Кто бы ожидал, что шутка в «Правде-матке», карикатурном приложении-пародии на газеты, о «черной метке», отправленной председателем правительства Егором Борисовым 14-ти депутатам Ил Тумэна, получит неожиданное и совсем не шуточное продолжение. Оказывается, отдельные депутаты действительно восприняли некоторые высказывания премьера как прямую угрозу и начали искать защиты в правоохранительных органах.
А начиналось все так:
17 февраля 2007 года, общаясь с журналистами, Егор Афанасьевич заявил: «Против меня голосовали 14 депутатов, я хочу сказать, что я знаю, кто они, и они это тоже знают. Вы поняли, что я хотел этим сказать?» Прозвучало почти в духе фильма-триллера «Я знаю, что вы сделали прошлым летом», так что депутаты вполне могли и испугаться…
Так оно и вышло.
А поскольку «испуг» приобрел форму официальных жалоб и объяснений со стороны отдельных народных избранников, дело начало принимать скандальный оборот. В результате Егор Борисов решил уточнить, что именно он имел в виду, оповещая депутатов о своей осведомленности. Это случилось в ходе последней встречи с журналистами.
— Все заинтересовались, откуда я знаю депутатов, которые голосовали. Я отвечу. Я не заглядывал в урны для голосования, — делился тайнами всезнания премьер. — Все гораздо проще. В конце декабря на имя президента республики поступило обращение от группы депутатов, более 10 человек, которые настаивали на отставке председателя правительства. Этот документ был предоставлен Вячеславом Анатольевичем и мне, поскольку касался меня лично. Под ним стояли подписи. И если эти люди уважают себя, свои принципы, они обязаны были проголосовать в марте 2007 года против меня. Именно поэтому я сказал, что знаю, кто голосовал против меня. И спросил, обращаясь к журналистам: «Вы поняли, что я хотел этим сказать?» Но некоторые газеты, не буду их называть, преподнесли мои слова иным образом, и теперь некоторые депутаты подали в суд, будто я им грозился… Злым духом пахнет от таких заключений!
…Однако на газеты Егор Афанасьевич грешил зря. И причину неприятностей с депутатами на искажение своих слов зря списывал. Депутаты услышали и восприняли именно то, что сказал премьер.
Из заявления депутата Ил Тумэна Зои Корниловой в правоохранительные органы, на имя прокурора, президента республики и ряда руководителей контрольных органов:
«17 февраля 2007 г. состоялась пресс-конференция председателя правительства… Борисова Е.А. для республиканских СМИ. На пресс-конференции он сказал, что знает, кто голосовал против его кандидатуры, и что они знают, что он об этом знает. В завершении от него прозвучало: «Вы поняли, что я хотел этим сказать!» Это было передано по телевидению 17 февраля в 20.30 в программе «Саха сирэ-Кунтэн кун» на якутском языке и 18 февраля в 19.30 по каналу НВК «Саха» на русском языке (запись прилагается). Если учесть интонацию произношения этих слов, то данное высказывание мною и многими телезрителями воспринято как угроза народным депутатам».
Как видим, если только телевизионщики не перемонтировали запись, слов премьера никто не подменял. А уж подделать интонации Егора Афанасьевича и вовсе никакому газетчику не под силу, так что парламент напугали все-таки не журналисты, а председатель правительства собственной персоной.
И не только он один. В заявлении Зои Корниловой фигурирует также верный лоббист интересов исполнительной власти в парламенте, депутат Ил Тумэна Михаил Эверстов.
«М. Эверстов высказал мнение, что на предстоящих выборах в республике… победит партия «Единая Россия» и те, кто будет выступать против «Единой России», останутся без работы. Я тогда это высказывание приняла как шутку, но сейчас уже воспринимаю как серьезное предупреждение».
Тему угроз в адрес депутатов на прошлой сессии, в марте, озвучивал и Василий Филиппов. А на этой неделе в рамках пленарного заседания в парламенте разразился настоящий скандал при попытке организовать дискриминацию спикера Ньургуна Тимофеева — главным образом силами фракции «Единая Россия» (что само по себе примечательно, ведь спикер — сам «единоросс»!).
С назначением Вячеслава Штырова на второй срок и с завершением формирования кабинета министров политическая жизнь в Якутии вовсе не затихла. Напротив, в преддверии выборов в Госдуму в декабре 2007 года она разгорается все ярче. И сегодня депутатам, ныне претендующим на собственное мнение, грозят тем, что в следующем году выражать его они будут уже не с высоких трибун и для широких масс, а у себя на кухне, домочадцам перед телевизором.
А еще говорят что-то о консолидации общественных сил…
И вместо заключения.
Позавчера, 25 апреля, на импровизированной пресс-конференции Михаил Эверстов пояснил, каковы будут политические реалии в Якутии после декабря 2007 года.
— В республике останется только одна политическая партия! И имя ей — Штыров Вячеслав Анатольевич!
Доходчиво?
Виталий Обедин,
«Якутск Вечерний», № 16.