За последних два месяца на Якутию обрушился поток малоприятных известий, ставящих под большое сомнение её будущее как богатой  и высокоразвитой республики удобной для жителей и полезной для России.  

 

Канкунская ГЭС

 

6 марта 2012 года стало известно, что энергетики «Русгидро» вычеркнули строительство Канкунской ГЭС в Южной Якутии из инвестиционных планов компании. Как написала РБК daily: «В этом году «РусГидро» завершит проектирование Канкунской ГЭС (Республика Якутия), потратив на эти цели 860 млн руб., но строить станцию компания не будет, рассказал РБК daily источник в правительстве. «РусГидро» не будет реализовывать никаких проектов без гарантий возврата средств», — подтвердил глава «РусГидро» Евгений Дод. Решение об отмене «канкунского проекта» уже принято, в этом году «РусГидро» лишь завершит проектирование станции, отмечает источник РБК daily в правительстве. По словам топ-менеджера, строительство Канкунской ГЭС возможно лишь в случае прямого госфинансирования».

 

Но даже такая сокращенная инвестиционная программа «Русгидро» у федеральных чиновников восторга не вызывает и денег на нее пока не дают. 2 апреля 2012 года на своем заседании Наблюдательный совет Внешэкономбанка (ВЭБ) на заседании не рассмотрел, как планировалось, сделку по покупке госкорпорацией 11,02% казначейских акций «РусГидро» за 63,1 млрд руб. Более того, как пишет «Коммерсант», сделка может вообще сорваться – она отложена на неопределенный срок.

 

Как известно, согласиться купить акции «РусГидро» за цену почти в полтора раза дороже рыночной ВЭБу пришлось под давлением правительства. Председатель правительства России Владимир Путин на правительственной комиссии по энергетике 19 декабря 2011 года заявил, что нужно «проработать вопрос о применении источников финансирования для того, чтобы было можно докапитализировать «РусГидро» с целью обеспечения реализации инвестпрограммы».

 

Без этой сделки или другого, аналогичного, источника привлечения госденег строительства Южно-Якутской ГЭС не будет. Обращение президента Якутии Егора Борисова к полпреду Владимиру Ишаеву с просьбой «вмешаться в ситуацию» пока не к чему не привело.

 

По состоянию на сегодня, инвестпрограмма «РусГидро» не утверждена, сделка с ВЭБом отложена на неопределенный срок, денег нет, а сами энергетики говорят так: «Исключение из инвестпрограммы двух крупнейших проектов нового строительства – Ленинградской ГАЭС (1,56 ГВт) и Канкунской ГЭС (1,2 ГВт) – создало существенный потенциал для дальнейшей оптимизации источников финансирования».

 

Тимир

 

28 марта стало известно, что ГМК Тимир согласовала новые сроки строительства металлургического завода в Якутии в рамках своего железорудного проекта. По словам представителей Evraz: «Роснедра разрешили ГМК начать строительство комбината не в 2014 году, как требовало лицензионное соглашение, а после 2020 года». Вице-президент АЛРОСА Сергей Пушкин подтвердил эту информацию. Кроме того, как сообщил «Коммерсант», сроки по Тарыннахскому ГОКу проектной стоимостью $2,5 млрд, как и по комбинату, были сдвинуты – окончание строительства ГОКа теперь ожидается не в 2016 году, как было запланировано изначально, а в 2024 году.

 

Поэтому неудивительно, что на своей телефонной конференции 28 марта 2012 года президент Evraz Александр Фролов сразу четко очертил интересы компании:  «Evraz планирует в течение 5 лет инвестировать в Таежное железорудное месторождение проекта «Тимир» 1,5 млрд долл». Про остальное он скромно умолчал…

 

4 апреля 2012 года ИА «Бизнес ТАСС» со ссылкой на информацию компании сообщило об инвестиционных планах Evraz Group на 2012 год. «Инвестиционная программа Evraz Group предполагает вложения в развитие активов в РФ на сумму $1,2 млрд. – чуть меньше, чем год назад ($1,281 млрд.)». Информация прошла на фоне разочаровывающей отчетности компании по итогам 2011 года.

 

Как отметили аналитики ВТБ: «Несмотря на хорошую выручку (на 3% превзошла консенсус-прогноз), EBITDA за IV квартал 2011 г. оказалась слабой ($497 млн), на 6% ниже консенсус-прогноза, неожиданно с трудом достигнув прогноза самой компании на уровне $500-600 млн. Совокупный долг остался на уровне предыдущего квартала, составив $7,2 млрд, а чистый долг сократился на 3% до $6,4 млрд».

 

Не стоит забывать, что кроме «Тимира» Evraz претендует и на стальные активы горнодобывающей компании Anglo American в ЮАР – компанию Scaw Metals. Цена сделки с африканцами может составить $ 500–750 млн. Актив может стать дополнением к уже принадлежащей холдингу южноафриканской компании Highveld Evraz, отмечают эксперты. В 2011 году Scaw Metals снизила операционную прибыль на 76%, до $40 млн, а производство металлопродукции сократила на 5% – до 677 тысяч тонн.

 

Этот инвестиционный проект Evraz Group развивается параллельно со сделкой по покупке Тимира. Еще год назад г-н Фролов заявлял прессе: «Нас интересуют железорудные и сталелитейные активы в Южной Африке… Evraz рассматривал проект Scaw Metals Group компании Anglo American».

 

Учитывая все эти обстоятельства, я думаю, что на Тимире, как комплексном железорудном проекте, имеющем важнейшее значение для развития Якутии, можно ставить жирную точку. В том виде, в каком он был задуман, реализовывать проект никто не собирается. Без дешевой электроэнергии и хороших капиталовложений о каком-либо нормальном экологически чистом металлургическом производстве можно забыть.

 

Кроме того, без газа даже простое обогащение руды и производство окатышей рискует превратиться в довольно грязное производство, наносящее большой урон окружающей среде. А, как известно, строительство газопровода с Чаянды не стоит в первоочередных планах Газпрома. Более того, в этом году Газпром радикально – на 64 % – сократил свою инвестпрограмму, и обещал дальше продолжить оптимизацию своих инвестиционных расходов.

 

По моему мнению, в самом лучшем случае на Таежном будет производиться концентрат, аглоруда и прочее неподготовленное железорудное сырье для металлургических заводов Evraz. На этом все и закончится…

 

Мост

 

И в довершение всего, как гром среди ясного неба, прозвучали слова Владимира Путина о строительстве моста через Лену: «Проект очень дорогой. По предварительным оценкам, он будет стоить 79 млрд рублей. Надо как следует все просчитать, определить оптимальные варианты. Там есть вариант и тоннелей, и мостов, и т.д. Нужно понять, куда эта дорога приведет, и какой будет экономический эффект от этого строительства. Я не говорю, что его не нужно строить, но надо все взвесить, подумать просто».

 

И это после всех заверений Егора Борисова: «По этому поводу у меня была встреча с премьером российского правительства Владимиром Путиным. На ней мы обсудили строительство авто- и железнодорожного моста через реку Лена… В обеих программах мост есть. Владимир Владимирович поддержал наши предложения, по итогам встречи им были даны поручения, для реализации которых и велась наша работа в последующем». Глава Якутии торжественно объявлял на своем сайте: «что этот переход обязательно будет, публично заявил сам президент России Дмитрий Медведев в памятный день укладки «золотого звена» на станции Нижний Бестях в ноябре прошлого года».

 

Депутат ГД Федот Тумусов так прокомментировал ИА SakhaNews слова премьер-министра: «Исходя из содержания вопроса и ответа В.В.Путина, можно сделать вывод, что отношение Российского правительства к строительству совмещенного моста, скорее всего, будет отрицательным. Хорошо, если будет принято решение о строительстве автомобильного моста». Пожалуй, с этой оценкой можно согласиться.

 

Фактически Федеральный центр придерживается такой позиции: хотите мост получше – доплатите из своего кармана. Но где взять такие деньги (около 800 млн долларов) глубоко дотационной республике? Единственный значительный актив, который есть у Якутии – это 32 процента акций АЛРОСА. И как раз сейчас дело идет к приватизации части акций компании. По оценкам экспертов, денег, вырученных от приватизации 7 процентов принадлежащих республике акций, как раз хватит на постройку полноценного совмещенного моста.

 

Софинансирование проектов – вещь хорошая и полезная, но тут возникает один маленький нюанс – строительство и содержание мостов, тоннелей, нефтепроводов, а так же прочей стратегической инфраструктуры является исключительной прерогативой федерального центра. Наравне с обороной и иностранными делами. В числе прочих, именно на эти цели собираются федеральные налоги. Почему народ Якутии должен платить за все эти объекты дважды?

 

На мой взгляд, сейчас мы наблюдаем, как рассыпается стройный план промышленного развития Якутии. Как буквально у нас на глазах хоронится наше будущее. А президент Якутии – Егор Борисов – не в состоянии защитить перед федеральными чиновниками и крупными бизнесменами ранее завоеванные республикой позиции.

 

Все эти неприятные известия, по моему мнению, предельно наглядно показывают одно: авторитет президента Якутии в глазах федералов находится на неприменимо низком уровне. Что все громкие пиарные заявления и красивые места во всевозможных рейтингах – просто пшик.

 

На мой взгляд, по сравнению с предшественниками, лоббистские возможности нынешнего Президента Саха (Якутии) Егора Борисова в деле защиты интересов республики близки к нулю…

 

Владимир Нифонтов,

YKTIMES.RU, 18.04.12

http://www.yktimes.ru/glavnoe/lobbistskie-vozmozhnosti-egora-borisova-vyizyivayut-somneniya/

.