Губернатору Хабаровского края

В.И. Шпорту

 

О предложениях по реализации

краевой стратегии по Посланию

Президента РФ от 12 декабря 2012 г.

 

Уважаемый Вячеслав Иванович!

 

Утвержденная 08 февраля 2013 г. «Краевая стратегия действий по реализации в Хабаровском крае основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г. (далее - Краевая стратегия действий)» является принципиально новым решением в системе управления развитием края.

 

Краевая стратегия действий предусматривает широкое вовлечение гражданских институтов и населения края к определению перспектив развития края, формированию центров публично-гражданского взаимодействия для реализации отобранной траектории развития.

 

Стратегия действий дополняет усиливающиеся в стране процессы модернизации общей системы стратегического планирования в стране. Послание Президента В.В. Путина от 12 декабря 2012 г. впервые за последние 20 лет поставило перед всеми уровнями власти жесткую «вертикальную» задачу - реализацию нормативных (конкретных) целей и показателей (индикаторов), определенных пакетом Указов от 07 мая 2012 г. Фактически в стране происходит «реставрация» (в позитивном смысле) некогда мощной и всеобъемлющей системы единого народнохозяйственного планирования.

 

Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» определена структура стратегического планирования и управления развитием России. В ее основе лежат: Концепция Стратегии 2020 - Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2018 года - Государственные программы Российской Федерации - «дорожные карты» (планы-графики) по реализации отдельных направлений Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г.

 

В крае также проводится работа по переформатированию системы стратегического планирования:

 

- проведена организационная работа по реализации Указов Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г.;

- вносятся изменения в государственные целевые программы в части включения задач и показателей (индикаторов), определенных Указами Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г.;

- внесены изменения в Порядок разработки государственных целевых программ в части обязательного их публичного обсуждения;

- поставлена задача в срок до 1 октября разработать «Основные направления деятельности Правительства Хабаровского края на 2014-2018 годы».

 

Нерешенным вопросом является изменение под нормативные цели Указов от 7 мая 2012 года Стратегии социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года, поскольку она утверждена в январе 2009 года. Именно для разработки новой редакции Стратегии предлагаем на первом этапе задействовать институты инициативы гражданского общества в рамках утвержденной Краевой стратегий действий.

 

Но использование потенциала «гражданских инициатив» требует тщательной подготовки со стороны органов исполнительной власти края.

 

Во-первых, деятельность предложенных Краевой стратегией действий «центров общественно-государственного сотрудничества» потребует высокой и разносторонней квалификации от должностных лиц, государственных служащих, чтобы профессионально модерировать процесс диалога и обсуждений. В противном случае крайне высок риск сведения диалога к проверенной годами системе «наказов избирателей».

 

Во-вторых, в силу законодательной специфики работы исполнительных органов власти требуется первоначально определение правил - т.е. регламентов, формирования, полномочий работы субъектов общественно-государственного сотрудничества. В противном случае вполне конструктивные предложения и инициативы гражданского участия натолкнутся на жесткие законодательные ограничения для их реализации и проявления волюнтаризма. Крайне рискованно начинать отработку гражданских инициатив с краевых государственных программ, поскольку они определяются и регулируются федеральными нормативными правовыми актами.

 

В-третьих, для успеха Краевой стратегии действий требуется полное понимание ее идеи и тактики работы со стороны членов Правительства края. Пока что первый опыт организации работы по Стратегии действий более, чем настораживает. Люди не понимают, «что требуется», «для чего все делается». Подготовка Краевой стратегии действии к утверждению выполнена странным образом (с нарушением Регламента) - руководители экономического блока Правительства края по каким-то причинам не были включены в список согласования.

 

Краевая стратегия действий активно анонсируется, тем самым форсируется принятие весьма серьезных предвыборных обязательств со стороны Губернатора края, Правительства края. Но реально нет мошной и достаточной подготовки к такой сложной работе. Слишком велика вероятность превращения «общественно-государственного сотрудничества» в «наказы избирателей» с регулярно «отчитывающимся и оправдывающимся» Правительством Хабаровского края.

 

В целях реализации поставленных Президентом Российской Федерации задач, совершенствования системы управления краем с вовлечением в этот процесс гражданского общества предлагаем:

 

1. Определить поэтапный подход к реализации, идеи «общественно-государственного сотрудничества» в рамках Краевой стратегии действий.

 

2. На первом этапе подготовить корректировку Стратегии социально-экономического развития Хабаровского края на период до 2025 года с широким привлечением экспертного сообщества. В качестве основных объектов для обсуждения использовать не краевые программы, а целевые «технологические платформы».

 

«Технологические платформы» предлагаем сосредоточить на основных направлениях Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года в следующих областях: образование, здравоохранение, демография, культура, физическая культура, жилищное строительство, жилищно-коммунальное обслуживание, развитие экономики, развитие транспортной системы, развитие энергетической инфраструктуры, создание благоприятного делового и инвестиционного климата.

 

Целесообразно создать при каждом органе исполнительной власти края, курирующем соответствующую сферу, экспертные советы (группы) с привлечением профессионального экспертного сообщества, представителей Общественной палаты края для открытого обсуждения технологических платформ.

 

3. Разработать нормативную правовую базу по внедрению Стандарта «Открытого правительства» и именно на ней строить краевую систему «общественно-государственного сотрудничества».

 

4. В части государственных целевых программ закрепить на первом этапе механизмы общественного обсуждения, установленные Правительством Российской Федерации, путем:

 

- предварительного обсуждения программ на заседаниях общественного (экспертного) совета при органе исполнительной власти края - ответственном исполнителе государственной целевой программы;

- оценки регулирующего воздействия проектов государственных целевых программ.

 

5. Запустить программу поддержки «местных инициатив» для:

 

- решения вопросов местного значения в поселениях на условиях совместного финансирования (строительство и ремонт дорог в поселении, мест общего пользования, водопроводов, спортплощадок и т.п.);

- внедрения системы «гражданского контроля» за действиями органов исполнительной власти, органов местного самоуправления посредством он-лайн приемных (на примере Республики Татарстан).

 

Предлагаем провести совещание под Вашим руководством для обсуждения поставленных вопросов и проекта Плана мероприятий по реализации Краевой стратегии действий по реализации в Хабаровском крае основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 12 декабря 2012 г.

 

Апанасенко Г.В.  Кацуба А.С.  Калашников В.Д.

.