Ответ прост - потому что национальное возрождение коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Камчатского края превратилось для группы родовых общин в оголтелый, не знающий краев приличия, бизнес. Сегодня на повестке дня Правительства края и Законодательного Собрания вопрос: как делить рыбные квоты, если заявки КМНС превысят объемы квот, выделенной всей Камчатке.
 
Предлагается даже формула расчета. И при этом стыдливо говорится о том, что для истинных аборигенов, проживающих в традиционных районах проживания КМНС и ведущих традиционный образ жизни и традиционную хозяйственную деятельность, достаются от этого рыбного пирога только крохи.
 
Все забирают себе аборигены, благополучно (я бы даже сказал беспечно - потом это докажу) проживающие в городе Петропавловске-Камчатском, которые сегодня защищают в судах традиционное орудие лова аборигенов - «мутник» (читай снюрревод) для ведения традиционного промысла с промысловых судов в режиме промышленного рыболовства. Параллельно идет борьба за постановку в целях традиционного рыболовства морских ставных неводов, позволяющих также вести традиционный промысел в режиме промышленного рыболовства.
 
И кто же все это замутил? Естественно аборигены, традиционно проживающие в черте города Петропавловска-Камчатского и его ближайших окрестностей.
 
Я очень внимательно слушал всех выступающих на рабочей группе по совершенствованию регионального законодательства и выработке предложений по совершенствованию федерального законодательства в сфере развития традиционного образа жизни, хозяйствования и промыслов коренных малочисленных народов Севера при вице-губернаторе Камчатского края Валентине Тадеевне Броневич.
 
Выступающих было много. Но по главному вопросу «О предложениях по внесению изменений в постановление Законодательного Собрания Камчатского края от 20.05.2008 № 152 «Об утверждении Положения о порядке распределения квот добычи (вылова) водных биоресурсов в целях обеспечения традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока России, проживающих в Камчатском крае», ни выступлений (кроме основного докладчика), ни, тем более, предложений, не было. Даже записанный в повестку дня как содокладчик по этому вопросу, представитель краевой Ассоциации КМНС А.И. Велицкий, весьма всегда велеречивый, не проронил НИ СЛОВА.
 
К чему бы это?
 
Только к тому, что мутное распределение, определенное Постановлением № 152, устраивает сегодня именно тех, кто и делит этот рыбный пирог. Именно им достаются самые большие куски.
 
Владимир Германович Давыдов, докладчик по главному вопросу, представляющий Министерство рыбного хозяйства Камчатского края, сказал откровенно: кто из родовых общин больше нулей в своей заявке нарисует (то бишь поднимет свой запрос на рыбу на несколько порядков выше, чем это сделают честные и порядочные аборигены, определив в своей заявке реальные цифры в две-три тонны), тот и получит больше - сотни, и даже тысячи, тонн, а те, кто поскромничал - килограммы. И все будет по формуле. Это как средняя температуры больных в больнице - всегда в пределах нормы 36 и 6.
 
«…Как показала практика распределения квот водных биоресурсов в целях традиционного рыболовства на 2014 год, общины заявившие к вылову реально осваиваемые объемы квот в пределах 2-30 тонн на рыбопромысловый участок и 100-200 тонн на рыбопромысловое судно, получили объемы от 200-300 кг на рыбопромысловый участок и 1-2 тонны на рыбопромысловое судно...»
 
Когда-то Олег Никитич Запороцкий, сегодняшний главный защитник прав коренных на Камчатке и автор приводимой мной выше цитаты, упрекнул меня, что это я, дескать, выпустил джина из бутылки, доказав, что коренные камчадалы, проживающие на южной Камчатке, - это потомки аборигенов Камчатки и породнившихся с ними русских старожилов. И, таким образом, джин сегодня распоясался. Теперь списочный состав аборигенов Камчатки вырос до 20 тысяч человек (при 14 тысячах в последней Переписи). И процесс самоопределения своей коренной национальности на Камчатке не прекращается - это видно по количеству заявок на рыбу, которое также стремительно растет и все больше и больше увеличивается - на порядок ЕЖЕГОДНО. На ПОРЯДОК!
 
Но Олег Никитич знает и другое - мою позицию, которую я отстаиваю уже много лет: каждый, повторяю, КАЖДЫЙ житель Камчатки должен иметь право на бесплатный вылов рыбы для личного потребления. А этот джин будет покруче.
 
Со мной можно (и нужно!) спорить. Но моя личная позиция давно уже стала не моей, а общественной. На рабочей группе, о которой идет речь, была селекторная связь с Тигильским районом, и глава района сказал о том, что он НЕ ЗНАЕТ, что ответить тем, кто родился, вырос и живет в районе традиционного проживания КМНС и ведет ИДЕНТИЧНЫЙ с официальными аборигенами Тигильского района образ жизни и деятельность, и также хочет ловить рыбу для пропитания.
 
Аудитория скромно выслушала главу района и скромно промолчала.
 
А ответ на этот вопрос простейший. Уже давно, на заре своего назначения на пост губернатора, Владимир Иванович Илюхин подписал Постановление о нормах личного потребления для КМНС и лиц,  проживающих в районах традиционного проживания КМНС и ведущих идентичный с КМНС образ жизни и хозяйственной деятельности.
 
Для реализации этого Постановления нужно единственное - принятие регионального (на основе уже прописанных НОРМ федерального) закона «О правах коренных малочисленных народов Камчатского края …», в котором должен быть прописан (это требование федерального закона «О правах…») Порядок распространения прав КМНС на представителей других народов, проживающих на территории традиционного проживания КМНС.
 
И где этот региональный закон, о котором мы с Романом Георгиевичем Гранатовым говорим уже более пяти лет? Где рабочая группа, которая была в свое время сформирована именно для разработки такого закона? Где те представители славного племени КМНС, которые бы добивались принятия этого закона для своих земляков?
 
Нет их. Коренным не до своих соседей по «общежитию». Они делят рыбу.
 
Точнее, не всем коренным, а их политической и бизнес-элите, засевшей в краевом центре.
 
И мне понятно, почему промолчал объявленный содокладчиком господин Велицкий, представляющий традиционное рыболовство Камчатки на всех уровнях власти, - давно известно, что золотая рыбка ловится именно в мутной воде и, наверное, именно «мутником». Ему нечего было просто сказать. Его лично устраивает то, что происходит сегодня на Камчатке с традиционным рыболовством.
 
Не промолчал только отсутствующий на рабочей группе Олег Никитич Запороцкий. Он оставил свое обращение к губернатору, в котором обозначил проблему:
 
«…распределение водных биологических ресурсов происходит по практически неограниченному кругу лиц пропорционально заявленным объемам, при этом не учитываются индивидуальные особенности получателей квот - история деятельности общины, количество ее членов, вклад в социально-экономическое развитие малочисленных народов…»
 
И в самом страшном сне не мог, наверное, предположить Олег Никитич, какого страшного джина выпускает он теперь из бутылки (то бишь обращения к губернатору), говоря, вроде как правильные слова, об индивидуальных особенностях и социально-экономическом вкладе КМНС.
 
А существует ли таковой вклад или таковые особенности в природе?
 
Пенсионный фонд озвучил очень интересные цифры о будущем пенсионном содержании КМНС. Количество родовых общин (некоммерческих организаций, созданных во имя реализации коммерческих проектов) в 2010 году зарегистрировано 314, позже численность их колебалась от 284 до 301 в прошлом году. А вот количество отчетов в Пенсионный фонд изменялось совсем в другом соотношении: 71 (2010 г.) - 17 (2011 г.) - 9 (2012 г.) - 2 (2013 г.). Получив рыбные ресурсы для социально-экономического развития все, без исключения, коренные малочисленные народы Камчатки совокупно перечислили в Пенсионный фонд за ЧЕТЫРЕ года два миллиона 700 тысяч рублей. А это, если помните, армия в 20 тысяч человек, которая заявилась уже на 200 тысяч тонн рыбы.
 
Как известно, отчисления в Пенсионный фонд происходят из фонда ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ.
 
Таким образом, выходит, что ПОВСЕМЕСТНО, заработная плата аборигенам начислялась по черной (либо частично серой) схемам, то есть утаивалась от налогообложения, хотя по налогообложению у КМНС, как выяснилось на этой рабочей группе, и так масса льгот. Но факт остается фактом - пенсию коренные хотят получать за чужой счет.
 
О каком еще социально-экономическом вкладе общин КМНС можно говорить объективно, чтобы сравнивать одних с другими, как предлагает О.Н. Запороцкий, и дать квоты лучшим из них, исходя из индивидуальных показателей.
 
Член рабочей группы, председатель Камчатского регионального отделения общероссийской общественной организации «Общественная комиссия по борьбе с коррупцией» Сергей Александрович Мылов довел до членов рабочей группы некоторые цифры:
 
В ходе реализации долгосрочной целевой программы «Устойчивое развитие коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока, проживающих в Камчатском крае» в 2010 году выделено 20 миллионов 703 тысячи рубленй бюджетных средств для развития 54 РО КМНС, в 2011 году - 17 миллионов 799 тысяч рублей для 77 РО КМНС, в 2012 году - 28 миллионов 924 тысячи рублей для 75 РО КМНС. Итого, за три года более 57 миллионов рублей. Команда С.А. Мылова попыталась получить отчетные данные по использованию этих средств, но, увы, его запросы в районы пока остались без ответов, а индивидуальные проверки показали, что в целом ряде РО КМНС эти средства просто улетучились бесследно.
 
Тогда что должно быть реальным мерилом социально-экономического вклада родовых общин?
 
История РО КМНС? Так, по словам представителя Министерства юстиции, - это сегодня вообще некая детективная сфера, в которой разобраться чрезвычайно сложно, так как у самого Министерства нет таких полномочий. И если уж, по словам представителя Министерства юстиции, родовые общины превратились в товар, который покупается-перепродается, то о какой истории родовых общин вообще может идти сегодня речь?
 
Количество членов общин? Вообще смешная тема, когда в этих общинах ловят рыбу то украинские гастарбайтеры, то кавказцы, а сами общины созданы на подставные фамилии. И это ведь правда. Об этом говорили присутствующие на рабочей группы представители различных государственных структур, озабоченных положением дел с родовыми общинами в крае.
 
Александр Игоревич Велицкий, конечно же, в ответ мне скажет, что и я молчал, как рыба, на заседании рабочей группы.
 
Молчал. Потому что ждал, когда выскажут свои предложения аборигены, в том числе и примкнувшие к ним. Не дождался. И понял, что не дождусь. Ибо, повторяю, бизнес- и политическую элиту КМНС Камчатки полностью УСТРАИВАЕТ то положение дел, которое сегодня существует.
 
Что предлагает О.Н. Запороцкий в своем обращении к губернатору: «Введение в Положение дифференцированного принципа наделения общин квотами водных биоресурсов позволит преодолеть проблему «квотных рантье» и даст стимул развития социально значимых родовых общин».
 
И при этом Олег Никитич не предлагает главного - самого ПРИНЦИПА дифференцированного распределения квот.
 
А я думаю, что они (вместе с А.И. Велицким) этот принцип знают - делить квоты по-прежнему будет политическая и бизнес- ЭЛИТА (голова).
 
Я же предлагаю все сделать совсем наоборот - поставить существующую систему распределения квот с головы на ноги (на аборигенов, проживающих в тундре, а не в Петропавловске-Камчатском) и прописать в новом Положении совершенно другие принципы.
 
Во-первых, в соответствии с Постановлением губернатора Камчатского края о нормах вылова рыбы для личного потребления удовлетворить в полном объеме индивидуальные заявки коренного и местного населения, проживающего в районах традиционного проживания КМНС, на вылов рыбы для личного потребления для поддержания традиционного образа жизни и осуществления традиционной хозяйственной деятельности, начиная с северных районов Камчатского края (бывший Корякский округ) и заканчивая районами южной Камчатки, исключая город Петропавловск-Камчатский и Вилючинск.
 
При распределении квот для коммерческого рыболовства родовых общин строго руководствоваться нормами Федерального Закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»: «определение объема добычи (вылова) водных биоресурсов с учетом экологических, социальных и экономических факторов, в том числе информации о производстве и реализации рыбной и иной продукции из водных биоресурсов».
 
Если исходить из последней нормы, Олег Никитич, дифференцируя, таким образом, распределение квот, то НИ ОДНА родовая община Камчатского края (за мизерным, может быть, исключением, что подчеркивает общий характер НЕпрозрачного оборота рыбы и икры родовыми общинами) не получит ни килограмма квот.
 
А если исходить из норм ТРАДИЦИОННОСТИ вылова (исторического принципа, как сегодня говорят), то в таком случае распределение квот для коммерческого рыболовства некоммерческих родовых общин должен осуществляться не по заявочному принципу, как сегодня, а по факту традиционного промысла.
 
Кстати, на белорыбице уже получен первый результат распределения по ФАКТУ вылова (а он в двадцать раз ниже заявленного, так как отталкивался от фактического вылова и тех МНОГОМИЛЛИРДНЫХ потерь в экономике Камчатского края по причине того, что аборигены не могли и не смогли освоить заявленного объема рыбы традиционными методами лова). И, уверен, многие остались недовольны таким распределением. Отсюда на Камчатке вдруг появляется и «мутник», которым работали традиционно аборигены Русского Севера и НИКОГДА не применяли на Камчатке и в Корякии.
 
А ведь это распределение осуществлялось по Закону о рыболовстве, который является законом для всех.
 
А вообще, как очень точно определил один из народных судей, рассматривающий иск одной из родовых общин и ставящий точку в судебном споре: «Принцип распределения квот должен быть РАЗУМНЫМ и СПРАВЕДЛИВЫМ».
 
Может быть, и мы, наконец, тоже поставим точку, обеспечив (то есть, накормив) рыбой тех наших земляков, кто в ней по-настоящему нуждается, проживая в суровых условиях Севера, не разделяя людей по национальному признаку?
 
Сергей Вахрин
«Рыба Камчатского края», 26.02.14
http://www.fishkamchatka.ru/?cont=long&id=48217&year=2014&today=25&month=02