Фото: Юрий Мартьянов / Коммерсантъ |
|
Главный проект российского авиапрома - Sukhoi Superjet - оказался на грани дефолта. Производитель самолетов ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС) накопило $2 млрд долгов и нарушило ковенанты по кредитам. Долг перед ВЭБом (более $600 млн) может быть погашен акциям ГСС или ОАО «Сухой», а перед другими кредиторами - облигациями на $1 млрд под госгарантии. Обсуждается вариант поддержки ГСС за счет продажи ВЭБом части акций EADS (производитель Airbus), но госкорпорация от этой идеи не в восторге.
Объединенная авиастроительная корпорация (ОАК) и ВЭБ обсуждают способы финансового оздоровления обремененного долгами ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» (производитель самолетов Sukhoi Superjet), рассказали «Ъ» два источника, знакомые с ходом переговоров. В консультациях участвуют профильные министерства. «Проблему надо решать до конца года, иначе ГСС придется объявлять дефолт по кредитам»,- пояснил один из источников «Ъ».
ГСС уже сейчас находится в состоянии, близком к дефолтному,- кредиторская задолженность компании на начало года достигла $2,1 млрд (из них $300 млн - перед связанными сторонами). Детально структура долга не раскрывается, но в отчетности ГСС говорится, что в 2012 году компания нарушила условия обслуживания кредитов, взятых в ЕБРР, и ковенанты по обязательствам перед банками WestLB и ВТБ. ГСС удалось договориться о том, что до конца 2013 года банки не будут требовать досрочного погашения займов, но до этого времени компании необходимо решить свои финансовые проблемы.
В 2012 году ЗАО ГСС продало 12 самолетов Sukhoi Superjet (SSJ), в 2013 году планируется продать 27. Выручка компании по МСФО в 2012 году - $198 млн, убыток - более $111 млн. 71,99% и 3% акций ЗАО ГСС принадлежат входящим в ОАК ОАО «Сухой» и ОКБ «Сухой», 25% плюс 1 акция - World Wings S.A. (структура итальянской Finmeccanica).
Источники «Ъ» рассказали, что обсуждается вариант, конвертации $600 млн долга ГСС перед ВЭБом в акции ЗАО или его акционера - ОАО «Сухой». Вероятнее вторая схема, уверят один из собеседников «Ъ». Она привлекательнее для ВЭБа, поскольку ОАО «Сухой» в отличие от ГСС прибыльно. Оно владеет акциями и других предприятий, в том числе производителей военных самолетов, а также 49% SuperJet International (51% - у Finmeccanica), которая занимается продвижением и поставками SSJ за рубеж. У ОАК 87% акций ОАО «Сухой», остальное - у Росимущества.
Для расплаты с остальными кредиторами ГСС планирует выпустить облигации на $0,6-1 млрд под госгарантии. Но при этом компания просит дополнительной поддержки государства на программу SSJ. Так, предлагается перераспределить средства, заложенные в ФЦП на запуск производства грузового Ан-70, в пользу проекта SSJ NG. Речь идет примерно о 10,7 млрд руб. Есть вариант дополнительной субсидии для ГСС со стороны ВЭБа на сумму порядка 15 млрд руб. Эти средства, по словам собеседника «Ъ», можно выручить от продажи ВЭБом 5% акций EADS (головная структура Airbus S.A.S.), которые ВЭБ купил в 2007 году у ВТБ. По вчерашним котировкам весь пакет стоил около 68,6 млрд руб., то есть речь может идти о продаже лишь части пакета.
В ОАК и ВЭБе от комментариев отказались. Источник, близкий к ОАК, сказал, что переговоры о реструктуризации долгов ГСС продолжаются, идет диалог и с World Wings S.A., решение будет приниматься с учетом ее позиции. Источник, близкий к ВЭБу, отметил, что схема пока вызывает сомнения, в госкорпорации не очень заинтересованы в ее реализации в такой форме, в том числе в части продажи акций EADS. В World Wings S.A. не ответили на запрос «Ъ». В EADS не комментируют действия акционеров.
Олег Пантелеев из «Авиапорта» считает, что производитель самолетов не должен развиваться только за счет государства. «Но SSJ - пилотный проект российского авиапрома, поэтому ГСС принципиально важно выполнить обязательства перед кредиторами, в том числе для поддержания доверия со стороны международных контрагентов»,- добавляет эксперт. По его мнению, в такой ситуации вмешательство государства в лице ВЭБа «выглядит обоснованным».
Евгений Ъ-Тимошинов, Яна Ъ-Рождественская
Газета «Коммерсантъ», №120 (5151), 11.07.2013
--------
Архив:
«Детских болезней» у Sukhoi Superjet 100 не становится меньше»
С российским пассажирским лайнером произошел новый инцидент: самолет не смог вылететь из «Шереметьево» из-за технических неполадок. Это не первый подобный эпизод, который свидетельствует о том, что Sukhoi Superjet 100 был запущен в эксплуатацию без должной доработки, считают эксперты.
Sukhoi Superjet 100 не смог взлететь из-за засорения топливного фильтра. 14 мая экипажу пришлось остановить взлет самолета в «Шереметьево». Пилоты самостоятельно довели Superjet на стоянку аэропорта. В результате инцидента никто не пострадал. В пресс-службе Sukhoi отказались предоставить комментарий. Если разработчики самолета в скором времени не решат все технические проблемы, то о перспективах развития Superjet 100 в бизнесе стоит забыть. Так считает главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
«Мы, как и в советское время, делаем «сырой» самолет, отдаем его в эксплуатацию, а потом на собственных гражданах доводим, доиспытываем, доделываем, докручиваем. Это очень печально. Но история с Superjet, на мой взгляд, слишком уж долго тянется. Практически два года самолет в эксплуатации, а «детских болезней» не становится меньше. А от тех, которые вывялены, как-то очень плохо избавляются и очень медленно. Если мы хотим, чтобы Superjet стал реальным рыночным продуктом, надо решать все проблемы сразу и в комплексе и давать компаниям уже готовый, эффективный инструмент для зарабатывания денег», - считает Гусаров.
Это не первая неисправность самолета во время эксплуатации.
18 июня 2012 года пассажирский лайнер Superjet 100, вылетевший из «Шереметьево» в Копенгаген, вскоре после взлета попросил посадку из-за отказа системы кондиционирования. На самолете был заменен компьютерный блок и датчики, однако через три дня появилась информация, что тот же борт не смог вылететь в Нижний Новгород из-за сбоя программного обеспечения.
10 июля 2012 года на борту лайнера, летевшего из Казани в Москву, сработала сигнализация о нарушениях работы системы кондиционирования. В «Аэрофлоте» назвали этот инцидент нештатной, но не аварийной ситуацией.
28 июля стало известно, что у первого лайнера Superjet, поставленного армянскому национальному перевозчику Armavia, в ходе полета сработала индикация об отклонении параметров работы двигателя. Для анализа причин появления отклонения была создана комиссия, состоящая из представителей Sukhoi и Armavia.
В начале года «Аэрофлот» прекратил полеты четырех из десяти своих самолетов Sukhoi Superjet 100. Причиной послужили так называемые детские болезни, как например, проблемы в работе шасси и предкрылок.
Павел Корсунов,
«Коммерсантъ FM», 15.05.2013
------------
«Мы видим, как тает количество заказчиков Sukhoi Superjet»
Контракт на поставку самолетов Sukhoi Superjet 100 в Индонезию находится под угрозой срыва из-за банкротства авиакомпании Kartika Airlines. Многие заявленные сделки «Сухого» могут в итоге не быть доведены до конца, рассуждают специалисты.
«Сухой» может лишиться контракта на $900 млн. Индонезийская авиакомпания Kartika Airlines, которая заказала 30 самолетов Sukhoi Superjet 100, прекратила полеты. Контракт был подписан в 2010 году. Однако, как сообщает газета «Ведомости» со ссылкой на свой источник, перевозчик не смог подтвердить свою финансовую состоятельность. Напресс-конференции в РБК президент «Объединенной авиастроительной корпорации» Михаил Погосян не опроверг, что поставки Superjet могут быть сорваны.
«Это компания, которая имела планы развития. Те планы опирались на поддержку министерства транспорта Индонезии, представители которого вместе с нами участвовали в обсуждении контракта. Надо сказать, что реализация этих планов пошла несколько не по тому сценарию, который планировался на момент подписания контракта. Механизм реализации тех договоренностей, которые были подписаны, требовали уточнения и со стороны акционеров, и со стороны авиационных властей Индонезии. Поэтому мы изучаем возможности дальнейшей работы, но информация о том, что Kartika далека от реализации тех первоначально заявленных планов, у нас тоже есть», - уверен он.
В парке Kartika Airlines три самолета. Для такой маленькой авиакомпании контракт изначально выглядел мифическим, считает заместитель генерального директора инвестиционной компании «Регион» Анатолий Ходоровский.
«В ситуации с этой индонезийской компанией все вызывало вопросы. Думаю, что здесь больше было пиара, как с одной, так и с другой стороны, нежели реальных возможностей поставки. 30 самолетов на сегодняшнем уровне работ на авиастроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре - это год работы завода. Вопрос: эти самолеты в ближайшее время были бы физически свободными для поставки или все-таки нет?» - сказал он.
Для «Сухого» это уже не первый сорвавшийся контракт, отметил главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров.
«Мы видим, как тает количество заказчиков, причем достаточно стремительными темпами. Львиная доля заказчиков, оказалось, была в предбанкротном состоянии: Kartika, Malev. Этот список можно дальше продолжить. На сегодняшней день, по сути, у «Сухого» заказчик всего один - это «ВЭБ-Лизинг», который будет покупать самолеты и передавать в лизинг заказчикам, в том числе и иностранным. И все самолеты, которые сейчас готовятся к поставке в Индонезию и в Лаос - это не покупка самолетов иностранными компаниями, а это передача этих самолетов в аренду лизингодателям «ВЭБ-Лизинг», - считает он.
По данным СМИ, сейчас у «Сухого» заказаны 179 Superjet. Их общая стоимость - более $5 млрд.
Анастасия Парфенова,
«Коммерсантъ FM», 05.03.2013