Интервью зам. Главного редактора VIPERSON.RU Ольги Александровны Гороховской с Директором по науке Евразийского Института Экономики и Экологии, доктором экономических наук, профессором НИУ ВШЭ Липиной Светланой Артуровной

 

Ольга Гороховская: На заседании Государственной комиссии по вопросам развития Дальнего Востока, прошедшем 2 апреля, обсуждался проект федеральной целевой программы «экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2018 года». Вы Светлана Артуровна, уже давно в курсе положения дел в этом регионе. Мы с Вами обсуждали наиболее острые вопросы миграционной политики на Дальнем Востоке, а Ваша статья о необходимости государственного внимания к Курильским островам и на сегодняшний день является актуальной. Развитие российского Востока - это не модная тема, а насущная необходимость, доказывает всем Виктор Ишаев - и твердо верит в то, что инвестиции в регион пойдут триллионами. А что Вы думаете по этому вопросу? Каковы Ваши впечатления о проектах развития Дальневосточного региона?

 

Светлана Липина: Начнем с того, что Фонд развития Дальнего Востока и Байкальского региона основан в конце 2011 года в форме ОАО. Учредителем и единственным акционером фонда тогда выступал Внешэкономбанк. Уставный капитал фонда в 2012 году увеличен до 15 миллиардов рублей с 500 миллионов рублей на момент создания, но президент РФ Владимир Путин заявил, что капитал фонда может быть увеличен до 100 миллиардов рублей. Весной 2012 года Дмитрий Медведев своим указом создал Министерство по развитию Дальнего Востока, а вместе с ним был назначен новый министр - Виктор Ишаев.

 

Минвостокразвития подготовило проект госпрограммы «Социально-экономическое развитие Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 г.», но как оказалось, проект был подготовлен плохо, он был не согласован с федеральными министерствами, запрашиваемая сумма в 5,7 трлн. рублей показалась слишком высокой и неадекватной, и по всему видно, что даже этой суммой обозначенная Программа не обойдется, в неё не были включены расходы на реконструкцию БАМа и Транссиба, а это очень емкие объекты и потребуют еще около 2 трлн. рублей.

 

Дальний Восток географически большой, но численность населения крайне низкая - всего 6 миллионов. Даже если сложить все население субъектов, для которых разрабатывается эта Государственная Программа, то будет около 8 млн., вернее 7547 т. чел. Это численность стандартного региона европейской части РФ.

 

А теперь давайте суммы, запрашиваемые на развитие, разделим на количество проживающих там жителей, то получится на каждого более 1 млн. рублей, это фантастически большие суммы и, как и многие проекты, из области фантастики. (Например, мост через Берингов пролив).

 

«Мы выходим сейчас на общую цифру финансирования, которая, конечно, очень большая, беспрецедентно большая - более 10 трлн рублей», - сообщил в ходе заседания Дмитрий Медведев.

 

Но все дело в том, что предлагаемые многотриллионные проекты Минвостокразвития неструктурированны и недоработаны, да и само министерство ими пока управлять неспособно. Только на ближайшие пять лет на развитие Дальнего Востока из бюджета планируется выделить 586,5 млрд. рублей. Но куда пойдут эти деньги тоже пока не очень ясно.

 

Закрывая заседание госкомиссии по развитию Дальнего Востока в Якутии, Премьер-министр Д.Медведев поручил в течение месяца подготовить предложения о дальнейшем развитии Дальнего Востока, о перспективах Фонда и даже не исключил возможности преобразования его в НКО. Здесь сразу у нас, у ученых-экономистов, возникает множество вопросов, если это НКО или АНО, то будет ли она самостоятельной, или ею будет заниматься Внешэкономбанк, где возьмет деньги на развитие и как капитализируется?

 

«Правительство в растерянности, оно явно не понимает, кто и как будет заниматься проектами на Дальнем Востоке», - говорит директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. Если правительство создаст еще одну госкомпанию, то они «лопнут от согласований», предсказывает Зубаревич: «Представьте проект, который движется по всей вертикали туда-сюда: Минвостокразвития, Минэкономразвития, Минрегионразвития, фонд ВЭБа, АНО, правительство»

 

Ольга Гороховская: Если сравнивать Дальний Восток с соседними регионами, особенно на юге, то состояние этой территории, его экономика выглядит еще более плачевным, так как азиатские экономики демонстрируют высокие темпы роста. Дальневосточный округ занимает последние места среди субъектов РФ по многим экономическим показателям: стоимости основных фондов, выпуску обрабатывающей промышленности, объемам производства электроэнергии, газа и воды, ввода жилья, налоговым поступлениям и т.д. Главная беда региона - масштабный отток населения, как пишет само Минвостокразвития: с 1989 по 2012 г. число жителей сократилось почти на 21%. И отток населения, особенно молодого, продолжается. Как остановить этот поток? Есть ли надежда у оставшихся на улучшение?

 

Светлана Липина: Эксперты уже указывали на основную причину миграции населения с Дальнего Востока: люди в регионе живут беднее, чем в других регионах. Еще одна проблема - опережающий рост стоимости услуг и транспортных тарифов. Почему в России электроэнергия стоит 1 руб. 52 коп., а на Камчатке - 4 руб. 50 коп. за 1 кВт ч, а билет до Москвы и обратно в летний период стоит дороже стоимости отдыха? Из-за этого люди становятся невыездными, резко упала интенсивность их перемещения. Летом из Москвы полет в Токио стоит дешевле, чем из Москвы в Хабаровск. Поэтому, по проводившемуся опросу на MoiGorod.Ru, почти половина опрошенных дальневосточников за последние 10 лет не была в столице своей родины!

 

И тарифы на перевозку грузов опережают рост других производственных издержек. Доля транспортных расходов в ВРП Дальнего Востока в два раза превышает среднероссийский показатель. Результат - большое число убыточных предприятий и отсутствие надежной собственной финансовой базы развития. И Виктор Ишаев подтверждает это. «У нас все значительно дороже - и продукты, и электроэнергия, и транспорт. В среднем по России доходы составили 20 000 руб., а на Дальнем Востоке - 23 000. Но если сделать пересчет на затраты и покупательную способность, то получается 17 000 рублей».

 

Ольга Гороховская: Вам не кажется, что Дальний Восток с точки международной конкуренции за неосвоенные территории уже проиграл борьбу за право стать развитым регионом и в геополитическом плане и в планетарном? Несмотря на заверения власти о грядущих вложениях в регион, похоже, люди не верят в то, что на Дальнем Востоке будет хорошо жить.

 

Светлана Липина: Я уже говорила, и ещё раз повторюсь: надо развивать регион - и люди поедут. Конечно, огромные размеры территории, наличие неисчисляемых и неразведенных минерально-сырьевых ресурсов, потенциальные возможности энергоресурсов при низкой плотности населения делают эту территорию уязвимой с точки зрения геополитического равновесия учитывая все внешние условия и реально существующие опасности. Население региона начнет расти только при форсированном развитии, при планомерном и рыночно ориентированном реформировании всего хозяйственного комплекса региона, с учетом создающегося в этом регионе геополитического равновесия, баланса геополитических сил Евразии и стран АТЭС.

 

Конечно, заманивать людей можно повышенными пособиями и льготами, как сказано в проекте, например, удвоенной или утроенной суммой подъемных переселенцам (сегодня участник программы переселения получает 120 000 руб., члены его семьи - по 40000 руб.). Жителям региона проект обещают льготную ипотеку и бесплатную землю для индивидуального строительства.

 

Однако, сегодня другие времена, просто бесплатной землей людей не заманишь. Люди сейчас сосредоточиваются вокруг городов - где есть транспортная и социальная инфраструктура, рынок труда и рабочие места. Необходимо сформировать крупные инфраструктурные проекты, а краткосрочные и среднесрочные на них завяжутся. Инвесторы, приходящие в регион, должны видеть долговременную перспективу в амбициозных проектах, что они не фантазия проектировщиков, входят в подсистему экономики России, в единое евроазиатское экономическое пространство.

 

Ольга Гороховская: Вы говорите о крупных инфраструктурных проектах, но они же очень дорого стоят. Если миллиардами и триллионами ударить по территории, не факт, что получится ожидаемый результат.

 

Светлана Липина: Огромные, плохо заселенные территории этого региона нуждаются в развитии транспортной и энергетической инфраструктуры. Для этого в программу необходимо включить мероприятия по увеличению пропускной способности Транссиба и БАМ, это реконструкция и повышение провозной способности БАМа и Транссиба. Ведь пока Транссиб стоит в пробках, товар ездит по дорогам, построенным в других странах - Китае, Казахстане.

 

Крайне необходима модернизации автомобильных дорог «Амур», «Лена», «Уссури», «Колыма» и «Вилюй», строительство новых линий электропередачи между энергосистемами Восточной Сибири и Дальнего Востока, в том числе вдоль Транссиба и БАМа. Есть проект соединения этих магистралей в узких местах в Бурятии, где развивается бурными темпами горнодобывающая промышленность с перспективами на переработку сырья. Очень интересный и перспективный проект - магистральный газопровод Якутский центр газодобычи - Хабаровск - Владивосток и Сахалин - Хабаровск - Владивосток и обустройство его газохимическими производствами в Хабаровском крае, в Приморье.

 

Космодром - следующая после саммита АТЭС во Владивостоке большая стройка, в 2015 г. должен пройти запуск непилотируемого спутника. На сегодняшний день ориентировочная стоимость строительства составляет 251 млрд. руб., из которых 82 млрд. руб. израсходуются исключительно на программу Роскосмоса, остальное - строительные работы. Но разделения полномочий Роскосмоса и «Спецстроя» там нет, поэтому может повториться пример стройки для АТЭС, когда мы с вами видели не только нецелевое использование средств, а ещё многое интересное. Просто 251 млрд. рублей - это очень привлекательная сумма!

 

Другой пример. Когда региону нужны не только деньги, но и особое регулирование. Сейчас Минприроды хочет ослабить режим. «Есть предложения отменить категорию месторождений федерального значения для участков, открытых в удаленных регионах», заявил в пятницу министр природных ресурсов Сергей Донской. По словам министра, в первую очередь это коснется Восточной Сибири и Дальнего Востока.

 

И здесь больше всех от нововведения выигрывают золотодобытчики, ведь Восточная Сибирь и Дальний Восток слабо изучены, а потенциал, судя по уже открытым здесь месторождениям (Сухой Лог, Наталка, Майское) огромен. Если эти предложения будут приняты, это подстегнет компании к поиску. Причем речь идет не только об иностранных- как утверждают эксперты, все крупные золотодобывающие компании России зарегистрированы за рубежом. Вот и судите сами, кому достанется прибыль. Поэтому изменить работу инвестфонда (поменять порядок заключения госконтрактов), в территориальных кластерах и особых экономических зонах: не только упростить регулирование градостроительной деятельности и проведения госэкспертизы, но и принять управленческие решения и законы о социально-экономическом развитии региона, где разрабатывается месторождение. Иначе это произойдет, как это было сделано для объектов саммита АТЭС во Владивостоке.

Дальний Восток и Сибирь сейчас регион, требующий огромных вложений в социальную сферу. Но можно быть уверенным, что эта задача может быть куда лучше решена местными властями, чем федеральными.

 

Ольга Гороховская: А какие проекты из очень дорогих, но имеющих стратегическое значение для развития Дальнего Востока, Вы оправдываете и почему?

 

Светлана Липина: Сейчас многие продукты, добываемые в регионе (уголь, рыба, многие виды сырья) перегружается через порт Раджин в Северной Корее. Среди них продукция Сахалинской области. В процессе развития портовой инфраструктуры региона предполагается - среди прочих проектов - продолжать развитие промышленно-транспортного узла Ванино - Советская Гавань в Хабаровском крае. Здесь планируется создание портовой особой экономической зоны. Поэтому возникает вопрос о строительстве моста на о. Сахалин. Это один из главных проектов инициируемых Виктором Ишаевым, который считает, что вместо паромной переправы Ванино-Холмск должен быть мостовой переход на Сахалин, а паромы необходимо направить на развитие грузоперевозок и портовой инфраструктуры. По его мнению, строительство железнодорожного моста на Сахалин обеспечил бы выход к незамерзающим портам острова и решил бы проблему дефицита портовых мощностей в Приморье. Сейчас порт Ванино активно развивается. Мощность нового терминала - порядка 15 миллионов тонн угля в год. Ориентировочная стоимость проекта моста на Сахалин - 450 млрд. рублей. Это сопоставимые деньги с саммитом АТЭС, Олимпиадой в Сочи и рядом других проектов. Единственное, что здесь обнадеживает, если эта масштабная стройка будет вестись одновременно с модернизацией БАМа и использовать кадровый потенциал (а это почти 160 тыс. рабочих рук) и мощности строительной индустрии, которые сейчас высвобождаются в связи с завершением возведения объектов саммита АТЭС во Владивостоке.

 

Мостовой переход через Лену - это составная часть большого объекта железной дороги Беркакит - Томмот - Якутск, решение о строительстве которого было принято еще в середине 80-х годов. Его строительство стоимостью свыше 80 млрд. рублей. Этот мост необходим, чтобы связать Якутск с БАМом и Транссибом. Мост должен соединить Якутск с левым берегом Лены. Кроме того, планируется построить около 15 км подходов от действующих федеральных и местных дорог. Мост будет совмещенным - автодорога плюс железнодорожные пути. Однако, этот мост через Лену со сметой в 80 млрд рублей обещает стать самым дорогим в мире. Этот мост длиной более 3 км дороже, чем мост, построенный китайцами через залив Ханчжоувань длиной целых 45,6 км (его цена 2 млрд долларов или 62 млрд рублей). Впрочем, мост через реку Лена дороже даже мостов, которые уже были построены на остров Русский и через бухту Золотой Рог. Конечно, мост через Лену будет строиться в таких экстремальных условиях, где ничего из названного не строилось. Там и резкий перепад температур, и вечная мерзлота, и полное отсутствие какой-либо инфраструктуры. Но это важный стратегический проект, который станет финальным участком Амуро-Якутской железной дороги, которая соединяет юг и центр республики с Байкало-Амурской магистралью. К настоящему времени АЯЖД вышла к поселку Нижний Бестях, расположенному напротив Якутска на другом берегу реки.

 

Ольга Гороховская: Сложность и многоаспектность проблем Дальнего Востока требует решения множества задач и преодоления нештатных, сложившихся именно в условиях этого региона, ситуаций. Какие из них Вы назовете первостепенными? Какие инвестиционные проекты, на Ваш взгляд, должны быть реализованы в ближайшем будущем?

 

Светлана Липина: Самая главная задача комплекс мер, направленных на сохранение человеческого потенциала, решение демографических проблем, развитие социальной инфраструктуры: люди останутся в регионе и будут приезжать в регион только тогда, когда здесь будут созданы нормальные условия жизни, более высокого уровня, чем в европейской части России.

 

Создание материальных условий жизнеобеспечения человека - вот главная задача. Развитие транспортной инфраструктуры, должно обеспечить людям возможность перемещаться в пространстве этого региона.

 

Развитие региональной авиации, которая необходима для улучшения транспортной доступности на территориях, где нет никаких дорог, для повышения мобильности населения, но без чего и экономическое развитие ряда макрорегионов практически невозможно. Ведь территории Якутии, Бурятии, Камчатского края, Чукотского автономного округа, Амурской области и др. просто обязаны иметь малую авиацию. И планируемые 101 млрд. рублей на реконструкции 61 мелких аэродромов и двух крупных (Улан-Удэ и Петропавловск-на Камчатке) я думаю должны выполнить эту задачу.

 

Развитие сети автомобильных дорог для обеспечения связанности населённых пунктов Дальнего Востока с федеральной сетью. Существующую сеть автомагистралей необходимо дополнить трассой Большой Невер-Якутск, далее выходящей на Магадан и затем, двумя ответвлениями, на Камчатку и может быть на Чукотку. Нужен и выход Якутии к морю через Аяно-Майский район Хабаровского края. Давно ждут реконструкцию автомобильные дороги Владивосток - Находка, Хабаровск - Владивосток.

 

Немаловажная задача - развитие трубопроводной системы. А далее - нефте- и газохимии. В городе Находка Приморского края запланирован гигантский нефтехимический комплекс. В Амурской и Сахалинской областях - нефтеперерабатывающие заводы. Хватит нам сырую нефть продавать!

 

Может быть, начнется строительство газопровода из Якутии. На его маршруте - Ковыктинское, Чаяндинское, Вилюйское месторождения. Проложим трубы, значит, будут развиваться и месторождения.

 

Следующий элемент - газопровод с Сахалина. Его строительство уже практически завершено. Оба газопровода в районе Хабаровска соединятся и создадут единую опорную сеть. Трубы придут и на предприятия по сжижению газа и его химической переработке.

 

Ольга Гороховская: Президент РФ Владимир Путин подписал перечень поручений правительству по вопросам рыбохозяйственного комплекса страны. Россиянам не хватает дальневосточной рыбы, в магазинах - сплошь норвежская. Почему? Раньше 75% дальневосточной продукции поставляли на внутрироссийский рынок, а сегодня - менее 20%. Получается, что Дальний Восток исключают из экономики страны

 

Светлана Липина: Самая главная из причин- это высокие транспортные тарифы на перевозку, в основном рыба идет необработанная, её перевозят рефрижераторы, а это очень дорого! Значит, слабо развита глубокая переработка.

 

Рыбная отрасль региона захвачена имеющими большой лоббистский потенциал компаниями-монополистами, чьи варварские методы лова мало того, что ставят ряд рыбных популяций под угрозу полного уничтожения, так ещё наносят государственный ущерб. Например, по утверждению экспертов, воруется ежегодно на $1,5 млрд. рыбы. Ежегодно отчетность Китая и Японии фиксирует, что они у нас закупили на $1,5 млрд. больше, чем мы им же продали. Это все видно из таможенной статистики.

 

Вот и главная задача - преодолеть экспортно-сырьевую направленность рыбной отрасли - развитие глубокой рыбопереработки и обновление промыслового флота, возвести портово-причальный и морозильный комплексы, консервное и жестянобаночное производства, а также оптовый и логистический комплексы по продаже консервов, рыбы и морепродуктов.

 

Ведь даже сам факт, что на острове Шикотан начнут строить завод по переработке рыбы, будет воспринят японцами как свидетельство того, что Россия не собирается передавать ей острова. А в долгосрочной перспективе это обеспечит возможность России составить конкуренцию Японии по рыбопереработке.

 

Ольга Гороховская: И в заключении... Возрастает значение Дальнего Востока, как опорной территории во взаимодействии России с АТР. Ведь пока вся экономика зауральской части России меньше китайской в 34 раза, а калифорнийской 6,5 раза. Как нам включиться в тихоокеанскую экономику?

 

Светлана Липина: Это очень большой вопрос, несущий целое исследование. Давайте его оставим на следующее интервью. А если коротко, то: во-первых, нужно переосмыслить роль региона в тихоокеанской политике. России нужно включаться в интеграционные связи не только с Китаем, но и Японией, с Южной Кореей, Австралией, Южноамериканскими государствами, да и конечно с Соединенными Штатами. Глобальный экономический контекст экономического и геополитического прорыва России в АТР предполагает в долгосрочной перспективе особые характеристики развития Дальнего Востока. Это означает, с одной стороны, что продолжающаяся распродажа сырьевых ресурсов нашего Дальнего Востока должна не заслонять актуальной работы по формированию спроса на дорогостоящие ресурсы и распоряжаться ими необходимо рачительно и профессионально, учитывая государственные интересы. А с другой стороны, энергично внедряясь в политическое пространство других стран, необходимо формировать новые конкурентоспособные сферы мирохозяйственного спроса, с формированием нового массированного потока технологий и инноваций по направлению «восток-запад» и с возможностью постепенного наращивания экономического влияния на ситуацию в соседних государствах.

 

VIPERSON.RU, 12.04.13

http://viperson.ru/wind.php?ID=660204

.