В редакцию еженедельника «Аргументы недели-Сахалин» пришло письмо одного из претендентов на должность главы района и кандидата в депутаты районного Собрания представителей, которое мы приводим ниже практически дословно, соблюдая стилистику автора.
 
«2 августа 2013 года Смирныховской ТИК мне было отказано в регистрации кандидата на должность главы городского округа «Смирныховский» и кандидата в депутаты городской округ «Смирныховский». Основанием для отказа послужило не заполнение мной в подписных листах строки «проживающего» и не предоставление «президентских» справок о доходах и расходах, которые у меня по существу нулевые.
 
При этом Смирныховская территориальная избирательная комиссия (ТИК), проигнорировав руководящие документы и законодательство Российской Федерации в области избирательного права, вышла за рамки правового поля, поставила себя выше ЦИК РФ и Конституционного суда РФ. Здесь необходимо отметить, что документы для регистрации в качестве кандидата на должность главы МО ГО «Смирныховский» мною были поданы в соответствии с требованием Закона Сахалинской области «О муниципальных выборах в Сахалинской области» от 28 апреля 2008 года № 35-ЗО, в котором нет требований о предоставлении вышеуказанных справок. В моем случае, в случае с другими претендентами, Смирныховская ТИК обязана была напомнить о них и разъяснить о порядке их предоставления на стадии подготовки документов. Это ее святая обязанность! Однако «собранная с улицы», образно выражаясь, Смирныховская ТИК, первые члены которой приступили к работе только 8 июля 2013 года, не сделали этого. Но самое главное, Смирныховская ТИК не известила об обнаруженных недостатках в предоставленных документах, что, в конечном итоге, послужило причиной, грубо нарушив при этом нормы закона и требования ЦИК РФ.
 
В выписке из протокола заседания ЦИК РФ № 180-1-6 от 03.07.2013 г., как руководства к действию ТИК, прописано об обязанности избирательных комиссий не менее, чем за три дня до рассмотрения вопроса о регистрации уведомить кандидата о неполноте предоставленных сведений, независимо от того, чем была обусловлена эта неполнота, - недостаточным отражением необходимых сведений в предоставленных документах или непредоставления какого-либо документа или документов. В моем случае время позволяло подать все документы вновь!
 
«Благодаря» действиям «собранной с улицы» Смирныховской ТИК, иначе ее нельзя назвать по-другому, оказались не зарегистрированными четыре реальных кандидата на должность главы МО ГО «Смирныховский», в забытом богом, и не только, районе Сахалинской области.
 
Полагая, что нарушение правовых норм избирательного права Смирныховской ТИК находится под контролем областной избирательной комиссии, я обратился к последней, с просьбой о регистрации. Ведь неуведомление претендента на избирательную должность кандидата о выявленных недостатках в представленных документах лишает территориальную избирательную комиссию права принять решение об отказе в регистрации кандидата (выписка из Протокола заседания ЦИК № 180-1-6 от 03.07.2013 г.)
 
Но не тут-то было! На заседании комиссии 15 августа 2013 года, несмотря на приведенные мной требования ЦИК РФ и Конституционного суда РФ, решения которых обязательны на всей территории Российской Федерации для всех территориальных избирательных комиссий, для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и объединений (статья 6 Федерального Конституционного закона от 21.07.1994 № 1-ФКЗ), мне было отказано в регистрации в кандидаты на должность главы МО ГО «Смирныховский» и в депутаты Собрания представителей МО ГО «Смирныховский», при этом один из членов областной избирательной комиссии, с которым согласились все члены комиссии, дословно сказал: «Мнений бывает много, а мы руководствуемся законом!».
 
Этим же числом (15.08.2013) я обратился к прокурору Сахалинской области о принятии мер прокурорского реагирования по факту нарушения моих конституционных прав и к руководителю СУ СК РФ по Сахалинской области с требованием возбудить уголовное дело в отношении Смирныховской ТИК и избирательной комиссии области.
 
Полагаю, что избирательное право граждан в Смирныховском районе попрано в угоду сегодняшнего правящего клана района».
 
Александр Николаевич Антонов,
Смирных - Южно-Сахалинск, 19 августа 2013 года
* * *
 
Комментарий редакции
 
Несмотря на исправленные ошибки, указанные в извещениях от 26 июля 2013 года № 87 и № 88 в предоставленных документах Антоновым А. Н. в территориальную избирательную комиссию, Смирныховская ТИК не зарегистрировала его ни кандидатом на должность главы МО ГО «Смирныховский», ни кандидатом в Собрание представителей МО ГО «Смирныховский». Своим решением Смирныховская ТИК от 2 августа 2013 года № 227, мотивируя свой отказ в регистрации, руководствовалась тем, что (цитируем): «кандидат на должность главы ГО «Смирныховский» Антонов А. Н. предоставил для регистрации подписные листы, все подписи избирателей в которых считаются недействительными на основании п. 8 ч. 12 ст. 36 Закона Сахалинской области «О муниципальных выборах в Сахалинской области», поскольку на всех подписных листах сведения о кандидате указаны не в полном объеме - не заполнена строка о месте проживания кандидата», это, во-первых, а во-вторых, Антонов А. Н. не предоставил сведения:
 
- о принадлежащем кандидату, его супруге и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, об обстоятельствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, а также о таких обязательствах его супруга и несовершеннолетних детей;
- о своих расходах, а также о расходах своих супруги и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.
 
В этом своем решении Смирныховская ТИК мотивирует свой отказ в регистрации тем, что Антонов А. Н. как кандидат в депутаты Собрания представителей ГО «Смирныховский» представил подписные листы с подписями избирателей, которые признаны недействительными, «поскольку в подписном листе сведения о кандидате указаны не в полном объеме - не заполнена строка с данными о месте проживания кандидата».
 
Комментируя эти мотивировочные основания из решений Смирныховской ТИК № 227 и № 228 для отказа в регистрации Антонова А. Н., необходимо отметить, что при направлении извещений № 78 от 26.07.2013 года и № 88 от 26.07.2013 года в адрес претендента на выборные должности (Антонова А. Н.), изначально в них не было и намека на упомянутые выше основания. Таким образом, Смирныховская ТИК и де-юре и де-факто не известила Антонова А. Н. о выявленных недостатках в предоставленных им документах, как требует этого закон.
 
Исходя из этого, Смирныховская ТИК и ОИК Сахалинской области, в случае не извещения о выявленных недостатках не менее чем за три дня до заседания ТИК, должны были руководствоваться вторым абзацем пункта 5 Постановления ЦИК «О разъяснении порядка применения пункта 1.1, подпунктов «в.1», «в.2» пункта 24, подпунктов «б.1», «б.2» пункта 25, подпунктов «з», «и» пункта 26 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 23 марта 2007 года № 203/1272-4 согласно которого:
 
«Если избирательная комиссия в срок, установленный пунктом 1.1 статьи 38 федерального закона, не известила кандидата, избирательное объединение о выявленных недостатках в представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов документах, либо если в соответствующем извещении не было указано, какие конкретные сведения о кандидате (кандидатах) отсутствуют в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, конкретно какие из представленных документов оформлены с нарушением требований Федерального закона, иного закона, и в чем состоит данное нарушение, избирательная комиссия не вправе принимать решение об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключении кандидатов из списка кандидатов по основаниям, предусмотренным подпунктом «в.1» и (или) «в.2» пункта 24, подпунктом «б.1» и (или) «б.2» пункта 25, подпунктом «з» и (или) «и» пункта 26 статьи 38 федерального закона № 203/1272-4 от 23 марта 2007 года.
 
Кстати, форма бланков подписных листов, узаконенная в Сахалинской области, как приложение к избирательному закону, предполагает написание места проживания кандидата в начале избирательного листа и в его конце (спрашивается - зачем законодатель это предусмотрел?). В рассматриваемом случае адрес кандидата указан в конце подписных листов, поэтому все претензии Смирныховской ТИК о нарушениях типа «поскольку в подписном листе сведения о кандидате указаны не в полном объеме - не заполнена строка с данными о месте проживания кандидата» не могут трактоваться как нарушение избирательного закона.
 
Редакция еженедельника «Аргументы недели - Сахалин» полагает, что прокуратура Сахалинской области и следственное управление СК РФ по Сахалинской области, в соответствии с поданными заявлениями Антонова А. Н. примут надлежащие меры по восстановлению попранного избирательного права.
 
Б. М. Сухинин, правозащитник,
г. Южно-Сахалинск
«Аргументы неделi» Сахалин», 23.08.13
http://www.ansakhalin.ru/