Хэйхэ 黑河
Хэйхэ 黑河
В стенах Института истории, археологии и этнографии ДВО РАН прошла встреча правления Приморского отделения Общества российско-китайской дружбы (ОРКД) с академиком Михаилом Титаренко - директором Института Дальнего Востока РАН, доктором философских наук, председателем правления ОРКД, известнейшим востоковедом, исследователем философии и духовной культуры Китая, вопросов «нового евразийства», связей России с дальневосточными соседями. Ниже - выдержки из сказанного академиком Титаренко на этой встрече.
 
О новой роли России
 
- Для нас важно адаптироваться к новому положению: мы - великая держава, но не сверхдержава. С точки зрения ядерного оружия мы остаемся сверхдержавой, но неизвестно, что с этим оружием будет через пять-семь лет, - пополнения нет, заводы не работают.
 
В стратегическом плане надо утверждать Россию как евроазиатскую державу, а не «Европу до Камчатки». Москва с сырьевым придатком, а не Россия - вот что такое «Европа до Камчатки».
 
Распад СССР привел к «сдвигу» России на север и восток: у нас остался Ледовитый океан и ваш прекрасный Дальний Восток. Можно опуститься в скафандре на дно Балтийского моря, но вылезти оттуда без разрешения Дании нельзя. То же самое - с Черным морем. Перед нами стоит очень важная задача: содействовать продвижению в правящую прослойку общества понимания, что Россия - евроазиатская тихоокеанская держава.
 
О новой роли Китая
 
- Китай становится новой сверхдержавой. Наша задача - адаптироваться к новому положению Китая как великой сверхдержавы, от которого зависит судьба всего мира. Сегодня Китай - главный по выводу мировой экономики из кризиса. Даже стабильность доллара поддерживается Китаем. Но поскольку Китай более ста лет находился в подчиненном положении, был угнетенной, слабой страной, сами китайцы не готовы к своей новой роли. Им тоже нужно адаптироваться к своей новой роли - великой сверхдержавы.
 
Об отношениях России и Китая
 
- Отношения с Китаем - это забота о благополучном будущем России. У нас выбора нет. Все эти памятники Алеше в Болгарии - где они? У нас друзей очень мало: Вьетнам, Куба, Китай, так или иначе - Индия, худо-бедно была Сирия… Забыл самого близкого друга - Белоруссию, которая ради нас жертвует своими национальными интересами. Ситуация у нас не самая лучшая.
 
Когда Запад в 90-е годы, которыми гордятся наши демократы, вытирал ноги о нашу страну, единственным, кто не вытирал ноги, а на всех международных встречах говорил о «великой России, великом русском народе, великой русской культуре», был Китай. Китай заинтересован иметь в лице России надежного, развитого партнера. Поссорить нас с Китаем - значит лишить нас выхода. Уважая свои интересы и умея их защищать, мы должны научиться уважать и интересы своего партнера.
 
Не надо идеализировать Китай. Исторически он рассматривает в первую очередь собственные интересы. Понятие «интернационализм» для китайцев - непонятное, иностранное. Китай строит отношения с другими с целью взаимной выгоды, взаимного выигрыша. Если у нас говорили о борьбе противоположностей, то товарищ Конфуций говорил о гармонии противоположностей. Хрущев хотел «закопать» американский империализм - Китай говорит о сотрудничестве. Китайское общество построено на двух заповедях Конфуция. Первая: «Вот друг приехал издалека - разве не в этом радость?» Китайцы умеют дружить и поддерживать дружбу с нужными людьми. Вторая: «Учиться и время от времени повторять изученное - разве это не приятно?»
 
Вместе с тем традиционное конфуцианство отучило китайцев фантазировать. У китайцев мало сказок, мифов, они сейчас учатся фантазировать и мечтать. Китайская мечта - возродить страну, сделать страну счастливой и уважаемой в мире, сделать жизнь китайцев счастливой. Умение мечтать всегда было силой России - вспомните наших великих открывателей. И Попов, и Циолковский умели мечтать, поэтому страна добилась таких достижений. Нам сейчас тоже нужно учиться мечтать.
 
О задачах ОРКД
 
- Мы работаем на укрепление взаимопонимания, добрососедства с Китаем. Помимо этого наша задача - продвижение практического сотрудничества. Одобренная главами РФ и КНР программа остается сырой, но сама идея этой программы - здравая, перспективная, стратегически правильная. Это идея соразвития, сотрудничества в подъеме Сибири и северо-востока Китая. Это сотрудничество должно быть взаимовыгодным, а не приспособленным под интересы одной страны.
 
Быстрое развитие Китая - это хорошо и плохо. Хорошо в том смысле, что оно создает шанс для развития всего мира, стимулируя выход из кризиса. Наша задача - просвещать людей: Китай - не отсталый, темный, забитый и неграмотный, это великая страна, могучая страна. Китайцы не любят, когда их водят за нос. И наша с вами задача - нести знания о Китае, помогать обществу вести себя достойно в отношении к Китаю. Зная себе цену, зная то, что сделано нашей страной, но не крича об этом на каждом перекрестке.
 
Китайцы говорят о мирном развитии, но есть и другие тенденции. Огромные успехи порождают у части населения, особенно у молодежи, не просто гордость, но осознание особой миссии и даже исключительности Китая. И вот спускают на воду авианосец - красавец, в свое время не достроенный в Николаеве, просто плакать хочется (имеется в виду первый китайский авианосец «Ляонин» - бывший «Варяг», не достроенный в СССР, проданный Украиной в Китай по цене металлолома и введенный в прошлом году в состав ВМС КНР. - Ред.)… «Минск», который здесь у вас стоял ржавел, в Китае стал музеем (авианесущий крейсер ТОФ, в 1990-е проданный за границу «на гвозди». - Ред.). А где наши авианосцы?
 
Нам нужно быть дружелюбными, надежными, внимательными, бдительными партнерами. Уважение к Китаю, понимание значения российско-китайской дружбы - это безальтернативный курс, у нас нет иного выбора.
 
Авченко Василий,
«Новая газета во Владивостоке», №199, 08.08.13
http://novayagazeta-vlad.ru/199/Obshchestvo/AkademikTitarenkoOtnosheniyasKitaemzabotaoblagopoluchnombudushchemRossii