"Операция "Дезертир"
В ДВО подведены предварительные итоги серии мероприятий по розыску и задержанию военнослужащих, самовольно оставивших воинские части. По результатам первой недели операции "Дезертир", так называемого этапа физического розыска, обнаружены 25 беглецов. В настоящий момент большинство из них возвращены в подразделения, остальные находятся на сборных пунктах либо ожидают решений правоохранительных органов.
К сожалению, итоги операции "Дезертир" на Дальнем Востоке отнюдь не вселяют оптимизма. Ведь этот, если так можно выразиться, положительный показатель - результат порочного явления, источником которого является неблагоприятная обстановка в ряде воинских частей и соединений.
Смещенные акценты
Цели "Дезертира" из года в год остаются неизменными. Органы военного управления в рамках этой операции по-прежнему отвечают за выявление местонахождения беглецов, организацию их задержания и потом уже действуют в зависимости от принятого военной прокуратурой решения.
Как известно, на этой стадии у дезертиров несколько перспектив. Нерадивые солдаты в большинстве случаев либо возвращаются в свои подразделения, либо направляются в другие воинские части. Так происходит и в тех случаях, когда, например, выясняется, что причиной побега стали неуставные взаимоотношения. Есть и те, кого ожидает скамья подсудимых. Также зафиксированы факты признания правонарушителей негодными к военной службе по состоянию здоровья. Последняя категория отправляется домой и пытается найти себе применение в гражданской жизни, имея на руках "белый билет".
Других, более распространенных вариантов пока не выявлено.
Иными словами, выстроенная годами многоуровневая система взаимодействия командиров частей с военными комиссариатами, военной прокуратурой, местными органами власти, с другими силовыми структурами и организациями, а также с родителями беглецов в целом доказала свою эффективность. Но в нынешнем году сложившиеся реалии уже привели к смещению акцентов в этой работе.
Так, в соответствии с требованиями командующего войсками ДВО генерал-полковника Владимира Булгакова отныне ключевая роль по поиску и задержанию дезертиров отведена военным комиссариатам и гарнизонным военным комендатурам. Такое решение обусловлено очевидной тенденцией - около 90 процентов дезертиров стремятся вернуться на малую родину. Одни скрываются, другие живут открыто, особенно в западных регионах страны. Поэтому основная задача местных военкоматов - отслеживать своих призывников по местам их проживания и оперативно сообщать необходимую информацию в военную прокуратуру и в воинские части.
В свою очередь, военные комендатуры должны останавливать самовольщиков еще на пути домой, задерживая их в аэропортах, на авто- и железнодорожных вокзалах. При этом также требуется организация дополнительных маршрутов патрулирования еще и по улицам населенных пунктов, вблизи которых дислоцируются воинские части.
Новое перераспределение "зон ответственности" в определенной степени должно разгрузить войсковых командиров и дать им больше возможностей выполнять задачи по предназначению. И хотя обязанности проведения в десятидневный срок поисковых мероприятий по горячим следам с них никто не снимал, известный принцип "пусть каждый занимается своим делом", похоже, начинает воплощаться в жизнь и в рамках операции "Дезертир".
Группа риска - контрактники
При анализе общего потока дезертиров по признаку их принадлежности к типу воинских частей складывается вполне прогнозируемая картина. В этом смысле создание в округе полнокровных частей, укомплектованных военнослужащими-контрактниками, можно смело отнести к объективной предпосылке наведения порядка. Однако сейчас это далеко не так. Если в пропорциональном отношении контрактные части не являются явными аутсайдерами, то по численным показателям самовольного оставления воинских частей "лидируют" со значительным отрывом. Причем эта тенденция имеет стабильную динамику роста уже второй год.
По мнению начальника отдела службы войск и безопасности военной службы штаба ДВО полковника Сергея Дубенцова, дело не столько в преобладающей численности развернутых частей, сколько в неблагополучной обстановке в ряде воинских коллективов. И речь здесь уместно вести как о низком качестве контингента, так и о слабой методической подготовке офицеров первичного звена, которые не имеют достаточных навыков воспитательной работы с контрактниками.
В общем, где тонко, там и рвется. А тут еще ряд должностных лиц были уличены в явном укрывательстве фактов самовольного оставления частей. Так, например, по результатам операции "Дезертир" соединение генерал-майора Сергея Баранова вполне заслуживало бы похвалы: там были задержаны всего лишь трое самовольщиков. Однако позже поисковыми группами были задержаны еще десять человек, о которых сигнал наверх не проходил вовсе.
А результаты проверки личного состава в одном из полков Бикинского гарнизона просто не поддаются никаким комментариям. Представители рабочей группы УВР ДВО, мягко говоря, были ошеломлены разницей в цифрах между официально зафиксированными случаями дезертирства, по которым прошли доклады в вышестоящий штаб, и реальным количеством беглецов. Соотношение составило 1 к 10.
Также в этом соединении выявлен факт неправомерного откомандирования трех военнослужащих-контрактников в состав спортивной роты СКА ДВО. Иными словами, солдаты выполняют повседневные задачи не в составе своих подразделений, а служат в соседнем городе.
Кстати, комментируя этот факт, полковник С. Дубенцов сослался на соответствующую директиву начальника Генерального штаба ВС РФ, которая разрешает содержание спортивной роты в количестве около 60 человек. Однако, по словам офицера, отвлечение военнослужащих из подразделений, занимающихся боевой подготовкой, является не только грубым нарушением требований руководящих документов, но и попросту демонстрирует недальновидность командиров.
Кстати, в ближайшие дни в войска поступит соответствующее указание командующего войсками округа, строго предписывающее командирам частей и соединений разобраться с истинным положением дел и доложить объективные цифры по количеству личного состава.
Где вы, "санитары леса"?
Сапоги тачать должно сапожнику, боевой подготовкой заниматься - контрактнику, а ловить дезертиров - специальному подразделению. К вопросу отвлечения боевых подразделений на решение второстепенных задач "Красная звезда" обращалась неоднократно. В августе прошлого года уже велись конкретные разговоры о создании военных комендатур принципиально нового типа, которым отчасти будут делегированы функции органов военной полиции - по примеру армий зарубежных государств. Как известно, паспорта-обоснования по возрождению этих структур, в состав которых по штату должны входить комендантский взвод, отделение дознавателей и необходимое количество офицеров, были согласованы и подписаны. Ожидалось, что новые комендатуры начнут работать с 1 января текущего года. Но на дворе - апрель, а воз - и ныне там.
Надежды на эти подразделения возлагаются серьезные. Командиры на местах просто задыхаются без помощников, которые бы занимались патрулированием улиц, розыском, задержанием и конвоированием дезертиров, а также осуществляли бы дознание для передачи материалов расследований в военные прокуратуры.
Причин такого положения дел две. Первая связана с отсутствием целевого финансирования, вторая - с элементарным недостатком кадровых ресурсов. Ведь по штатной численности в комендатуры требуется "поставка" офицеров, прапорщиков и солдат в немалом количестве. Взять же их негде.
Почему бежим?
...В кабинете полковника Сергея Дубенцова на столе лежит несколько объяснительных записок бывших дезертиров, собранных после работы в одном из полков, дислоцированных в Приморье.
- Вот вам яркий пример, - говорит Сергей Валентинович. - Пишет рядовой А. Фомин. 8 октября прошлого года он покинул расположение части. В конце того же месяца самостоятельно явился в местную военную комендатуру. 15 февраля 2007 года он был осужден военным судом и приговорен к одному году лишения свободы условно. Сегодня он служит в своем подразделении. А совершить побег его вынудили обстоятельства.
Оказалось, что солдат на протяжении всей службы выполнял задачи в штабе. Его сослуживцев, которые в это время ходили в наряды, выезжали в поле, этот факт, безусловно, раздражал. Ведь рядовой Фомин, в отличие от других, находился в тепле и уюте. Со стороны сослуживцев посыпались насмешки, а потом дело дошло и до рукоприкладства. В общем, парень не выдержал и пустился на вольные хлеба. А когда одумался, было поздно: уголовная ответственность уже наступила.
- И так - в большинстве случаев, - перелистывая кипу объяснительных, констатирует полковник Сергей Дубенцов.
Кто лучший?
По итогам первой недели операции "Дезертир" в лучшую сторону были отмечены отдельная бригада ВДВ полковника Евгения Никифорова, соединение генерал-майора Евгения Селезенева, а также мотострелковое соединение, которым командует полковник Александр Иващенко. Определенные успехи по возвращению в строй пойманных беглецов достигнуты и в окружном учебном центре ДВО, где начальником полковник Сергей Севрюков.
- Все эти успехи - результат коллективного труда, - подытоживает сказанное полковник Сергей Дубенцов. - В этой работе серьезную поддержку мы получаем от представителей управления воспитательной работы округа и персонально от заместителя командующего войсками ДВО по воспитательной работе - начальника управления воспитательной работы полковника Сергея Полетучего. Он держит проблемные вопросы под личным контролем, сам вникает в многочисленные нюансы, связанные с наведением уставного порядка в частях и соединениях, в том числе отслеживает и динамику по дезертирам. Также ежедневно представители управлений и служб ДВО собираются на совещание и отчитываются о проделанной работе. Будем надеяться, что результаты мартовского "Дезертира" помогут поставить в строй многих самовольщиков и позволят выправить ситуацию в лучшую сторону.
Если называть вещи своими именами, то операция "Дезертир", которая проводится несколько раз в году, по сути, направлена на исправление ошибок и недоработок, допущенных ранее конкретными должностными лицами на местах. Ведь именно они где-то недоглядели, недоорганизовали, не проконтролировали, а потом еще и своевременно не доложили о случившемся. Значит, лидерство в количестве задержанных беглецов - вовсе не повод для похвал и почивания на лаврах, а "пища" для серьезных выводов и важных решений упреждающего характера.
Владимир Страшко",
«Красная звезда», 28.04.07
---------------------------
P.S. И вот результат: командующий войсками ДВО генерал-полковник Владимир Булгаков остался недоволен статьей корреспондента «Суворовского натиска» Страшко. Как стало известно из компетентных источников, главный редактор газеты ДВО «Суворовский натиск» Александр Пасмурцев написал рапорт на увольнение…