Сейчас, когда развернулась борьба против «офшорной экономики», АК «АЛРОСА» не может не привлечь внимания. Дело в том, что «АЛРОСА» официально имеет десятки зарубежных компаний, которые зарегистрированы в офшорных зонах. На их финансирование в 2010-2011 годах она истратила 2,572 млрд долларов...
Где же прибыли?
Многие зарубежные проекты АК «АЛРОСА» являются убыточными. Яркий пример - проект Dark Oil в Анголе, на который истрачено 28 млн долларов. По состоянию на 1 сентября 2011 года рыночная стоимость доли АК «АЛРОСА» в ангольском нефтяном консорциуме Dark Oil составляла... чуть менее 2,6 млн долларов.
Среди офшорных компаний «АЛРОСА» есть и созданные для узких целей. Например, зарегистрированная на Кипре компания Constyle Ltd создана для содержания сверхдальнего реактивного самолета бизнес-авиации Gulfstream Aerospace G-V. На выделенный ей «АЛРОСА» не погашенный до сих пор заем на сумму 40,6 млн долларов и был приобретен Gulfstream Aerospace G-V, кстати, с балансовой стоимостью 33,9 млн долларов. Самолет сдается в аренду фирме Societe Generale Equipment Finance, которая в своей финансовой отчетности отразила, что только за 2010 год перечислила на счета Constyle Ltd арендный платеж в размере 15,8 млн долларов. Но по данным СМИ эта сумма... не отражена в бухгалтерском балансе АК «АЛРОСА».
Офшорные компании удобны для реализации схем, которые желательно провести вне российской юрисдикции и российского финансового и налогового контроля, чтобы возникало поменьше вопросов. Но самая последняя операция АК «АЛРОСА» с использованием офшорных схем все же от вопросов не избавила, причем вопросов крайне серьезных.
В конце марта 2012 года АК «АЛРОСА» стала владельцем двух газовых компаний: ЗАО «Геотрансгаз» и ООО «Уренгойская газовая компания». Она выкупила у банка ВТБ по 90% акций обеих компаний. Сумма сделки составила 1,037 млрд долларов. Для уплаты этой суммы, компания выпустила евробонды на сумму 1,26 млрд долларов. И это при том, что 2011 год АК «АЛРОСА» закончила, имея громадные долги - на сумму 92,923 млрд рублей. Теперь к этим 93 млрд рублей добавились почти 30 млрд рублей новых долгов.
Пикантность ситуации заключается в том, что АК «АЛРОСА», по сути, купила одни и те же компании дважды. В первый раз, в 2005-2006 годах за них было уплачено 440 млн долларов банку Morgan Stanley. Причем во многих сообщениях утверждалось, что Morgan Stanley выкупил эти газовые активы всего за 200 млн долларов, что подтверждается его бухгалтерской отчетностью, т.е. переплата «АЛРОСА» составила 240 млн долларов.
В октябре 2009 года «АЛРОСА» продала газовые компании банку ВТБ за 620 млн долларов. Хотя банк ВТБ был готов, как писали СМИ, заплатить за эти активы даже 700 млн долларов.
То есть, почему-то АК «АЛРОСА» предпочла продать эти активы на 80 млн долларов дешевле, чем покупатель был готов заплатить. Теперь «АЛРОСА» отдала за эти компании 1 млрд 37 млн долларов. Что ж это за активы, которые стоят таких денег и почему их цена при обратном выкупе выросла на 40,2% или на 417 млн долларов?
Кстати, когда АК «АЛРОСА» продавала эти газовые активы группе «ВТБ», то утверждалось, что обратного выкупа не будет. Тогда почему вдруг менеджеры АК «АЛРОСА» и ВТБ поменяли свое отношение к этим газовым компаниям?
«Геотрансгаз»:
История вопроса
Прежде чем рассуждать о том, что стояло за этой сделкой, нужно обратить внимание на «Геотрансгаз». Предприятие, созданное в 1996 году, принялось разрабатывать южную часть Берегового газоконденсатного месторождения с запасами в 10 млн тонн нефти и газоконденсата и 50-60 млрд куб. метров газа.
«Геотрансгаз» сумел в 2000 году запустить в эксплуатацию три скважины для поставки газа в пос. Уренгой, начал добывать газоконденсат и перерабатывать его в бензин, вести геологоразведочные работы. В 2005 году компания добыла уже 3,3 млрд куб. метров газа в год.
«Геотрансгаз» владеет всего лишь 20% месторождения, запасы которого на 2005 год оценивались уже не в 50-60, а в 325 млрд куб. метров газа. Остальное находилось в собственности у «Сибнефтегаза» - дочерней компании «Итера».
В апреле 2008 года «Геотрансгаз» вдруг приостановил добычу газа и конденсата. Судя по сообщениям в прессе, промышленной добычи и сегодня не ведется, и начать ее собираются только в 2014 году.
Каковы сейчас запасы в этой части Берегового месторождения, сказать также весьма затруднительно. На момент продажи «Геотрансгаза» банку ВТБ, по данным СМИ запасы составляли 50-70 млрд куб. метров газа. В разных публикациях называлась цифра 107 млрд куб. метров газа и 17 млн тонн конденсата. Подобный разнобой в оценках сам по себе вызывает недоумение, и позволяет утверждать, что геологоразведка на месторождении явно не закончена, поэтому полной ясности в оценке запасов углеводородов нет.
По имеющейся информации, ЗАО «Геотрансгаз» с 2008 года приостановил добычу газа и газоконденсата и до сих пор ее не возобновил. Да и промысел находится еще в стадии строительства. Из сказанного можно сделать один интересный вывод. АК «АЛРОСА» покупала «Геотрансгаз» в «рабочем состоянии», а продавала ВТБ и снова покупала его уже в «нерабочем».
По «Уренгойской газовой компании», имеющей лицензию на геологоразведку Усть-Ямсовейского участка, также нет точных сведений не только по добыче, но даже о запасах газа. По данным за 2007 год, компания имела просроченный план опытно-промышленной эксплуатации, 40% бездействующих скважин при норме в 10%, не предоставила отчет по запасам и не оформляла горноотводных актов. Роснедра ставили даже вопрос о лишении компании лицензии.
Получается, что и эта компания также в «нерабочем состоянии», то есть не добывающая. Собственно, это подтверждает и пресс-релиз АК «АЛРОСА» от 30 марта 2012 года: «С 2005 по 2009 год оба проекта находились в стадии выполнения проектно-изыскательских работ, геологоразведки и строительства производственных мощностей». Как видим, вопросов к этой очень темной продаже-покупке газовых активов через офшорные схемы становится все больше и больше.
В своем пресс-релизе АК «АЛРОСА» заявляет о том, что они выкупили обратно очень выгодные активы: «Эти активы являются достаточно перспективными. Как ожидается, в IV квартале 2012 года будет введена в эксплуатацию первая очередь Берегового месторождения мощностью 1,8 млрд кубометров газа и 250 тыс. тонн конденсата в год».
На людей, которые не знают истории «Геотрансгаза» и «Уренгойской газовой компании», все это может произвести большое впечатление. Напомним, что до момента приостановления добычи, «Геотрансгаз» добывал 3,3 млрд куб. метров в год. И поэтому названный объем в 1,8 млрд куб. метров - это, по существу, показатель разгрома газопромысла, оказавшегося в руках АК «АЛРОСА» и банка ВТБ. Выходит, что за шесть лет операций по купле-продаже газопромысел потерял почти половину своего прежнего добывающего потенциала. Вообще, стоило бы проверить сегодняшнее техническое состояние «Геотрансгаза». Вполне может оказаться, что сейчас для него и 1,8 млрд куб. метров газа в год - несбыточная мечта. Или это обыкновенное желание прикрыть странную схему обратного выкупа.
Более миллиарда долларов за газовый промысел в «нерабочем состоянии», показатели которого только в конце этого года собираются поднять до 54,5% от уровня добычи 2005 года! От такого «бизнеса» просто голова идет кругом. Это как так можно хозяйствовать, чтобы добыча газа на «Геотрансгазе» почти прекратилась, а на «Уренгойской газовой компании» вообще не начиналась! Но при этом стоимость всего этого «хозяйства» выросла на 597 млн долларов (1037 - 440 = 597) или на 57,5%?
Или изначально все эти офшорные схемы имели цель скрыть банальное для российского бизнеса спекулятивное манипулирование на стоимости активов в ходе теневого сговора.
Суммируем: в 2005 году работающие газовые активы стоили 440 млн долларов (хотя их фактически купили за 200 млн долларов). А в 2012 году эти же активы, доведенные до состояния развала, стоят 1,037 млрд долларов.
«Непрофильные активы»
В пресс-релизе АК «АЛРОСА» от 30 марта 2012 года говорится: «Проведенный компанией за последние годы анализ показывает, что для «АЛРОСА» нецелесообразны масштабная диверсификация и самостоятельное развитие принадлежащих группе непрофильных активов».
Возникает вопрос: зачем выкупали обратно эти непрофильные газовые активы? И что же теперь делать с ними? Продать их в таком «нерабочем состоянии» за 1 млрд долларов нереально. Пытаться развивать? Но похоже, что за шесть лет на «Геотрансгазе» было многое упущено, и неизвестно, получится ли превратить его в стабильно работающий газопромысел. На этот вопрос нельзя ответить без подробного технического анализа состояния газопромысла. Да и сама АК «АЛРОСА» признает нецелесообразность самостоятельного развития этих непрофильных активов.
Вся эта история показывает, мягко говоря, некомпетентность нынешнего топ-менеджмента АК «АЛРОСА». В статьях «Осторожно: алмазы!» и «АЛРОСА» в зоне плохой видимости» сообщалось, что недальновидная политика руководства АК «АЛРОСА» породила сильный социальный конфликт в компании. Дело дошло до того, что коллектив потребовал объяснений от президента компании Федора Андреева. Как сообщила пресс-служба АК «АЛРОСА»: «20 декабря 2011 года Наблюдательный совет АК «АЛРОСА» (ОАО) рассмотрел поступившее в его адрес «Предупреждение о забастовке», подписанное рядом сотрудников компании». Это «Предупреждение о забастовке» было подписано тремя тысячами рабочих АК «АЛРОСА», которые вдруг почувствовали себя «непрофильным активом».
Тогда назревавший социальный взрыв удалось предотвратить ценой больших усилий и обещаний. Среди обещаний было такое: не подвергать преследованиям инициаторов обращений в адрес властей .
И это неспроста. Для АК «АЛРОСА» история тесного «сотрудничества» с местными силовыми структурами - традиция.
На недавнем заседании хозяйственного актива АК «АЛРОСА» президенту компании Федору Андрееву пришлось отвечать на многочисленные вопросы весьма резкого характера. Как пишут очевидцы, «трудовой коллектив практически открыто бросил Андрееву обвинение в необоснованных увольнениях». Действительно, смещены со своих постов исполнительный директор компании Юрий Дойников и вице-президент Валентина Потрубейко, стоит вопрос об увольнении директора Мирнинского ГОК Дмитрия Мостового, обсуждаются вопросы дальнейших увольнений уже из числа лиц коренного населения, которых в компании всего несколько десятков на 35-тысячный коллектив.
Бунт против федерального центра
Еще в августе 2011 года глава государства дал ведомствам соответствующее поручение о полном выходе Российской Федерации из уставного капитала АК «АЛРОСА». Вскоре минэкономразвития направило в правительство проект распоряжения о внесении изменений в прогнозный план приватизации федерального имущества на 2011-2013 годы, предусматривающий полный выход РФ из уставного капитала «АЛРОСА» и сохранение за ней «золотой акции».
Политика разгосударствления АК «АЛРОСА» неожиданно встретила резкое сопротивление со стороны руководства самой компании и парламента Республики Саха.
В подготовленном аппаратом АК «АЛРОСА» пакете документов к запланированному на 24 февраля 2012 года заседанию наблюдательного совета «АЛРОСА» было отмечено, что полный выход РФ из капитала алмазной компании «влечет риски невозможности гарантировать продолжение осуществления АК «АЛРОСА» как бюджетообразующим и градообразующим предприятием социальной политики».
Депутаты Ил Тумэна - парламента Якутии 29 марта 2012 года приняли обращение к президенту РФ Дмитрию Медведеву с просьбой сохранить контрольный пакет АК «АЛРОСА» в госсобственности. Выступая против разгосударствления компании, они отмечают, что АК «АЛРОСА» является бюджетообразующим, градообразующим и социально-значимым предприятием для республики. Полный выход Российской Федерации из уставного капитала АК «АЛРОСА» влечет риск невозможности гарантировать продолжение осуществления компанией социально ответственной политики, полагают депутаты Ил Тумэна, и просят сохранить контрольный пакет АК «АЛРОСА» в госсобственности.
Все это похоже на манипулирование депутатами регионального парламента с целью подольше сохранить контроль над АК «АЛРОСА», в первую очередь - над ее офшорными операциями на многие миллиарды долларов.
Вероятно, и нынешний топ-менеджмент опасается, что смена владельцев АК «АЛРОСА» поставит вопрос о целесообразности наличия множества офшорных схем с вероятным возбуждением уголовных дел. Поэтому нужно дождаться, пока сроки привлечения к уголовной ответственности пройдут.
Иван Субботин
«Российская газета», №79, 11.04.12