Андрей Крайний
Андрей Крайний
В Малом зале краевой администрации на штабе лососевой путины присутствовали представители дальневосточных отделений федерального агентства по рыболовству (ФАР) во главе с Евгением Широковым, ученые ТИНРО, а также руководители рыболовецких компаний Камчатки.
 
Важный доклад на штабе лососевой путины сделал зам. председателя правительства Камчатского края - министр рыбного хозяйства полуострова Владимир Галицын, отметивший, что лососевая путина-2013 никак не заслуживает названия провальной. Владимир Михайлович пояснил, что в последние годы были значительные подходы красной рыбы, поэтому в сравнении с прежними подарками природы нынешняя путина смотрится слабее. Галицын отчитался о проделанной работе, дав основные цифры по уловам.
 
В первые минуты встречи Крайнего с подчиненными и представителями рыбацкой общественности полуострова она могла показаться рутинной задачей: каждый начальник своего подразделения скороговоркой произносит цифры, Крайний устало кивает (Андрей Анатольевич попал на встречу прямо с самолета), вроде как, на этом можно расходиться. Но не тут-то было... Когда речь зашла о запрете дрифтера и наводнивших Камчатку «коренных жителей», Крайний разошелся ни на шутку. По дрифтерам, или так называемым «стенам смерти», Андрей Анатольевич прямо заявил, что это искусственно раздутая проблема, с которой почему-то не борются «за бугром», зато в России активно лоббируют (не исключено, что на деньги наших заокеанских «друзей»). Крайний предположил, что это целенаправленная работа против российских рыбаков, потому что, запретив дрифтерные сети, придется запрещать другие виды снастей.
 
Еще больше Крайнего задели цифры о заявках представителей коренных малочисленных народов Севера (КМНС) на следующий год относительно краба, белорыбицы и лосося. В общей массе заявки «аборигенов» набрали 200 тыс. тонн рыбы на так называемое личное потребление. А. Крайний заявил, что льготные квоты на вылов рыбы на Камчатке нужно выделять тем представителям КМНС, кто ведет традиционный образ жизни и добывает рыбу не для продажи, а для еды. «Сегодня на Камчатке (на год) заявок от КМНС поступило на 200 тыс. тонн рыбы (численность представителей КМНС в Камчатском крае - менее 20 тыс. человек), заявок на краба - на 3 тыс. тонн, при том, что краб никогда не был объектом промысла коренных народов», - сказал Крайний на заседании штаба лососевой путины.
 
По его словам, в регионе нередки случаи, когда в роли представителей КМНС выступают люди не только не относящиеся к коренным народам, но и не проживавшие ранее на Камчатке. «При этом русские, которые 120 лет строят Камчатку, не имеют равных прав с коряками и другими малочисленными народностями. Давайте не спекулировать и не говорить, что вы лучше, чем другие народы, которые не первое поколение живут на этой земле», - сказал Крайний.
 
По мнению главы Росрыболовства в Камчатском крае необходимо определить места компактного проживания КМНС. «Если ведется традиционный образ жизни, рыба добывается традиционными орудиями лова и для пропитания, а не для продажи, которая никогда не входила в традиционный образ жизни коренных народов, - всегда поможем. В России никогда не притесняли народы, живущие на территории страны», - пояснил Крайний.
 
По его словам, эта проблема остро стоит только на Камчатке. «Идет профанация КМНС, профанация поддержки КМНС. Люди, которые проиграли в конкурсах на распределение (рыбопромысловых) участков, зашли с другой стороны», - заявил глава Росрыболовства и напомнил, что рыба является федеральным ресурсом. «Давайте себя не обманывать: сначала рыба, потом углеводороды. Это федеральный ресурс, и он принадлежит всем гражданам страны. Человек, например, в Кургане, имеет такое же право на рыбу, как и житель Камчатки», - сказал он.
 
Подытоживая больную тему, Андрей Анатольевич призвал общественность и депутатов всех уровней от Камчатки начать срочную работу, чтобы законодательно изменить подходы к самому понятию «аборигены», четко определить кто и за что должен получать льготные квоты на рыбу.
 
Крайний побывал на одном из лучших рыбозаводов в мире
 
На второй день камчатского визита А. Крайний посетил знаменитый Озерновский РКЗ № 55. Строительство завода было признано одним из наиболее значимых инвестиционных проектов в сфере биоресурсного комплекса Камчатского края. Лучшим работникам организации были вручены почётные грамоты и благодарности Росрыболовства.
 
Кроме того, А. Крайний провёл рабочую встречу с представителями рыбопромышленных предприятий поселков Озерновский и Запорожье. Обсуждались вопросы организации и регулирования промысла, осуществления государственного контроля и надзора за соблюдением законодательства в области рыболовства в бассейне реки Озерная. После встречи главный рыбак России прилетел на озеро Курильское, чтобы посмотреть, как идет заполнение неркой заповедного нерестилища. Визуальный осмотр подтвердил информацию КамчатНИРО об оптимальном заходе в озеро Курильское производителей как ранней, так и поздней форм нерки. В третий день командировки Крайний посетил Соболевский район. По пути были осмотрены нерестилища в верховья рек района. Андрей Анатольевич провёл рабочую встречу с представителями рыбопромышленных предприятий посёлков Соболево и Крутогорово. Во время встречи были обсуждены вопросы защиты лосося в Соболевском районе.
 
Промысел краба возобновится в 2014 году
 
Промысел камчатского краба на Западно-Камчатском шельфе, закрытый с 2008 года, возобновится в 2014 году, официально сообщил глава Росрыболовства А. Крайний. Напомним, что промысел краба был закрыт в связи с угрозой популяции с 2005 по 2007 годы и с 2008 года по настоящее время. «В Правила рыболовства внесены изменения об открытии промысла камчатского краба (на Западно-Камчатском шельфе). Я уверен, что до конца года эти правила выйдут. Промысел будет открыт, скорее всего, со следующего года», - сказал Крайний.
 
Он отметил, что, благодаря закрытию промысла, ситуация с камчатским крабом улучшилась. «Я лично очень хочу, чтобы промысел был открыт как можно скорее по одной простой причине: сегодня идет массовое браконьерство. Когда мы откроем западную Камчатку для рыбаков, у которых есть договоры, эти рыбаки станут нашими первыми помощниками в борьбе с браконьерами, потому что браконьеры отнимают у них бизнес. Не платя никаких налогов, обрушивают цену на краба на рынке», - отметил глава Росрыболовства.
 
В соответствии с прогнозом отраслевой науки с открытием промысла на Западно-Камчатском шельфе будет разрешено добыть 5,7 тыс. тонн камчатского краба.
 
Иван Думов,
«Камчатское время», №36, 11.09.13
http://kamtime.ru/node/2617
* * *
 

На ваш век рыбы не хватит…


…Если рыбопромышленники Камчатки будут прикрывать браконьеров и не выполнять природоохранное законодательство РФ


 
6 сентября в Камчатском крае состоялось заседание рабочей группы по организации лососёвой путины в 2013 году. В совещание приняли участие руководители дальневосточных теруправлений Росрыболовства, бассейновых управлений, подведомственных федеральному агентству научно-исследовательских институтов, представители рыбохозяйственного комплекса Камчатки.
 
На заседании было предоставлено время для доклада Мылова С.А., чье выступление вызвало значительную поддержку со стороны руководителя федерального агентства по рыболовству - Крайнего А.А., а также широкий резонанс среди рыбопромышленников Камчатского края.
 
Крайний А.А.: Хорошо, для того, чтобы окончательно дать слово по всей Камчатке, я прошу Сергея Александровича Мылова сказать несколько слов:
 
Мылов С.А.: - Здравствуйте, я Мылов Сергей Александрович, нашим местным, думаю, представляться не надо. Я возглавляю Региональную экологическую организацию Экологическая Безопасность Камчатки и Комиссию по борьбе с коррупцией в Камчатском Крае.
 
Хотелось бы продолжить тему КМНС, потому что я являюсь членом рабочей группы по развитию законодательства КМНС Камчатского края и хотелось бы вам ответить. Проблема возникла еще 3 года назад, и мы начали ее поднимать и сколько я выслушал всего негативного в свой адрес. Получается, что за 2013 год по 9 тонн рыбы вышло на каждого КМНС, а вот в 2014 по 44 тонны рыбы на каждую заявку и 40 килограмм краба .
 
У нас уже сформировалась новая организация рыбопромышленников, очень крупная и судя по объемам. Я поднимал 4 раза вопрос на заседании рабочей группы в Камчатском Крае о том ,что представители КМНС не платят налоги ни в пенсионный фонд, вообще ни куда не платят. Понимаете?! Осваивать такие объемы и ни копейки в бюджет России! Я говорю: «Хорошо, но вы хотя бы участвуйте в программе софинансирования в пенсионный фонд России». Они сказали: «Нет, это должно платить государство. Это деньги наши, это рыба наша и мы её продадим!»
 
Крайний А.А.: А мы все им должны как земля крестьянам.
 
Мылов С.А.: Также я хочу затронуть тему скупки браконьерской рыбы рыбоперерабатывающими предприятиями. Вот если вы не будете скупать у КМНС и браконьеров физических лиц…
 
Крайний С.А.: Сергей Александрович, золотые слова, вы это им (в зал представителям рыбообрабатывающих предприятий), коллеги, не будете скупать у КМНС - будете иметь объем.
 
Мылов С.А.: У нас получилась такая ситуация: У нас есть предприятия ,которые имеются заводы но нет квот, но они, почему то с рыбой, понимаете?! Но вот мы поставили пост круглосуточного видеонаблюдения в одном очень узком месте. Так вот, у предприятия ООО «Камнорис» был улов, в то время, когда ни у кого не было улова. А у него машины с рыбой шли. Но только они проходили по той территории, где расположены стойбища КМНС (участки для вылова рыбы КМНС), как они говорят.
 
Приведу еще такой пример: 14 мая 2013 года на заседании Рыбохозяйственного Совет Галицин Владимир Михайлович однозначно довёл до всех рыбопромышленников, что дальнейший незаконный сброс сточных вод и отходов рыбопроизводства необходимо прекратить, так как им давалось 5 лет на строительство очистных сооружений, которые они не построили и продолжают сливать сточные воды и жидкие отходы.
 
Организацией Экологическая Безопасность Камчатки уже подано около 40 исков о прекращении сброса сточных вод в отношении рыбодобывающих и иных предприятий. Обижайтесь на меня или не обижайтесь, но это будет продолжаться дальше.
 
Крайний А.А.: На что обижаться то?! Нормально все. Извините, Сергей Александрович, я вас перебью. Общался давеча с Сергеем Семеновичем Собяниным, он мне говорит: «Слушай, такие штрафы огромные Москва платит, нельзя ли как-то этот вопрос урегулировать?». Сергей Семенович, Москва река это река рыбохозяйственного значения. Он говорит, что посмотрел справку, где сказано, что требования к реке рыбохозяйственного значения больше, сильнее, жестче, чем к тем водоемам, откуда Москва берет питьевую воду. Правильно, потому что рыба питается и накапливает в себе все полезные и вредные вещества. Я говорю, Сергей Семенович, этот вопрос решаемый, надо признать лишь под телекамеры, что в Москве реке рыбы нет, мы тогда её вычеркнем из списка рек рыбохозяйственного значения, и Москва не будет платить штрафы. Он говорит мне, что это невозможно. Тогда стройте очистные сооружения или платите штрафы. И он со мной согласился и Москва платит штрафы.
 
Это нормально. Подавайте в суд. И я прошу Евгений Павлович в этой работе Сергею Александровичу помочь. Привлекать природоохранную прокуратуру. Если не будут строить очистные сооружения или платить штрафы - закрывать предприятия, сколько уже можно?! Иначе мы уничтожим все живое!
 
Мылов. С.А.: Вот как пример село Соболево, с. Устевое. Там находится ряд предприятий таких как: ООО «Витязь авто», ОАО «Колхоз Октябрь», ООО «Кристал»,ООО «Скит», ООО «Норис», ООО «Исток». Что случилось сейчас с Соболево, с. Устевое? Жители этих сел не выпускают гулять детей, потому что опасно, медведи поели всех кур, из-за этого даже собак закрывают на ночь и сами жители боятся просто выйти на улицу. Я когда приехал, увидел, что эти рыбоперерабатывающие предприятия все  залили всё сточными водами! Мне глава района говорит: «А что я могу сделать?! Только я карьер разработаю, так они туда сразу сливают стоки». У них нет НИ ОДНОГО очистного сооружения. Я только вчера приехал с заседания суда с. Соболево . Будем обязывать строить очистные сооружения до 1 мая. Тем более вступило в силу постановление Правительства РФ №644 от 14 августа 2013 года, которое обязывает иметь локальные очистные сооружения рыбоперерабатывающие заводы. Как вы дальше будете выкручиваться, вот я честное слово не могу понять?!
 
Крайний А.А.: Да чего выкручиваться?! Пускай строят, деньги вкладывают.
 
Мылов С.А.: Следующая немаловажная тема, это тема продажи квот. А именно так называемые Рантье. В Камчатском Крае существуют рыбодобывающие предприятия, которые имеют квоты, НО не имеют ни заводов, ни пароходов, ни участков, а только квоты. И через договора тайм - чартера продают, продают как обычно по 4 рубля, чтобы иметь «черный нал». Мы сами губим свою береговую рыбопереработку. У нас создался «Союз Прибрежных Рыбодобывающих и Рыбоперерабатывающих предприятий Камчатского края», который я активно поддерживаю. Они мне говорят: а как нам работать? Нам приходится покупать квоты, чтобы мы могли работать. Нет прилова, мы не можем выйти в море, предприятия простаивают люди не работают или опять идти покупать или у КМНС у них покупать.
 
Крайний С.А.: Не знаю, коррупция это или нет, но то, что это противозаконно это точно. У нас возникла идея в РосРыболовстве. Мы оценили примерно масштабы продажи квот в целом по России, наша экспертная оценка, что порядка 20 процентов долей квот продается вот таким вот компаниям, которые не имеют ничего, кроме этих самых квот. И родилось такое решение: сделать переходный период, скажем в течении года, объявить, что с 1 января 2014 или 2015 года, не важно, чтоб в статистику по вылову рыбы, по которой отчитываются предприятия, попадала та рыба, которая выловлена на собственных судах или судах взятых в лизинг.
 
Потому, что запретить договора об СД (совместной деятельности) мы не можем запретить, потому что это разрешает Гражданский Кодекс. Работайте чартерами, договорами об СД, но помните об одном, что в статистику это не попадет.
 
Следовательно, пройдет 2 года и так как, статистики вылова у вас нет, то мы, согласно закону, имеем право на предприятии которое за 2 года подряд ловит меньше 50 процентов изъять доли квот и реализовать их на аукционе. Таким образом, мы дадим сигнал рантье, что либо вы сейчас продадите квоты рыбакам, которые реально ловят рыбу либо через 2 года мы это все у вас попросту бесплатно заберем и реализуем для тех, кто это реально ловит. Мне кажется, что это могло бы быть неким решением проблемы.
 
Мы просто легализуем, то, что сейчас происходит. Это федеральный природный ресурс, государству посредники в продаже этого ресурса не нужны. Как в продаже рыбы, а в продаже права на вылов рыбы. Для этого даже законодательство не надо менять, а достаточно подписать совместный приказ с РосСтатом подписать. В таком случае, думаю, что ситуация оздоровится.
 
Мылов С.А.: И последнее касается борьбы с браконьерством. Мы второй год подписываем совместные протоколы с УМВД, с ПУ ФСБ, с СВТУ ФАР о совместных рейдах, потому что когда присутствуют общественники с камерами, очень увеличивается продуктивность этого рейда. У нас, только в этот год на 1 моторной лодке изъято более 6 километров сетей в бухте Авача и рыба стала заходить. Хочу опять обратиться к рыбопромышленникам, поймите правильно это ваши квоты, это ваши лимиты на 20 лет и надо очень активно оказывать помощь милиции и общественности.
 
Ведь все всё знают: где осуществляется скупка продажа рыбы и икры, у кого какие квоты и кто этими квотами их покрываете своими очень интересными накладными и бумагами. К примеру, как в Соболевском районе все знают кто из браконьеров под чьи квоты работает. Поймите правильно, существуют такие заводы, которые неоднократно помогают в борьбе с браконьерством, я даже могу их назвать: ООО «ЛойдФиш», ООО «Народы Севера», ООО «Заря», ООО «Сокра», ОО «Агротек Холдинг», которые помогают не просто на бумаге, а на деле и чувствуется, что они переживают за свой завод, за свою реку, за свой край. А есть такие организации кто получил лимиты, выловил рыбу, сдал ее, потом закрыл завод на лопату и всё, ждем следующей путины. Чего скрывать, я сам к вам неоднократно обращался, рыба то наша куда уходит, особенно нерка? За границу. Мы кормим не свой народ, а кормим Японию, Китай, Корею.
 
Крайний А.А.: Правильно.
 
Понимаете, люди, которые так поступают, говорят, что на наш век рыбы хватит. В России есть регион со схожими проблемами - Астрахань. Там рыбаки также рассуждали, что на наш век рыбы хватит. Так вот за одно поколение численность осетров упала значительно, и были вынуждены закрыть промышленный промысел. Раньше вылавливали по 30-50 осетров, а сегодня 1, но этот 1 и то за счастье. Запомните, если мы поощряем ХИЩНИЧЕСКИЙ вылов рыбы, скупку продажу краденой рыбы и икры, краденной не только у государства, но и у нас, у граждан, мы ощутим Астраханскую ситуацию на себе. Для чего мы «пробивали» идею квот и участков на 10-20 лет? Для того чтобы получивший такую квоту или участок был больше всех заинтересован в искоренении браконьерства. Вы не себя лишаете будущего, вы дальнейшие поколения лишаете будущего.
 
Это вам только кажется, что это бездонная бочка - ничего подобного. На наш век рыбы не хватит! Астрахань это уже прочувствовала - не дай бог Камчатке испытать подобное. В Астрахани можно ведь еще заняться выращивание арбузов, а на Камчатке же альтернативы нет.
 
«Час Пик», 09.09.13
http://www.chaspik41.ru/archives/4430#more-4430