Когда в составе нового, утвержденного в мае сего года, кабмина появилось новое ведомство - Минвостокразвития, - это казалось многим здравомыслящим людям маленькой победой здравого смысла над многолетней глупостью государственной бюрократии, которая и привела к такой ситуации, когда треть огромной территории страны фактически оказалась выведенной за черту нормального существования.

 

http://minvostokrazvitia.ru/
http://minvostokrazvitia.ru/

 

То, что Сибирь и  Дальний   Восток  по объему нерешенных проблем вполне «заслужили» по свою честь отдельного ведомства уже давно представлялось очевидным. Минрегион, конечно, министерство в некотором смысле могущественное (особенно по власти над бюджетными ассигнованиями), но его ресурсов даже при условии самого ответственного их применения, было явно недостаточно. И вот, наконец, разродились конторой, наделили ее и по факту и в проекте хорошими полномочиями, дали напутствий громадье - и, благословя, запустили в работу. Конечно, предчувствия нехорошие где-то щемили душу, что запустится, подобно компьютерному вирусу, проклятый закон российской бюрократии, сформулированный незабвенным Виктором Черномырдиным: «хотели как лучше, получилось как всегда». И, похоже, опасения эти оказались все же небезосновательными...

 

Как-то мы уже успели довольно быстро привыкнуть, что к новому составу кабмина Владимир Владимирович весьма строг - даром, что возглавляется правительство его давним другом и вроде как пока еще «тандем-партнером» (по крайней мере, на официальном уровне никто иного пока не заявлял), но все же устроенный президентом в минувший четверг разнос новорожденному ведомству Виктора Ишаева стоит в череде подобных особняком — хотя бы в силу того, что может иметь куда более серьезные принципиальные последствия. Не случайно после не то чтобы строгого, а скорее нервного президентского взыскания с ведомства за медлительность ряд политических мозговедов тут же заключили: ведомство, вероятно, будет вовсе распущено за ненадобностью.

 

Насколько справедливым окажется такой прогноз судить можно будет, правда, не ранее следующей весны. Во всяком случае, сам Владимир Путин в ходе жесткого диалога с Ишаевым дал понять, что ждать конструктивных шагов от Минвостокразвития согласен, но не бесконечно. «Беспорядок и коррупция, конечно, крайне тяжелы. Мы посчитали, что мы теряем порядка 300 млрд рублей в год. Что-то недоосвоено, не выполнены лицензии, что-то уведено в сторону, разница в таможне», - пожаловался главе государства г-н Ишаев, добавив, что для продажи биоресурсов надо бы ввести систему электронных торгов и исключительно на аукционах с единой базой данных с целью максимальной прозрачности. В ответ Путин поинтересовался у министра, что же до сих пор мешало ввести подобную систему, на что получил универсальный ответ - отсутствие соответствующей законодательной базы. Но Виктор Ишаев тут же отметил, что работа над ним уже идет.

 

Эта дежурная оговорка заметно задела главу государства: «Опять вы будете работать пять лет. Давайте законы-то, проект давайте», - взмолился Владимир Владимирович. Мог ли глава Миностокразвития отказать ему в этой просьбе? В итоге президент с министром договорились о том, что предложения по законопроекту (не сам законопроект!) будут готовы в первом квартале 2013 года. Владимиру Путину не осталось ничего, как распорядиться внести соответствующий пункт в решение заседания Госсовета. Таким образом, как минимум грядущий новый год Виктору Ивановичу доведется встретить в статусе министра действующего министерства по развитию Дальнего Востока. А вот как и в каком качестве встретит следующий - зависит уже от того, насколько ведомство сможет убедить Кремль в своей толковости.

 

Но как бы тут не обмануться, уповая на то, что все проблемы Дальнего Востока якобы сводятся исключительно к отсутствию закона об электронных торгах. Внесут же законопроект, кто бы сомневался, если не совсем уж конченные лентяи и самоубийцы. Бумаги разве жалко? Но потому стоит ли и так спешить с оценками? Эффективность ведомства хорошо было бы проинспектировать хотя бы в первую годовщину его существования. Да и то понимая при этом, что оценивать придется в лучшем случае, увы, лишь запущенные в работу проекты, а не завершенные. Слишком большой и сложный фронт работ. Тут по-хорошему даже не отдельное министерство было бы уместно, а, быть может, позиция вице-премьера по вопросам развития Дальнего Востока, который координировал бы на должном уровне работу стратегических для этого региона отраслей. Упразднение же министерства стало бы, чувствуется, сравнимо с тем, как если бы в больнице смертельно больному пациенту вдруг отключили искусственное поддержание жизни, руководствуясь соображениями об экономии электроэнергии.

 

О судьбе Минвостокразвития и самого Дальнего Востока в беседе с обозревателем KM.RU рассказал председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, лидер «Движения развития» Юрий Крупнов:

 

- На самом деле президент высказал простую мысль: он понимает, что пройдет и два года, и сколько угодно, а в деятельности министерства ничего не изменится, если все оставить так, как есть. На самом деле в этом плане президент говорил не столько про Минвостокразвития, не столько персонально про Ишаева, сколько про то, что в принципе практически уже не осталось здравых сил для управления страной. Мы видим, что на Госсовете сидят какие-то сонные, несчастные люди, бормочут какие-то заклинания и не исходит от них никакой яркой идеи, мысли, понимания, как же следует решать проблему с Дальним Востоком - ну хотя бы в общих чертах.

 

У элиты нет элементарного понимания, что без превращения Дальнего Востока в форпост российского развития, без придания этому региону некоего гиперстатуса разрешить накопившийся там груз проблем просто невозможно. А вместо этого нам перечисляется набор известных мер, которые умрут уже через месяц в «желудке» правительства, когда будут обсуждаться. И возникает ощущение полной безысходности, тупиковости и бессмысленности происходящего.

 

Вообще Госсовет, если к нему присмотреться, представляет собой нынче какой-то театр абсурда: сидят взрослые мужики и просто перекладывают из пустого в порожнее. Вот если бы там речь шла о том, что крыша прохудилась в их особняках, либо о каких-то иных вопросах, касающихся лично их благополучия - тут был бы и живой интерес и стремление быстро и качественно принимать решения.

 

А так там присутствовали люди, которым  Дальний   Восток  просто  не   нужен. Вот в чем проблема. Поэтому дело не в отдельном министерстве, а в том, что власть по сути переживает полный кадровый и управленческий дефолт.

 

Виктор Мартынюк,

«KM.ru», 01.12.12

http://www.km.ru/v-rossii/2012/12/01/pravitelstvo-rossii/698544-nashei-elite-dalnii-vostok-ne-nuzhen#

 

Справка KM.RU

Дальневосточный федеральный округ был образован указом президента РФ от 13 мая 2000 года со «столицей»  в Хабаровске.

Занимает территорию в 6,2159 млн кв. км, являясь самым большим федеральным округом Российской Федерации.

Включает в себя Амурскую, Магаданскую, Сахалинскую и Еврейскую автономную области, Камчатский, Приморский и Хабаровский края, а также Республику Саха (Якутия) и Чукотский автономный округ.

.