Над головой председателя Законодательного собрания Приморского края Евгения Овечкина никак не рассосется переменная облачность, то показывающая куски синего неба, то переходящая в грозовые осадки.
Овечкин — типичный представитель «дарькинских». Это выходец из бизнеса, успевший поработать в краевой администрации вице-губернатором и руководителем аппарата, затем ушедший в «реальный сектор экономики» и осенью прошлого года вернувшийся в публичную политику. Очевидно, что он прошел в депутаты и занял пост спикера ЗС с подачи Дарькина — своего давнего (еще со времен учебы в ДВВИМУ) близкого товарища. Однако после неожиданного добровольно-принудительного ухода Дарькина в конце февраля Овечкин оказался без «крыши». Тут же появились слухи — впоследствии не нашедшие подтверждения — о наличии у Овечкина вида на жительство в США; одно из местных изданий по ряду причин сделало предположение, что судьба Овечкина теперь зависит от позиции приморского УФСБ.
В апреле стало известно, что Арбитражный суд Приморского края рассматривает дело об обстоятельствах банкротства ООО «СТ Шипменеджмент», входившего в «овечкинский» холдинг S&T Group, и что в случае удовлетворения искового заявления Овечкину сотоварищи придется выплатить крупную сумму. Кстати, именно Овечкин, согласно опубликованным сведениям о доходах за 2011 год, оказался самым состоятельным среди коллег-депутатов.
Стоило ли при таком информационном фоне удивляться известию о том, что в начале апреля Овечкин убыл в отпуск, а потом неожиданно, не возвращаясь во Владивосток, продлил его до 5 мая? Понятно, что злопыхатели успели уже предположить: Овечкин из этого «политического» отпуска не вернется. Назывались даже фамилии предполагаемых сменщиков Овечкина на посту спикера — от опытных экс-спикеров Сопчука и Горчакова до Текиева, долгое время работающего на позиции вице-спикера. Помимо анонимных «экспертов» о скором смещении Овечкина высказался политический оппонент — депутат Госдумы от Приморья коммунист Алексей Корниенко.
Однако на днях Овечкин неожиданно для многих вернулся во Владивосток, прервав отпуск, и провел заседание фракции единороссов, а вчера — и заседание ЗС. «Я не собираюсь покидать пост председателя парламента. Если, конечно, не будет команды сверху. Тогда я уйду, так как уважаю власть и приму любое решение по поводу моей персоны», — заявил Овечкин РИА PrimaMedia в перерыве. Кроме того, он заверил, что арбитражный суд только что рассмотрел вопрос, о котором упоминалось выше, и оставил иск без удовлетворения.
То есть все у спикера вроде бы хорошо. А самое главное, с лояльностью хорошо — он не стал говорить, что раз депутаты выбрали его спикером, то он и будет работать спикером до победного; нет, Овечкин в соответствии с неписаными законами византийско-российской политики заявил, что готов исполнить любую «команду сверху». Что ж, это, по крайней мере, честно.
Человеку, знающему механизмы слухообразования, домыслы о будто бы неизбежной скорой отставке Овечкина могли бы показаться безосновательными. Если бы не одно обстоятельство — российские традиции, в соответствии с которыми прошлогоднюю траву принято по весне выжигать. Да, новый губернатор Миклушевский взял в свою команду ряд «дарькинских» вице-губернаторов, но, во-первых, только тех, кто показался ему (или еще кому-то) незаменимым, а во-вторых, вряд ли надолго. Овечкин же едва ли может похвастать незаменимостью того же Костенко. По большому счету, главным достоинством Овечкина, позволившим ему стать спикером, были доверительные отношения с Дарькиным. К марту текущего года это достоинство не просто сошло на нет, но приобрело ровно противоположный знак. Так что вопрос, несмотря на «триумфальное» возвращение Овечкина, остается открытым.
Кузьмичев Егор,
«Новая газета во Владивостоке», №133, 26.04.12