Как известно, существует множество вопросов, на которые нет ответов. Что появилось раньше – курица или яйцо? Может ли Бог знать больше, чем он знает, тогда как известно, что он всё знает и всё может? Что будет, если неудержимый носорог налетит на несокрушимую скалу?

Сюда же многие – и не без оснований – относят вопрос: можно ли победить коррупцию, если принято считать, что она неодолима? Не относя себя к числу специалистов по решению проблем такого рода, я все же попытаюсь дать несколько советов тем, кто обязан бороться с нею, то есть с коррупцией, не только по велению сердца, но и по долгу службы, который исполняется отнюдь не бесплатно. Разумеется, мои рекомендации будут всего лишь советами дилетанта, с ними можно соглашаться или не соглашаться, принимать их или не принимать.

Не могу не вспомнить по этому случаю одну из сентенций моего командира отделения младшего сержанта Бербеницкого: «Иметь мысли в голове никому не запретишь, а как дойдет до дела, всё будет так, как прикажет старшина роты».

Но давайте сначала определимся, что же такое коррупция, о которой в последнее время разговоров больше, чем о футболе и Филиппе Киркорове вместе взятых. Формулирую: коррупция – это использование в преступных целях тех полномочий, которыми по закону наделены должностные лица для деятельности на благо общества.

Взятки? Да, конечно. Тут нам есть чем гордиться – по взяточничеству, точно так же, как в балете и в фигурном катании, мы занимаем одно из первых мест в мире. Российский чиновник, избалованный безнаказанностью, берет «на лапу» решительно за всё – за то, чтобы не проводить проверку или, проведя ее, отвести от проверяемого всякие подозрения; за то, чтобы что-то разрешить или, наоборот, запретить; за свою подпись, которую можно поставить сегодня, а можно – через месяц, два, три, вгоняя тем самым кого-то в немалые убытки.

А так называемый откат, виды которого поистине неисчислимы! Тут тебе и договор с частной фирмой на исполнение каких-то работ, заключенный вне конкурса или по итогам липового конкурса, но с обязательным возвратом части полученных сумм лицу, от которого зависело решение вопроса; тут и вопрос об отводе земельного участка под строительство очередного супермаркета, офиса или элитного жилья; тут и продажа или сдача в аренду муниципальной недвижимости по смешным ценам.

О многообразии форм коррупции наглядно свидетельствует ситуация, сложившаяся нынче в мэрии города Владивостока. Служащие этого замечательного учреждения все больше обживают камеры следственного изолятора, взятие же под стражу самого мэра Владимира Николаева отодвинуло на второй план даже такое знаменательное событие, как суд над бывшим градоначальником Юрием Копыловым. Вот фрагмент передачи Российского радио, запись которой я сделал утром 8 марта:

«Дожидаться начала судебного процесса главе Владивостока предстоит в СИЗО, куда его привезли после сегодняшних слушаний. Расследование между тем продолжается, и к одному уголовному делу теперь прибавилось второе. Как выяснило следствие, в марте прошлого года мэр незаконно сдал в долгосрочную аренду несколько участков земли. Участки относятся к лесам 1-й категории – это значит, что на них нельзя вести хозяйственную деятельность, а если и рубить деревья, то только сухостой. Земли находятся в федеральной собственности, и распоряжаться ими уполномочен лишь Владивостокский лесхоз.

Однако Николаев решил взять эти обязанности на себя и выписал талоны на вырубку деревьев в районе улицы Сахарный Ключ во Владивостоке. В результате под топор без разбора пошло 30 кубометров леса. Ущерб прокуратура оценила почти в три с половиной миллиона рублей. В сумме с первыми незаконными растратами Николаева это зашкаливает уже за 11 миллионов.

Напомню, мэра обвиняют в найме личной охраны и покупке авиабилетов за государственный счет плюс в незаконных манипуляциях с землей.

Ближайшие коллеги и соратники Николаева, в том числе вице-мэр Владивостока Алан Будаев, сейчас тоже под следствием. По данным прокуратуры, чиновники перегоняли крупные суммы из городского бюджета через подставные фирмы, и часть этого ручейка направлялась прямиком в их карманы».

Скажу откровенно, мне даже немного жаль Владимира Николаева. Ну, да, имеются в его прошлом обстоятельства, которые он сам, наверное, не прочь вычеркнуть из своей биографии. Но Бог с ним, с прошлым, куда важнее настоящее, и оно открывало прекрасные перспективы перед Николаевым, молодым, энергичным человеком, получившим доверие избирателей.

Помнится, после избрания Владимира Викторовича мэром я писал, что первоочередные задачи новой администрации – покончить с копыловщиной, прекратить разбазаривание муниципальной собственности, нецелевое расходование бюджетных средств, остановить лесоповал, мощение улиц дурацкой брусчаткой, наладить подготовку города к зиме, не допускать необоснованного роста тарифов на коммунальные услуги.

И что же? Все произошло «с точностью до наоборот». Это касается и вырубки деревьев, и мощения тротуаров плиткой вместо того, чтобы приводить в порядок улицы и лестницы на откосах, а уж касательно тарифов ЖКХ и махинаций с бюджетными средствами и говорить нечего. Третью зиму подряд администрация демонстрирует свою полнейшую беспомощность, и это наряду с целым букетом уголовных дел по фактам махинаций разного рода.

Каюсь, раньше я думал, что после копыловского правления нас уже ничем не удивишь. Ан нет, чем дальше в лес, тем больше дров, и похоже, что с приходом каждого нового градоначальника положение дел будет все больше усугубляться. То есть забота о населении продолжит скукоживаться, словно шагреневая кожа из одноименного романа Бальзака, а количество чиновников, движимых единственной целью – наворовать, спрятать наворованное и вовремя смыться, - будет неудержимо расти.

Особенно это касается мэров, из которых, кажется, скоро ни одного не останется на свободе.

По этой причине в гуще народных масс появилось мнение, что надо наносить упреждающие удары – отправлять мэров на нары сразу после избрания, не дожидаясь, пока они проворуются. Некоторые с этим не согласны и предлагают еще более радикальный вариант – отдавать под суд уже за одно только желание стать градоначальником. По мне, так и те, и другие несколько перебарщивают, можно обойтись и без репрессивных мер, если сделать упор на профилактику. Но об этом немножко позднее. А сейчас о некоторых странностях, наблюдаемых в самых высоких сферах благословенного нашего государства.

Недавно народ узнал фамилию главного стрелочника, на которого возлагается вина за отсутствие льготных лекарств в аптеках. Кто он, этот отпетый негодяй, учинивший беспрецедентное издевательство над инвалидами и стариками? Оказывается, не министр здравоохранения и соцразвития Михаил Зурабов, под крылышком, а я не сомневаюсь, что и при участии которого действовала банда коррупционеров, нет, он, конечно же, здесь не при чем.

Виноватым номер один назначен Рамил Хабриев – руководитель подведомственной Зурабову службы Росздравнадзора. Именно его освободил от занимаемой должности глава правительства Михаил Фрадков. Наверняка в деятельности господина Хабриева можно найти немало просчетов и упущений, но что касается злоупотреблений в расходовании средств, отпущенных государством на закупку льготных лекарств, то этим он явно не занимался.

А сам же министр не получил даже выговора. Он, судя по всему, продолжает пользоваться доверием и у президента, и у премьера. Более того, объявив об увольнении Хабриева, премьер попросил министра разобраться и с руководителями здравоохранения в некоторых субъектах федерации. Заметьте – не потребовал, а именно попросил, оказывая полное доверие. Он так и сказал: «К вам просьба, Михаил Юрьевич…».

Весьма элегантно вывела Зурабова из-под удара фракция «Единой России» в Государственной думе. Являясь в парламенте полноправной хозяйкой, она вновь, не первый уже раз, отвергла предложение заслушать министра на пленарном заседании.

Оправдывая такую снисходительность, единоросс Андрей Исаев, председатель Комитета Госдумы по труду и соцполитике, заявил, что все равно депутаты сейчас ничего нового от Михаила Юрьевича не услышат, и потому «медведи» выдвигают следующий ультиматум: «Либо министерство сейчас берется и в течение двух недель предлагает разумный, осознанный развернутый план по выводу ситуации из кризиса, либо на Хабриеве не надо останавливаться. В отставку должен уйти министр».

Итак, чего требуют единороссы? Срочно исправить положение, немедленно приступить к выполнению обязательств, принятых на себя государством, прекратить мучения ни в чем не повинных людей? Да нет же! Надо всего лишь представить «разумный, осознанный развернутый план по выводу ситуации из кризиса». Можете не сомневаться, что коррумпированное Минздравсоцразвития хоть десять таких планов представит, а Михаил Зурабов с блеском доложит их в Госдуме, лишь бы не быть отстраненным от сытной кормушки.

Не знаю, как вам, уважаемые читатели, а мне кажется, что коррупцию, буквально разъедающую общество, можно обуздать только посредством системного подхода к борьбе с нею, с помощью не подлежащих двойному и тройному толкованию мер, главным образом профилактического характера. И я, прошедший суровую школу младшего сержанта Бербеницкого, эти меры предлагаю.

Первое. Кандидат в депутаты любого уровня, претендент на должность в органе государственной или муниципальной власти должен обнародовать сведения о своих прошлых судимостях, о земельной собственности, недвижимости, о доходах своих и членов своей семьи. Сведения эти могут быть проверены в любое время, и тот, у кого они окажутся ложными, снимается с выборов или увольняется от должности после избрания либо назначения на нее.

Второе. Должностное лицо, обладающее распорядительными или контрольными полномочиями, обязано ежегодно декларировать свои и членов своей семьи доходы и расходы, а налоговые инспекции - сопоставлять то и другое, требовать пояснений и в случае необходимости направлять материалы в следственные органы.

Третье. Лица, занимающие руководящие должности в органах государственной и муниципальной власти, обязаны не реже одного раза в год проходить проверку на полиграфе («детектор лжи»). Отказ от проверки является основанием для немедленного увольнения и сообщения об этом в органы прокуратуры.

Четвертое. Действие иммунитета от уголовного преследования в отношении депутатов, членов Совета Федерации, федеральных судей и других обладающих им лиц может приостанавливаться при предъявлении обвинения в коррупции. Решение об этом принимается судом.

Пятое. Повышается ответственность за преступления коррупционного характера (взяточничество, злоупотребление служебным положением, превышение должностных полномочий в корыстных целях). Увеличиваются сроки лишения свободы, предусмотренные за эти преступления, отбывают их осужденные в колониях строго режима. Условно-досрочное освобождение возможно не ранее, чем после отбытия двух третей определенного судом срока. В качестве дополнительного наказания вводится конфискация имущества.

Представляю, как возмутится этими предложениями большинство чиновничьего и депутатского сословия. Мол, это же дискриминация, нарушение прав человека! Почему мы должны отчитываться перед всем миром о своем имущественном положении, проходить тест на «детекторе лжи»?

Отвечаю вопросом на вопрос: а почему шахтер должен спускаться под землю, моряк месяцами не бывать дома, милиционер с риском для собственной жизни задерживать преступника? Потому что таковы условия их работы, и никто не считает это попранием гражданских прав.

Разве кого-то заставляют служить в мэрии, баллотироваться в депутаты, занимать министерское кресло? Не хочешь – работай учителем, библиотекарем, слесарем, токарем, пекарем. Тогда и речи не будет идти о декларации доходов и расходов. Ах, тебе хочется руководить другими людьми, получать большую зарплату, ездить в персональном автомобиле? Тогда изволь мириться с некоторыми неудобствами, предусмотренными законом для тех, кто идет во власть и может (человек слаб!) злоупотребить ею.

Кстати, я не считаю, что бороться с коррупцией надо посредством одного только кнута – не будет лишним и пряник. Например, в виде надбавки к зарплате за каждые три года беспорочной службы. Надеюсь, чиновники не станут возражать против такого унижения их человеческого достоинства.

 

Валерий Куцый,

«Арсеньевские вести», № 12, 21.03.07

 

Р.S. У футбольной команды «Луч» новое приобретение – два сербских игрока. Слушайте, а может есть смысл перекупить у Романа Абрамовича целиком его «Челси»? Денег-то, видимо, в краевой казне куры не клюют, так чего мелочиться. Ну, ЦСКА, погоди!

В.К.