В зале ожидания звучит объявление по радио, что к зданию вокзала подошла водовозка |
|
На вокзал приехала в начале десятого утра. В первую очередь передала тем, кто сидит с 30-го июня, продукты питания - привезла от редакции, собрали сколько смогли и что смогли. Увидев уже знакомого им репортера, люди подходят, здороваются, тут же, без вопросов начинают рассказывать о своём. В зале ожидания звучит объявление по радио, что к зданию вокзала подошла водовозка. Люди идут за водой, кто с маленькими пластиковыми бутылочками, кто с бутылками побольше - понятное дело, в дорогу никто с собой вёдра и канистры не брал, так что набирают, во что придется.
Пока фотографирую, ко мне подходит группа из Красноярского края. Ждут парома уже 4 дня, спят на полу, сильно простыли. С учетом того, что едут издалека, в пути они уже 8 суток - 4 дня в поезде, 4 на вокзале: «Мы истратились полностью. Такого бардака с отправкой пассажиров, как в Ванино, еще не встречали. Здесь довели до того, пока люди не легли на рельсы. Это поступок отчаяния - парни так и говорили, нас хоть в милицию заберут, мы там выспимся, поедим и в туалет сходим бесплатно. Ведь некоторые группы еще до этого инцидента ходили к начальнику вокзала насчет туалета, но им ответили, что это не проблемы железной дороги. А когда вы стали с диктофоном пассажирам вопросы задавать, тут же всё было решено в считанные минуты. Значит, эти вопросы можно было решить раньше, только все оставались равнодушными».
Вокзал, 4 июля. Ванино |
|
Вокзал, 5 июля. Ванино |
|
В 10.00 в одном из помещений транспортной полиции на вокзале собрали руководителей групп, чтобы выслушать пожелания и жалобы. Иду вместе со всеми. Собралось около тридцати человек. На вопросы отвечали начальник ж/в вокзала, начальник полиции Ванинского линейного отдела на транспорте, представитель администрации района, на некоторое время зашел и вскоре ушел Ванинский транспортный прокурор. Но того, кто в первую очередь обязан был держать ответ - представитель Сахалинского морского пароходств - не было.
Со стороны полиции много было сказано о безопасности, о том, как следует правильно и цивилизованно вести себя пассажирам и о том, что все меры принимаются… Тут же прозвучал вопрос от пассажирки: «Мы здесь с 30 июня и нам неоднократно уже говорили, что меры принимаются. Можно узнать, какие конкретно?» В ответ прозвучало: «Сейчас подойдет представитель пароходства, она доведет эту информацию…». Но, припоздавшая на встречу, как было сказано, «представитель», ответила, что на самом деле она из морской кассы: «Нам перевозчик доверил продавать билеты, мы просто вынужденно занимаемся этим». Старшего продавца билетов (она представилась Ольгой Ивановной) тут же спросили: «Почему, если у человека бронь (заранее созванивались), то когда он приезжает, ему не дают билет, чтобы он на вокзале стал полноправным пассажиром, мог пользоваться бесплатно тем же туалетом? Заказали билеты, нам ответили, что должны явиться 3 июля. А в итоге…».
Ольга Ивановна: Поясняю, в предвкушении того, что будет такое скопление народу, я лично написала письмо и отправила в несколько адресов - генеральному директору Сахалинского морского перевозчика, капитану порта Ванино, капитану порта Холмска, главе администрации Ванинского района. В этом письме от 11 июня я указывала, что народ неплатежеспособный, что едут на рыбообработку… В связи с тем, что паромы долго стоят в ожидании груза, начинается скопление народа. Никто на это письмо не прореагировал… Всё, что я могла от своего имени, я сделала. Теперь по поводу отправки по брони. Да, я понимаю, что мы приняли перед вами обязательства. Есть здесь много групп, за которых предприятия уже оплатили провоз, то есть мы уже перед вами вообще обязаны и финансово. Например, группа, которая забронировала места на 30 июня. Но дело в том, что когда она приехала, уже началось скопление народа. Мы просили, чтобы кто-то вышел на перевозчика и решил вопрос о дополнительных местах и спасательных средствах. Сейчас этот вопрос вроде бы решается, но как он решится, ничего сказать не могу. По поводу отправки тех, кто заранее забронировал. На сегодняшний день нам удавалось отправить женщин с детьми до 10 лет, инвалидов, дембелей, одиночных пассажиров… Проблема только в том, что перевозчик не успевает вас вывозить. Поезда и автобусы с пассажирами, как шли, так идут, а паром подходит и стоит в ожидании груза… Паромы никогда не были пассажирскими, они всегда были грузовыми и как это не звучит прискорбно, но пассажиры являются сопутствующим грузом… Сегодня на вокзале 516 человек…».
Задаю Ольге Ивановне вопрос насчет раздачи сухого пайка, как это принято во время задержки рейсов в аэропортах.
- Отвечаю, я не представитель перевозчика, мы касса по продаже билетов, во-первых. Во-вторых, организовывается питание, насколько я знаю, в аэропортах и на вокзалах, тогда, когда у людей есть билеты. У тех, кто ждет паром, билетов на руках ни у кого нет. Единственное, кто имеет, может быть, право, это тот, кто уже заранее оплатил. Все остальные, ещё никто, они просто гости поселка Ванино. По поводу того, что перевозчик организовывает… Перевозчик - Сахалинское морское пароходство и это в адрес к ним…
После встречи спрашиваю нескольких пассажиров, есть ли польза от подобного общения? Люди ответили, что всё это слова, просто каждое из ведомств в лице своих представителей отчиталось само за себя, а на самом деле, оказалось, спросить не с кого.
…Во второй половине дня в редакцию «Моё побережье» звонки из «Коммерсанта», «Комсомольской правды», «Российской газеты» - после первого репортажа коллеги не остались равнодушными, решили поддержать пассажиров, спрашивают, что изменилось в ситуации. Никакой реакции не последовало с ДВТРК, хотя информацию им скидывала персонально. А первым, как всегда оперативно, репортаж выдал сайт «Дебри-ДВ». От имени пассажиров, всем спасибо!
5 июля. Зеленый свет только грузам…
Перед поездкой на вокзал обязательно в магазин. От редакции опять набираем продуктов: хлеб, кабачковую икру, куксу, чай, сахар… Не обессудьте люди за скромную поддержку. Главное сейчас, продержаться…
На вокзале обстановка напряженная: оформлен очередной рейс, паром уходит, сотни людей опять остаются ждать. Нервы сдают. Кому-то становится плохо, для троих человек вызывают «скорую», одну из женщин увозят в больницу. К «скорой» выстраивается очередь, люди хотят измерить давление, получить лекарство, сделать укол... Приехавшая бригада использовала все имеющиеся в наличии медикаменты и шприцы. К зданию вокзала подходят еще две «скорые». На одной из них увозят заболевшую, бригада второй тоже начинает оказывать помощь. Дежурная по вокзалу записывает, кто обратился к медикам. В списке уже тридцать человек…
Вокзал, 5 июля. Ванино |
|
Наталья Крикун: «Мы из Биробиджана, четверо суток здесь сидим. Женщину из нашей группы, Светлану Роза сейчас увозит «скорая» помощь, у нее поднялось давление до 240. Сколько можно…»
Олег Иванович Романенко: «Наша группа из Благовещенска. Работодатели на Сахалине нас ждут, так как рыба уже пошла, а мы всё не можем выехать с 1 июля. Мы ездим уже не первый раз, но с такой задержкой еще ни разу нигде не сталкивались. Вы сами видите, что к «скорым» выстроились люди разных возрастов, женщины и мужчины. Люди почти не спят, кто-то уже без денег на питание, все на нервах, вот и ухудшилось самочувствие…».
Елена (фамилию боится говорить «А вдруг, не дай Бог, какие проблемы начнутся») из Амурской области: «У меня претензии к руководству пароходства. Почему такая ситуация создана и почему люди должны страдать?»
Наталья Фесько: «Мы из Благовещенска. В Ванино уже четвертые сутки. Нервы у всех сдают. Сегодня ночью, это с 4 на 5 июля, на вокзале произошла драка между пассажирами. Поразило, что не было рядом ни одного представителя полиции. Мы сами наводили порядок, можно сказать, выгнали дерущихся на улицу. Во время драки никто в зал ожидания из полиции не пришел. А днем они ходят гуськом друг за другом, тут их очень много… Надо отдать должное сотрудницам полиции отдела по работе с несовершеннолетними. После инцидента на рельсах они прошли по вокзалу, посмотрели, у кого есть дети. Семь ребятишек повезли куда-то в кафе в Ванино покушать. Там им даже с собой еды дали. Какой ванинский предприниматель помог, мы не знаем, но детей стали кормить…»
Шакиров Улукбек: «Я из Узбекистана. Еду по просьбе земляка в Южно-Сахалинск за его сыном, который получил очень серьезную травму, у него парализованы ноги. Буду его сопровождать домой, полетим самолетом, но сейчас не могу выехать на Сахалин. Меня ждет больной человек, а здесь такое…».
Александр Андреевич Карпов: «Мы с ЕАО, здесь третьи сутки, у нас бронь, всё оплачено, но… Что поразительно, нет возможности дозвониться и спросить с перевозчика. Телефоны нам никто не дает, а представитель перевозчика даже не показывается, хотя он в Ванино есть… Никакой реакции и со стороны сахалинских властей. Как всё было, так и продолжается, «кормят завтраками» каждый день. Надо отдать должное местным жителям. Сегодня пришли в зал ожидания какие-то люди, поставили коробку с куксой и чаем, сказали, кому надо, берите, пользуйтесь. И ушли. Спасибо, конечно, за гуманитарную помощь. Дай им Бог здоровья…».
…Все отзывы, которые приведены в репортаже с места событий, это самая малость из того, с чем обращаются люди. Уже девятый час вечера, уже давно возле вокзала ждет вызванное такси, но даже на выходе опять и опять подходят пассажиры, каждый со своей бедой, со своим вопросом (преувеличивать у меня нет причины, в здании вокзала ведется видеонаблюдение, так что при желании всё это можно увидеть в записи).
…Уже в редакции, прослушивая диктофонные записи, невольно сравниваю. А ведь всё это происходит на территории, которую в своих высоких рапортах чиновники самых разных уровней, сегодня называют транспортным развивающимся узлом, где на самом-то деле, зеленый свет грузам, а люди здесь уже, выходит, никто?
Невольно вспоминаю и некоторые из своих предыдущих репортажей. Про солдат-срочников, которые в ожидании парома, несколько дней, забытые всеми, без еды, мерзли ночами на вокзале лёжа на полу, а днем выходили в поселок и просили у жителей деньги на продукты (и только после выхода фоторепортажа бойцов разместили в казармах и накормили). Про дальнобойщиков, которые неделю жили в своих машинах в ожидании парома, и пока не обратились к журналистам, перевозчику и в голову не пришло оплатить им в гостинице койки…
Подумалось и о сотрудниках Ванинской транспортной полиции, которые каждый день, можно сказать, под собственным носом, просто наблюдали со стороны, сколько пассажиров скопилось на вокзале и в каких жутких условиях они перебиваются. Но заботу о тех же детях люди в погонах стали почему-то проявлять только после выхода пассажиров на рельсы? Какая-то лицемерная добродетель получается…
Не совсем понятны и действия сотрудника морской кассы, который, не являясь представителем перевозчика, в то же время рассылает в разные инстанции письма, предупреждая о скоплении народа? И почему Ванинский ж/д вокзал или бюджет Ванинского района, обязаны нести бремя расходов и создавать условия для приезжающих со всех концов страны пассажиров, которые деньги за перевозку отдают (кстати, через ту же морскую кассу) частной компании?
Непонятна и позиция Ванинской транспортной прокуратуры - годами (!) перевозчик зарабатывает на пассажирах, но ответственности перед ними не несет, так как полноправными, с билетами, именно пассажирами паромов Сахалинского морского пароходства люди становятся лишь за пару - другую часов до рейса?
6 июля. Утро. Ранний звонок…
Суббота. Ранний звонок. Предприниматель Татьяна Засыпкина из Ванино, прочитав репортаж и узнав о ситуации на вокзале, спрашивает, как передать для пассажиров продукты питания…
Татьяна Седых,
редактор газеты «Моё побережье».
п.Ванино