью.
 
- Матвей Николаевич, к вам совершенно не пробиться, и ваше молчание в данной политической ситуации становится совершенно оглушительным.
 
- Да, мое окружение работает хорошо, профессионально, и пробиться ко мне действительно почти невозможно. Но вам ведь это удалось. Что касается политической ситуации, я держал паузу все это время, но вы - СМИ постоянно позиционировали меня как кандидата на пост главы республики. И хотя я ни слова не говорил на эту тему, невольно оказался заложником ситуации. А потому, считаю, что должен внести ясность.
 
- У вас действительно были переговоры с коммунистами насчет выдвижения от КПРФ на выборы Ил Дархана?
 
- Да, переговоры с коммунистами были, и это, кажется, ни для кого уже не секрет.
 
- А когда устанавливали памятник Сталину во дворе «Алмазов Анабара», положа руку на сердце, вы уже думали о выборах Ил Дархана?
 
- Да Вы что! В тот момент я принял решение, подсказанное сердцем. Оно не было взвешенным. Я понимал, что потом на меня обрушатся с критикой все, кому не лень. Но наши ветераны, участники войны считают Сталина своим вождем, отцом, с его именем они бросались в атаку, отдавали жизни. Такое не забывается. Их убеждения не совпадают с ценностями нашего времени, а значит, общество ведет себя так, словно нет этого духовного запроса ветеранов.
 
А мне хотелось, чтоб они при жизни увидели памятник Сталину, на который собирали деньги всем миром, установленным в нашем городе. Чтоб ветераны не испытывали горечи и обиды. И сегодня, повернись время вспять, принял бы такое же решение. Я не собираюсь никому ничего доказывать, спорить о личности Сталина, его плюсах и минусах. Для меня главное - позиция наших ветеранов. Предоставить под памятник по просьбе участников войны и ветеранов тыла клочок земли во дворе нашего предприятия - это было в моих силах, и я это решил.
 
- Вернемся же к выборам Ил Дархана. Коммунисты не смогли выдвинуть вас на пленуме рескома 17 июня, потому что, несмотря на заблаговременно поданное заявление, вы остаетесь единороссом. А члена другой партии КПРФ выдвигать не может.
 
- У «Единой России» было сколько угодно времени, чтобы исключить меня из партии по личному заявлению. Но она тянет время, и, будем реалистами, будет тянуть столько, сколько понадобится. И я даже не в обиде. Видимо, этого следовало ожидать. Кто они такие, этот Сахамин, этот Глушко? (Сахамин Афанасьев - руководитель исполкома и Дмитрий Глушко - секретарь Политсовета ЯРО ВПП «ЕР». - Ред.) Подневольные люди… Они свой выбор сделали.
 
- То есть, вы уверены, что якутская «ЕР» тянет с вашим исключением неспроста, это ее осознанная позиция.
 
- Разве хоть кто-то в этом сомневается? Я уверен в себе на все 100! Я выиграю эти выборы, если только буду зарегистрирован! Но они сделают все, чтобы не дать мне ни одного шанса. Это недостойно. Возьмем, к примеру, бокс. Идет чемпионат. И один из спортсменов делает так, чтобы другого боксера, самого сильного, не допустили на ринг. Под любым предлогом. Это, по-вашему, честно? Нет!
 
Надо в открытом бою публично выяснить, кто сильнее. Это спорт. В политике у нас происходит то же самое. Сильного, реального оппонента искусственно не допускают к выборам. Но зачем же тогда заявлять на всю республику, что идешь на выборы с открытым сердцем, что будут честные выборы?
 
- Видимо, «Единая Россия» исключит вас из своих рядов тогда, когда гарантированно уже не сможете успеть стартовать на выборы Ил Дархана. Не пожалеете, что покинули партию власти?
 
- Вот уже четыре года меня душит удавка «Единой России». Буквально задыхаюсь, да и не я один. Так что решительно отбрасываю от себя ярмо партии власти, чтобы дышать свободно!
 
У нас в партии уже четыре года, как нет никакой внутрипартийной критики, даже обсуждений. Сплошное одобрям-с. Дошло до того, что даже на заседания регионального Политсовета приглашают не всех, кто в нем состоит, а выборочно, по звонку.
 
Раньше, когда секретарем Политсовета был Айсен Николаев, работа в партии была поставлена на должном уровне. Но нынешнее региональное руководство партии - Глушко и Афанасьев своей бездарностью разваливают все.
 
- Матвей Николаевич, но ведь персоналии в региональном руководстве - это субъективный фактор. А вы из-за неприятия их покидаете всероссийскую партию парламентского большинства.
 
- Получается, я ухожу по субъективным причинам. Но какая альтернатива? Раньше я чувствовал, что могу высказывать свое мнение, как-то влиять на ситуацию, во всяком случае, делать все, что от меня зависит. Сейчас этого давно нет. От нас требуется только голосовать как надо. А знать и молчать из-за партийной дисциплины, это очень тяжело. Это для здоровья вредно. И для жизни тоже.
 
Самым сложным для меня в последние годы было соблюдение партийной дисциплины. Это с моим-то независимым характером! Сейчас с этим покончено. Годом раньше или позже, все равно я выйду из «Единой Россией».
 
- В другую партию вступите?
 
- Нет. Ни в какую другую партию вступать не намерен. Как депутат, как политик, буду работать со всеми партиями, если они предлагают и продвигают то, что нужно народу. Теперь моя единственная партия - это народ.
 
- Получается, вы станете оппозиционным политиком и депутатом?
 
- Не ставлю такой цели. Я становлюсь независимым политиком. Это не предполагает обязательную критику власти, противопоставление себя ей. Если она работает хорошо, нормально, надо поддерживать власть. Если же, наоборот, власть лукавит, действует вопреки интересам народа - вскрывать это, используя, в том числе, и парламентскую трибуну.
 
- А сейчас что вы можете сказать, как работает правительство республики и врио главы?
 
- Я не вижу каких-то амбициозных планов, красивых решений. Получается, республика запланировала падение производства и уровня жизни. Докладывают о незначительном приросте производства, исполнении той или иной программы. Буквально 3%. Разве это прирост при нынешней инфляции? В «Алмазах Анабара» я требую динамику не менее 20%. Пусть 8% и съест инфляция, но 12% останутся. А были периоды, мы давали 2000%. Я уж не говорю о том, что по некоторым программам у нас идет спад.
 
Не вижу у руководства самоотдачи, творческой работы. Молодым и энергичным предоставляют мало шансов. Незащищенным слоям - мало заботы. Вообще, мало стимулов создавать собственное дело, новое производство. Руководители республики - все бюджетники, они никогда не зарабатывали самостоятельно, не обеспечивали заработком других, не несли перед коллективом такую ответственность. А у бюджетников совсем другая психология. Они понимают одно - распил бюджета. И еще знают, что такое стоять с протянутой рукой.
 
У меня - совсем другой опыт. Создать крупное, успешное промышленное предприятие, работать с прибылью в сельском хозяйстве, строить дома по новым технологиям и многое другое - все это опыт «Алмазов Анабара». Думаю, без ложной скромности, ни у кого в республике нет такого опыта. Я не могу всю республику принять на работу. Поэтому собирался расширить этот опыт в масштабах республики, предполагал дать якутянам не рыбу, а сеть.
 
Чтоб независимых людей в нашей республике стало больше. Создать условия, чтоб люди не ждали, а созидали, не просили, а делали. Наш народ все умеет, нужна только политическая воля для создания условий. И не надо бросать людям подачки. Школы и больницы с помпой открывать. Эти объекты так и так должны строиться, вводиться, независимо от того, кто станет Ил Дарханом. Есть такое понятие как инвестиционная программа, по которой и идет строительство в республике.
 
- Вы будете баллотироваться на следующие выборы Ил Дархана?
 
- Скажем так - я готов служить многонациональному народу республики. А если для этого понадобится баллотироваться на следующие выборы, значит, так оно и будет.
 
- Матвей Николаевич, как насчет пересудов о том, что вся эта интрига с вашим предполагаемым выдвижением на Ил Дархана была нужна для политического торга, чтоб продлить ваш контракт на посту генерального директора «Алмазов Анабара»?
 
- Мой контракт многократно продлевался. В последний раз он был продлен два года назад. Его срок истекает 16 сентября 2015 года. То есть, остается больше года. Судите сами, с чего бы мне так суетиться? Я подумаю о нем в августе следующего года.
 
- В драматургии советуют актерам, раз взяли паузу, держать ее как можно дольше. Не рано ли вы развеяли интригу с вашим участием в нынешних выборах Ил Дархана?
 
- А я не интриган. Я прямой человек. Раз СМИ несколько недель сообщают о моем возможном участии в выборах, считаю нужным сообщить свою позицию заранее. Это не мне нужно. Это важно для тех людей, которые по всей республике на местах собирались поддержать меня, работать на мою победу. Я знаю, их много. Я уважаю их выбор, и открываю ситуацию заранее, чтоб у них было время определиться.
 
- Матвей Николаевич, скажите честно, вам очень жаль, что однопартийцы своим выразительным бездействием лишили вас возможности участвовать в этих выборах Ил Дархана?
 
- Нет. Я нацелен вперед. Придет время, и те, кто сегодня помешали моему выдвижению, ответят перед народом. И это будет довольно скоро, может, года через два.
 
- Вы понимаете, что ваше интервью растащат на отдельные фразы и цитаты?
 
- На самом деле, Вы хотите сказать, что все извратят. И сделают это люди, которые сами и создали эту ситуацию. А также те, кто их обслуживает. Но на самом деле, я сказал все это вовсе не для них. А для тех, кто на местах принимает решение, кого поддержать на этих выборах.
 
София Булчукей.
Фото из архива SakhaLife.
 
ИА SakhaLife, 20.06.14
«Матвей Евсеев: Я уверен в себе на все 100!»