Как и везде в России основным самолетом на местных линиях в Якутии является старый добрый Ан-24, который отлично зарекомендовал себя как надежный самолет. Но самолет устарел и якутские перевозчики уже давно озаботились вопросом, чем его заменить. О том, как это происходит в Республике Саха, мы и расскажем на примере авиакомпании «Якутия».

 

Выбрали…

 

Основу парка самолетов Ан-24 авиакомпании «Якутия» составляет техника выпуска 1972-76 годов с наработкой 43-54 тыс. часов. И хотя она еще может эксплуатироваться в течение нескольких лет без больших проблем, ресурс авиатехники приближается к предельному, а поддержание её в летной готовности обходится все дороже и дороже.

 

Рассматривая варианты для замены АН-24, руководство авиакомпании и власти Якутии остановилось на Bombardier Dash Q300 – 50-56-местном канадском пассажирском самолёте. В самой авиакомпании свой выбор тогда мотивировали так: «Самолеты Bombardier Q300 были выбраны авиакомпанией в качестве альтернативы Ан-24 и Ан-140 по причине заметной экономии авиатоплива. Расход топлива Q300 почти на 45% ниже, чем Ан-24», Q300 планировали приобретать в лизинг на вторичном рынке (производство этого типа прекращено в 2008 г.). Комментируя возможность приобретения турбовинтовых машин следующего поколения – Q400 – представители «Якутии» отметили, что данный тип интересен компании, хотя о каких-либо контрактах говорить пока рано, поскольку этот самолет еще не получил сертификат типа АР МАК.

 

По вместимости и техническим характеристикам Q300 наиболее близко подходит к «анам», пошлин на ввоз самолетов вместимостью до 50 мест в России нет. Аналогичные самолеты в России эксплуатирует компания «Сахалинские авиатрассы», поэтому небольшой опыт эксплуатации этой авиатехники в России есть.

 

Выбор самолета, на мой взгляд, был достаточно спорный, в России на регулярных рейсах его кроме САТ никто не использует. В нашей стране намного более популярны модели ATR-42/72, на которых, кстати, летает тот же «UTair» и некоторые другие российские авиакомпании.

 

Но как бы то ни было, выбор типа самолета был сделан и согласован с республиканскими чиновниками, о чем в конце прошлого года и известил якутян в своем интервью газете «Якутия» министр транспорта республики Семен Винокуров.

 

Подмена «раз»

 

Ничто не предвещало беды. Но в начале апреля делегация якутских чиновников посетила штаб-квартиру компании Bombardier в Торонто, и вдруг планируемый и озвученный Bombardier Dash Q300 превращается в совершенно другой тип – 72/78 местный Q400. «Самолет Dash 8 Q400 является оптимальным вариантом для внутрирегиональных и межрегиональных магистральных авиаперелетов на средние расстояния до 2000 тысяч километров», – заявил по окончании переговоров с главой компании Bombardier Пьером Бодуаном первый вице-премьер правительства Якутии Алексей Стручков. Как сообщало тогда ЯСИА, «по итогам переговоров достигнута предварительная договоренность об организации в декабре 2012 года – январе 2013 года испытательных полетов Bombardier Dash 8 Q400 NG в суровых климатических условиях Якутии».  Вот те раз!

 

На тот момент, апрель 2012 года, этот тип самолета даже не был сертифицирован в России, на этот тип самолетов существует высокая ввозная пошлина, он не прошел низкотемпературные испытания, авиаторы из «Якутии» сделали однозначный выбор в пользу Q300, а якутские правительственные чиновники вдруг объявляют об интересе к совершенно другому типу. Вот так сразу, пренебрегая мнением эксплуатантов из авиакомпании «Якутия»! И надо отметить, что авиаторы сопротивлялись до последнего.

 

В июне МАК сертифицировал Q400NG и в тот же месяц он прибыл в Якутск на презентацию. Как сообщил директор по развитию «Bombardier» в России и СНГ Марк Гилберт, презентация самолета проходит в рамках демо-тура по Дальнему Востоку для продвижения самолета. Самолет Q400 NextGen – это модификация Q400 с улучшенным салоном, освещением, иллюминаторами, верхней багажной полкой и с уменьшенными расходом топлива и стоимостью обслуживания.

 

Показывая самолет якутским высоким чиновникам, Марк Гилберт подчеркивал схожие климатические условия Канады, в которых эксплуатировался самолет. Особо он упирал на то, что в Канаде самолет выдерживал среднюю температуру до -54. Правда, при этом он тактично умолчал, что в таких условиях самолет может эксплуатироваться только при наличии теплого ангара для проведения регламентных работ и хранения между полетами. Морозить его на улице, как те же «аны», категорически нельзя, а с теплыми ангарами в Якутии дело обстоит очень плохо. Во многих населенных пунктах, куда сейчас летают «аны», их просто нет. Да и в самом Якутске стояночных мест в теплых ангарах на всех «канадцев» может не хватить.

 

Немудрено, что будучи более осведомленным о таких тонкостях, генеральный директор авиакомпании Иван Простит был более осторожен в высказываниях. «Для внутренних рейсов он будет малоэффективен. Конечно, у нас есть желание приобрести этот самолет, но сначала мы должны как можно подробнее его изучить…», – отметил Иван Простит. Кроме того, по его мнению, «для якутских аэродромов этот самолет не пойдет, слишком большая емкость, да и садится только на грунт. Если мы будем летать на ней зимой, то это получится только раз в неделю, а это не всегда выгодно. Да и пассажирам это неудобно».

 

Также руководитель авиакомпании добавил, что «Якутия» в случае появления у него этого самолета рассчитывает применить Q400 NextGen на смежных маршрутах вроде Благовещенска, Хабаровска, Иркутска, Красноярска.

 

В соответствии с достигнутыми договоренностями, 23 июля этого года в Якутске руководство ОАО «Аэропорт Якутск» провело рабочую встречу с представителями канадской компании Bombardier. Предметом обсуждения стало проведение низкотемпературных испытаний самолета Bombardier Q400NG  в погодных условиях аэропорта Якутск. По результатам встречи, проведение низкотемпературных испытаний было запланировано на декабрь 2012 года.

 

Подмена «два»

 

Но вдруг, в сентябре 2012 года стало известно, что авиакомпания Якутия подписало контракт на покупку трех Bombardier Q400. Без всяких там низкотемпературных испытаний и прочих заморочек. «Первый турбовинтовой самолет Q400 производства канадской компании Bombardier мы планируем получить в ноябре текущего года», – заявил Иван Простит в Хабаровске на встрече с генеральным консулом Японии Цугуо Такахаси, где обсуждалась перспектива возобновления прямого авиасообщения в Ниигату (Япония) из Хабаровска. Вот так…

 

Как выяснилось, вместо новенького Q400NG, который демонстрировали якутянам, «Якутия» купила б/у самолет старой серии, ранее принадлежавший лихтенштейнской компании Luxair. Она как раз решила обновить свой авиапарк и распродавала свою старую технику. Самолет, бортовой номер LX-LGC, возрастом около 6 лет, согласно данным сайта продавца по состоянию на апрель 2012 года налетал 10 168 часов (TTSN), при 11 241 циклах (TCSN). Это значит, что он интенсивно эксплуатировался на коротких линиях продолжительностью полет менее одного часа. Самолет идет в комплектации на 72 места и потому за него придется уплатить немалую ввозную пошлину. На сегодня воздушное судно полностью готово к поставке. Все три самолета произведены в 2007 г., лизингодателем выступила компания «ВЭБ-Лизинг». По данным компании Ascend, турбовинтовые Bombardier Dash 8-Q400 сейчас стоят, в зависимости от года выпуска (1998–2010 гг.), от 8,40 до 17,95 млн долл.

 

И в завершении, в ноябре этого года авиакомпания «Якутия» объявила, что откладывает приобретение четырех новых самолетов Bombardier Q400, предварительное соглашение о поставке которых было подписано в мае этого года с канадской компанией Bombardier. Окончательное решение о поставке, по словам первого заместителя генерального директора авиакомпании Павла Удода, будет принято в марте следующего года.

 

По версии авиационных начальников, причиной приостановки соглашения на четыре новых Q400 стал нерешенный вопрос по поводу отмены таможенных пошлин для самолетов вместимостью до 72 пассажирских мест. «Это барьер для приобретения новых самолетов, поэтому я не могу сказать, как следующая партия Q400 будет нами приобретаться», – пояснил решение авиакомпании Павел Удод.

 

Но позвольте, уважаемый г-н Удод! В мае, когда вы подписывали контракт, этот барьер был в целости и сохранности и никаких предпосылок к отмене пошлин даже не просматривалось. Мало того, отвечая на жалобы руководителя того же САТ, президент России Владимир Путин четко и недвусмысленно выступил против обнуления пошлин на региональные самолеты. По словам президента, в случае отказа от взимания пошлин на ввозимые из-за рубежа авиалайнеры такие машины на российских заводах выпускать перестанут окончательно. «Нам нужно иметь собственные самолеты. Если мы позволим себе просто перейти к закупкам, то мы постепенно будем все покупать – от гвоздей до бриллиантов», – подчеркнул он.

 

Кто и почему дурит якутян?

 

Вот такая вот мутная и дурнопахнущая история: вместо нужного для внутриреспубликанских перевозок типа самолета был закуплен другой, неприспособленный для условий нашей республики. Летать на котором будут не наши пассажиры и не у нас в республики. А вместо разрекламированного и показанного якутянам нового типа самолета, был куплен опять старый б/у. Понятно, что он дешевле, но зачем было нам пыль в глаза пускать с презентацией? И ссылки на отмену пошлин тут явно неуместны – б/у ведь все равно купили.

 

Есть и еще такой интересный нюанс. Практически одновременно с «Якутией» о планах закупки Bombardier Q400 объявила саратовская авиакомпания «Саравиа». Там также состоялась презентация, были проведены переговоры, на которых договорились купить 3 самолета. Саратовские авиаторы уже ожидали поставки техники, как вдруг внезапно, без объяснения причин сделка была застопорена. «История с Bombardier и лизинговой компанией завершена», – лаконично заявило руководство авиакомпании. О причинах несостоявшейся сделки так и осталось неизвестно. И пошлины тут явно не причем. Не договорились?

 

Кроме того, особую, на мой взгляд, пикантность всей этой катавасии с Bombardier придают расследуемые сейчас против «Якутии» уголовные дела, связанные с другими её приобретениями. Авиакомпания «Якутия» традиционно не проводит тендеров при закупках новой авиатехники, поэтому сейчас трудно понять логику принятия решений руководством авиакомпании и якутскими властями. А вопросов в связи с этой историей очень много.

 

Кто и почему принял решение о закупке для обеспечения внутриреспубликанских нужд именно этого типа самолета? Когда, кто и почему принял решение о замене подходящего для республики 50-местного типа ВС на другой, менее подходящий 72-местный? Кто заставил генерального директора авиакомпании «Якутия» Ивана Простита и министра транспорта Семена Винокурова изменить свое мнение и приобрести Q400 якобы на замену «анов»? Какими соображениями этот кто-то руководствовался? Очевидно, что вряд ли такое решение могли принять эти товарищи, даже под руководством и с благословения вице-премьера Алексея Стручкова.

 

Кто, когда и почему принял решение о приобретении самолетов этого типа без проведения запланированных низкотемпературных испытаний? Если самолет не пройдет низкотемпературных испытаний в условиях безангарного хранения, то будет ли данное ВС использоваться на внутри республики? А если будет, то на каких маршрутах? Если по метеоусловиям самолет задержится в порту, где нет теплого ангара, хватит ли ресурса и мощности вспомогательной установки для поддержания необходимой температуры в течение продолжительного времени? Разрешено ли прогревать самолет отечественными тепловыми пушками?

 

Как отразится на расписании и частоте рейсов применение более вместительного самолета? Не придется ли, для сохранения полной загрузки сокращать частоту рейсов?

 

Где самолеты будут проходить техническое обслуживание и ремонт? Если технические работы будут производиться за пределами республики, то что авиакомпания планирует делать с высвободившимся техперсоналом после окончательного списания и замены Ан-24/26 на Bombardier?

 

Как видите, вопросов на десятки миллионов долларов, а ответов на них пока нет. Как нет ответа и на самый главный вопрос – на чем внутри республики летать будем?

 

Владимир Нифонтов,

YKTIMES.RU, 13.12.12

http://www.yktimes.ru/glavnoe/aviakompaniya-yakutiya-hronika-kuplennogo-bombardera/#comment-851

---------------

 

Куда улетает авиакомпания «Якутия»?

 

Просто семимильными шагами развивается республиканская авиакомпания «Якутия». За последний год сделан качественный рывок по наращиванию количества маршрутов и частоты рейсов. Сейчас у компании около 80 маршрутов внутри России и в страны зарубежья, по которым она перевозит свыше миллиона пассажиров, уверенно входя в топ-20 авиакомпаний России.  

 

Большой компании – большое плавание…

 

Под стать масштабам компании и государственная поддержка, которую оказывает республика своему ведущему авиаперевозчику.

 

Но что взамен получает республика от этой помощи?

 

Сейчас, согласно зимнему расписанию, авиакомпания Якутия осуществляет регулярные рейсы на 79 маршрутах. Только за последний год в список регулярных маршрутов вошли: Иркутск – Ереван, Якутск – Пекин, Краснодар – Алма-Ата, Краснодар – Ош, Краснодар – Ургенч, Москва – Дрезден, Москва – Новокузнецк, Краснодар –  Мюнхен, Краснодар – Париж, Владивосток – Екатеринбург – Краснодар,  Петропавловск-Камчатский – Анкоридж, Омск – Ганновер, Москва – Тиват (Черногория) и некоторые другие. Частота рейсов Краснодар – Санкт-Петербург увеличена до 4-х рейсов в неделю. Получены назначения на регулярные рейсы Минеральные Воды – Ларнака, Санкт-Петербург – Дрезден, Краснодар – Пекин, Сочи – Пекин.

 

И это только регулярные рейсы! О чартах и говорить не приходится – сегодня Якутия не летает разве что только в Антарктиду! Да и то, видимо,  временно.

 

Для обслуживания своей стремительно расширяющейся маршрутной сети компания также стремительно и масштабно наращивает свой авиапарк. Закуплен один Bombardier Dash 8 Q400, ожидается поставка еще двух. На днях должен поступить первый из двух заказанных Sukhoi Superjet 100. Второй будет поставлен до конца года.

 

23 ноября в Москве, в рамках Дней Якутии в Москве, состоялось подписание соглашения между компанией «Боинг – коммерческие самолеты» и ОАО «Авиакомпания «Якутия» о намерениях на поставку двенадцати самолетов Boeing 737 NG.

 

С вводом в эксплуатацию «Боингов» нового поколения, компания, в перспективе, рассчитывает выйти в тройку лидеров авиакомпаний России по пассажирским перевозкам.

 

…и большие деньги

 

Под стать масштабам компании и государственная поддержка, которую оказывает Республика Саха своему ведущему авиаперевозчику.

 

Согласно отчетам компании, в 2010 году целевое финансирование авиакомпании Якутия в виде субсидий из бюджета составило 201,5 млн. рублей, а в 2011 году оно выросло в два раза и составило уже 513,7 млн. рублей. Кроме прямого финансирования республика выделяет авиакомпании государственные гарантии на оплату лизинга, закупку топлива и осуществления текущей деятельности. В 2011 году сумма госгарантий составляла 408,3 млн. рублей, в 2012 г. составит 498,9 млн. рублей, а на 2013 год запланировано 540,8 млн. рублей.

 

Как видите, помощь увесистая и немалая. Но, повторюсь, что же республика и рядовые якутяне получают взамен?

 

Финансовое состояние не блестящее и потому авиакомпания «Якутия» каких-либо значимых дивидендов стабильно не платит. Например, за 2011 год, даже с учетом всей столь масштабной помощи, компания, согласно своим отчетам, получила «бумажной» чистой прибыли всего 6,5 млн рублей. За тот же период, по основной деятельности себестоимость продаж на 228,5 млн. рублей превысила выручку. Как результат: совокупный финансовый результат года – убыток в 44 млн рублей. Согласитесь, что ожидать каких-то крупных прибылей в бюджет республики от такой деятельности не стоит. Только налоги, да и тех не так много.

 

За последних полтора месяца в компании произошло 5 инцидентов, в результате которых повреждено 2 двигателя боингов, которым предстоят дорогостоящие ремонты. Обслуживание и ремонт все «иностранцы» авиакомпании проходят за пределами республики, соответственно, до минимума сокращен техперсонал в Якутии. Наши технари практически все остались без работы.

 

Кого только нет в Черском? Нет «Якутии»…

 

С обеспечением транспортной доступности внутри республики тоже обстоит не все гладко. Стоимость билетов на внутриреспубликанских рейсах, даже с учетом господдержки, остаются очень высокими и никаких предпосылок для снижения даже не просматривается. А пока «Якутия» увлекается расширением международных маршрутов, в республике на местных рейсах все увереннее себя чувствуют другие перевозчики – «Бурятские авиалинии», «Ираэро» или UTair.

 

Например, 10 декабря этого года, Ан-74 авиакомпании «UTair-карго» доставил в Черский 7 тонн продуктов, оборудования и других грузов для коммерсантов и Нижнеколымской ЦРБ. И в тот же день в Черском обслужили ещё два грузовых Ан-26, это были коммерческий и почтовый рейсы авиакомпаний «Бурятские авиалинии» и «ИрАэро». «Ираэро», кроме чартов, выполняет регулярный пассажирский рейс Якутск – Депутатский.

 

И надо отметить, им нравится работать в нашей республике. Как пишет ИА SakhaNews, «Экипаж «UTair-карго» доволен состоянием взлётной полосы в Черском и обслуживанием в аэропорту. «Давайте разрешение, хоть каждый день будем летать», – говорят члены экипажа».

 

И если конкуренция со стороны «Ираэро» или «Бурятских авиалиний» не страшна нашим республиканским перевозчикам, то «UTair» – это уже серьезно. Сургутчане обладают большим парком региональных самолетов, имеют базовый аэропорт в Якутии (Талакан) и вполне способны серьезно потеснить «Якутию» и «Полярников» на внутренних авиалиниях.

 

И такая опасность более чем реальна – пополняя свой авиапарк магистральными самолетами, авиакомпания «Якутия» упускает время для замены своих Ан-24/26 на современную технику. Сегодня ничего кроме существующих Ан-140 у компании нет, и не предвидится. А широко разрекламированные якутскими властями Bombardier Dash 8 Q400 такой заменой не являются. Ан-24/26 вмещает 50-56 мест, тогда как «канадец» другой типоразмерности – он берет на борт 70-78 пассажиров. А это уже другая экономика рейса. Кроме того, с базированием и эксплуатацией этого самолета есть определенные сложности.

 

В июне, на презентации этого самолета, генеральный директор авиакомпании «Якутия» Иван Простит так и сказал: «Мы предварительно знакомы с этой машиной и у нас есть желание ее приобрести. Но замечу, что для якутских аэродромов она не пойдет, слишком большая емкость, да и садится только на грунт. Если мы будем летать на ней зимой, то это получится только раз в неделю, а это не всегда выгодно. Да и пассажирам это неудобно». Тем не менее, несмотря на замечание эксплуатанта самолет этого типа был закуплен и скоро поступит в распоряжение авиакомпании. О целесообразности и особенностях этой закупки мы расскажем отдельно, в следующей статье.

 

На кого ты нас оставишь, «Якутия»?

 

По моему мнению, Bombardier Dash 8-Q400NG, конечно, нужны авиакомпании «Якутия», но нужны не для замены «анов» на внутриреспубликанских перевозках, а для обслуживания своей стремительно расширяющейся маршрутной сети за пределами Якутии. На рейсах в Японию, по Дальнему Востоку, на юге или в Европе – там и температуры подходящие, загрузка выше, и техническое обслуживание делать проще. Этот самолет, как и Superjet 100, выгоднее использовать за пределами республики. По моему мнению, «Якутия» все больше и дальше уходит из республики на прибыльные и престижные магистральные международные маршруты, оголяя внутриреспубликанские перевозки.

 

Я очень рад за успехи нашей авиакомпании, желаю ей дальнейшего развития и процветания, но меня как любого жителя республики волнует один простой вопрос – на чем, после списания Ан-24, якутяне летать будут, если, как уверял раньше Иван Простит, «кандацы» полноценной заменой «анов» не являются? Кто и на чем нас возить будет – наша родная «Якутия» неизвестно на чем или сургутский «UTair» на своих ATR?

 

И если нашей республиканской авиакомпании наши же внутриреспубликанские перевозки не интересны, то должна ли республика ей так усиленно помогать? Неужели, по мнению президента и якутских парламентариев, в Якутии нет других более важных и животрепещущих расходов нежели помощь и без того не самой бедной авиакомпании?

 

Интересы авиакомпании просты и понятны – она хочет развиваться и получать прибыль. Но куда смотрит якутская власть? Хотелось бы спросить у президента и правительства: что происходит и как она, при таком положении, рассчитывает обеспечивать конституционные права жителей республики на транспортную доступность?

 

… Слетать из Москвы в Мюнхен рейсом авиакомпании «Якутия», конечно, хорошо, но в Депутатский на собаках ехать почему-то совсем не хочется…

 

Владимир Нифонтов,

YKTIMES.RU, 12.12.12

http://www.yktimes.ru/glavnoe/kuda-uletaet-aviakompaniya-yakutiya/

.