Город Юности совсем уже не юный. 12 июня сего года ему исполняется 75 лет.  Если оценивать по человеческим меркам – возраст преклонный, по меркам истории – совсем младенческий. В Комсомольске-на-Амуре накануне праздника побывал наш корреспондент.

 

Город самодостаточный

Журналистов федеральных и краевых СМИ, на именины не пригласили. Организовали показ города заранее, задолго до красной даты. Заказали автобус, номера в гостинице. Принимали скромно, если не учитывать, что проживание и питание было за счет муниципалитета. Знакомство с городом началось со скоротечной экскурсии на «Амурметалл» - некогда одного из флагманов металлургической промышленности СССР. Встреча обошлась без первых лиц - владельцев завода – депутатов краевого парламента. Два дня возили и показывали учреждения социальной сферы: больницы, роддома, школы, детские сады и эстетические центры. По плану состоялась часовая встреча с мэром, где он, на правах хозяина, рассказывал о комсомольских достижениях. А далее отъезд  домой, восвояси.

В. Михалёв
В. Михалёв

Нам пришлось поверить мэру на слово. Потому что на просьбу увидеть воочию комсомольские достижения, на нас замахали руками и сказали: собственники не любят, когда на их предприятия приходят представители СМИ, поэтому даже местные журналисты довольствуются тем, что их пускают на некогда гремевшие на всю страну оборонно-промышленные предприятия, лишь изредка, когда владельцы заказывают очередную пиар-статью.

Несмотря на некую закрытость Комсомольска-на-Амуре, он остается все тем же оборонно-промышленным центром. Это становиться ясно, когда смотришь экологический бюллетень и видишь цифры: во сколько раз ПДК вредных веществ превышают норму в атмосферном воздухе. Нам объясняют: здесь сами отливают сталь, сами собирают и испытывают самолеты, бороздят амурские волны на собственно склепанных  кораблях, уходят в походы на собственных подводных лодках. Заводы-гиганты, с километровыми цехами, а при них ведомственные столовые, общежития, гостиницы, санатории, детские сады и парки, - все это до сих пор присутствует. Город почти самодостаточный.

 

Отселять никого не стали

Мэр города Юности Владимир Михалёв, до избрания на столь высокую и ответственную должность руководил заводом по производству аккумуляторных батарей для танков и подводных лодок, без намека на самокритику говорит, что в городе не прижились совместные предприятия, хотя попытки такие неоднократно предпринимались представителями Южной Кореи, Китая и США.

- В Хабаровске пятьсот различных СП, в крае – тысяча, у нас направлений для сотрудничества не меньше, но не идут иностранцы, – говорит Владимир Михалёв. - Не нужен им наш промышленный потенциал. Потому они видят город лишь сырьевым придатком, откуда можно качать ресурсы и брать сырье, не вкладывать деньги в развитие производства.

Если в тридцатые годы, когда строился Комсомольск-на-Амуре и десятки других, подобных ему военных городов-заводов, главной заботой организаторов производства был скорейший ввод мощностей и начало серийного выпуска боевой техники и вооружения. Если в годы советских пятилеток, приходилось рапортовать о выполнении и перевыполнении плана, то с началом рыночных реформ, директорам пришлось самим искать заказы и рынки сбыта, пересматривать ассортимент выпускаемой продукции.

Государственный оборонный заказ (относительно стабильный в условиях директивной экономики) и выделявшееся под него финансирование (довольно щедрое по советским временам), создавали эффект привыкания, когда руководители не думали из чего производить и зачем производить продукцию. За них все было уже решено. В новых условиях, в новой России, все решения приходилось принимать самостоятельно, и нести за них персональную ответственность.

К тому же в Комсомольске-на-Амуре до сих пор помнят высказывания Егора Гайдара, который рекомендовал «такие города отселять: тысяч тридцать оставить для поддержания жизни, остальных - за Урал, где не столь высоки энергозатраты и транспортные тарифы, где нет нужды вводить к пенсиям и зарплатам северные надбавки и районный коэффициент».

Но отселять никого не стали. Об этом сегодня говорит статистика народонаселения: в советские времена в Комсомольске-на-Амуре проживало 274 тысячи жителей (данные на 1981 год), сейчас живет 271,5 тысяч человек.

 

Со средним потенциалом

Сам факт, что крупнейшие оборонные предприятия стали акционерными обществами, многие были склонны считать едва ли не единственной причиной свалившихся на них бед. Предприятие теряли самостоятельность, бюджет города и края лишался налоговых поступлений, а местные чиновники упускали из рук высокотехнологичное, наукоемкое предприятие - локомотив, способный вытащить весь машиностроительный комплекс края, если не сказать больше, всего Дальнего Востока.

К тому же, даже в новые временя, у чиновников оставались прежние амбиции. В итоге, Комсомольск провалился не только как наукоград, куда его так упорно тащили, не появилось здесь и свободной экономической зоны (СЭЗ), о которой не раз с трибуны громко заявляли руководители.

Определению наукограда город формально не отвечает. Его жизнь определяет, прежде всего, оборонные предприятия. Наука представлена в городе всего двумя вузами (педагогическим и техническим) и академическим НИИ – Институтом машиноведения и металлургии ДВО РАН. Хотя создание современного вооружения невозможно без высокотехнологичных, наукоемких производств, без исследовательских и опытно-конструкторских центров, без хорошо образованного кадрового состава. На заводах он есть.

Заявку на открытие свободной экономической зоны - Комсомольск подавал в Москву, но она даже не была рассмотрена. В свободной экономической зоне необходимы иностранные инвестиции и самое главное – производственные мощности. Их нет. Хотя по показателям инвестиционной привлекательности, Комсомольск-на-Амуре, относится к городу «со средним потенциалом и умеренным риском» и один из первых на Дальнем Востоке стоит в списках, готовых освоить инвестиции: здесь нет недостатка в электроэнергии, не загружены транспортные развязки, есть в достаточном количестве квалифицированные кадры.

 

Вся сила в плавках

И все же «со средним потенциалом», город сумел выйти в лидеры в промышленности за каких-то последних пятнадцать лет.

К примеру, «Комсомольское-на-Амуре авиационное производственное объединение им. Ю. Гагарина» (КнААПО) практически не получило оборонного заказа и держалось за счет контрактов на экспортных поставках истребителей Су-27СК в Китай. Всю прибыль завод вкладывал в техническое перевооружение: закупали современнейшие технологические линии, вычислительную технику. Поэтому теперь получил заказ на производство российских региональных лайнеров Suhoi Super Jet 100 (SSJ-100). Первый экземпляр суперджета уже поступил в летный центр «Жуковский» для проведения статических испытаний, а в сентябре нынешнего года в Комсомольске-на-Амуре будет выпущен и первый летный образец. Начало промышленного выпуска суперджета запланировано на 2008 – 2009 годы.

На предприятии в прошлом и нынешнем годах продолжились работы по выполнению контрактов в интересах министерства обороны РФ (производство и модернизация самолетов Су-27), по выпуску гражданских самолетов Бе-103 и Су-80.

Схожая судьба и у бывшего судостроительного завода им. Ленинского комсомола (п/я 199), а ныне «Амурского судостроительного завода», который в течение пяти лет вообще не получал госзаказов. В Москве были уверены, что судостроительного завода в Комсомольске уже давно не существует, а он вопреки всем ожиданиям существовал. Рабочим давали деньги в долг только на хлеб, но никого не увольняли, не продавали ни оборудование, ни механизмы. Сейчас на завод пошли заказы, как на гражданские суда (буксиры, танкеры-химовозы, судна сейсморазведки, и даже специальное оборудование для нефтегазодобычи), так и на военные (подводные лодки «Барс» 971-го проекта, те самые АПЛ третьего поколения с прочным корпусом из маломагнитной стали, разработанные в ленинградском ЦКБ-16 «Малахит»). Объем производства продукции в прошлом году на заводе составил около 4,4 миллиардов рублей.

В схожей ситуации оказалось обанкротившийся «Амурсталь», где на базе мартеновского и листопрокатных цехов сначала появилось «Сталь-Ха», потом еще четыре самостоятельных металлургических производства, а затем и ныне действующее «Амурметалл», руководство которого за десять лет довело выплавку стали почти до уровня советских времен – миллиона тонн в год. При этом был и альтернативный план: отдать все на откуп китайским фирмам- экспортерам. Близость китайской и корейской границ сделали продажу за рубеж черного лома, на котором работает «Амурметалл» супервыгодным бизнесом. При этом черная металлургия Китая развивается такими темпами, какие не снились никому в мире. Они производят до 130 миллионов тонн стали в год. И пришлось бы у них закупать готовую продукцию, ведь ближайший металлургический завод от Комсомольска-на-Амуре находится в Новокузнецке, за пять тысяч километров. Но завод, к счастью, сохранили.

Ныне на предприятии разработана программа технического развития и модернизации производства до 2011 года, реализация которой позволит увеличить объем выплавки стали до двух миллионов тонн в год. Площадка для установки второй дуговой электросталеплавильной печи уже выбрана. Емкость одной плавки составит 125 тонн, а весь процесс займет не более 40 минут. Печь запустят в августе нынешнего года.

 

Не продавали, не закрывали

Что касается социальной сферы, то Комсомольск-на-Амуре, одни из немногих на Дальнем Востоке, который решил проблему нехватки мест в детских садах. Их здесь просто не продавали и не закрывали. Теперь 72 процента детей дошкольного возраста имеют возможность ходить в детские сады, и никакой очереди там нет. Нет никакой очереди и на квартиры. В городе новые дома практически не строятся. Прямо в центре, можно встретить несколько недостроек. Как объясняет мэр, покупательский спрос на новое жилье очень низкий.

- Построили мы в центре города дом, стоимость одного квадратного метра составила 23 тысячи рублей, но квартиры не могли продать, - делиться строительным опытом мэр. - У нас на вторичном рынке жилья квадратный метр стоит 16 тысяч рублей. До тысячи квартир в год продается на этом рынке. Поэтому пока нет смысла строить новые небоскребы. Зато город одним из первых успешно выполнил программу газификации домов. Со сжиженного на природный и более дешевый газ перешло практически более 80 процентов владельцев газовых конфорок.

Ко дню города, в планах градостроителей запустить на площади судостроителей, прямо напротив мэрии – фонтан (он кстати уже монтируется) и назвать площадь как в Москве - Красной.  

 

Заглянем в будущее

По словам мэра Владимира Михалёва, через пять лет Комсомольск-на-Амуре все так же будет крупнейшим промышленным центром Дальнего Востока.

- Люди будут получать больше зарплату (сегодня средняя заработная плата – 13,1 тысяч рублей в месяц. – Авт.), в городе будет более высокий уровень в образовании и здравоохранении, жители будут жить с комфортом, - пророчит Владимир Михалёв. - Нам не нужны больше заводы-гиганты. В Комсомольске если и будут строиться, то небольшие, компактные заводы, чтобы они могли легко конкурировать с другими производствами.

В будущее горожане смотрят с оптимизмом. Еще бы, ведь они сумели извлечь уроки из кризисов.

Еще в 1994 году на базе Комсомольска-на-Амуре, Амурска и Солнечного был создан технополис. Первым из кризиса выбрался город Юности, который за собой должен поднимать Амурск и Солнечный. Сегодня Комсомольск является примером успешного решения проблем переходного периода в промышленности и социальной сфере, не только для Хабаровского края, но и для  всего Дальневосточного региона. Не случайно, президент страны посетил Комсомольск одним из первых на Дальнем Востоке.

 

Справка

10 мая 1932 года на берег Амура возле старинного русского села Пермское высадилась первая группа комсомольцев–первостроителей из Хабаровска. Они  шли на легендарных пароходах: «Колумб» и Коминтерн».

В 1934 году в Комсомольске был заложен авиационный завод, в 1936 году был собран первый самолет, в 1933 году началась стройка на судостроительном заводе, в 1936 году выпустили первый корабль, в том же году заложили сталелитейный завод, в 1942 году пустили первую плавку.

Сегодня Комсомольск-на-Амуре производит более половины промышленной продукции Хабаровского края. Основу экономики города составляет машиностроение: авиа- и судостроение, производство литейного и подъемно-транспортного оборудования. На промышленных предприятиях города занято свыше 40 процентов работающего населения.

Комсомольск-на-Амуре расположен на левом берегу Амура в 365 километрах ниже Хабаровска и протянулся вдоль реки более чем на двадцать километров. Город стоит на пересечении Амурского речного пути и железнодорожной магистрали БАМ.

.