В то время как президент республики Вячеслав Штыров понемногу начал примиряться со своими оппонентами в Якутске — от Тумусова до Михальчука, в другом органе власти — законодательном — началась «смута». Причиной как обычно стали деньги. Причем даже не свои и не парламентские, а, так сказать, общие.  

Бюджетные.

В общем-то, парламент республики никогда не был единым органом: сколько депутатов, столько и мнений. Разве только на фракцию «Единой России» это не распространяется, потому что в Ил Тумэне она голосует по принципиальным вопросам коллегиально — по команде лидера фракции Михаила Эверстова. Ревность, недопонимание и даже откровенная нелюбовь в Ил Тумэне — дело привычное. Чего стоила одна «сладкая парочка» — Александр Ким-Кимэн и Артур Алексеев, изводившие друг друга подколками и обидными прозвищами на радость всему прочему корпусу!  

Однако последние события несколько выбиваются из традиционных парламентских обменов «любезностями». Потому что, когда общение между спикером и его коллегами из зала заседаний перекочевывает в правительственный печатный орган, это уже не просто смена форматов. Это официальное размежевание.

Первый вице-спикер парламента Юрий Заболев, вице-спикер Геннадий Вадюхин, возглавляющий Комитет по экономической, инвестиционной и промышленной политике, и глава бюджетного комитета Александр Уаров выступили с критикой в адрес своего руководителя через официальную прессу. Поводом стало заявление спикера о возможном укрупнении комитетов парламента, создании отдельного подкомитета при комитете Вадюхина и усилении комитета Уарова.

Сразу после этого заявления Юрий Заболев возмутился тем, что укрупнение бюджетного комитета повлечет за собой увеличение штатов, а это недопустимо, поскольку надо экономию с себя наводить. Геннадий Вадюхин сие возмущение разделил полностью. Александр Уаров же принялся сетовать на то, что он де 14 лет руководит этим комитетом, принимает бюджет за бюджетом и в дополнительной помощи не нуждается.  

Между тем у любого стороннего наблюдателя, достаточно внимательно следящего за работой парламента республики, не может не возникнуть мысль о том, что помощь как бюджетному, так и инвестиционно-промышленному комитету очень даже требуется. Порядок принятия бюджетов и инвестпрограмм в республике в последнее время сложился такой, что ставить его себе в заслугу просто стыдно. До шести корректировок

(читай: исправлений) бюджета за год; отступление от инвестиционной программы более чем на 25%; принятие бюджетов «под честное слово» министра финансов, «потому что очень нужно»; принятие бюджетов то дважды в одном только первом чтении (2005 г.), то оптом во втором и третьем (2006 г.) — все это стало нормой работы в последние годы.

Не говоря уже о том, что поправки самого парламента в бюджет и инвестпрограмму почти никогда не проходят!

В этой ситуации не то что есть смысл — нужно и должно усиливать бюджетный комитет! А заодно и другой — Контрольный комитет.

Кстати, такая попытка тоже делалась. Если помните, еще с конца 2005 года парламент республики был готов создать институт финансовых аудиторов, которые должны были работать при парламенте и помогать Контрольному комитету — следить за тем, как расходуются финансовые средства. Против этой инициативы восстал лично президент Штыров. Но не напрямую, а, скажем так, окольным путем. Президент заявил о том, что финансовые аудиторы при парламенте — это немного не то, надо вообще создавать независимую республиканскую контрольно-счетную палату. Вот она появится и будет бдить за бюджетной копейкой.  

То же самое обещание — создать КРС для борьбы с экономическими преступлениями — президент в свое время дал и Общественному антикоррупционному комитету во время встречи с ним. Тогда же комитетчикам обещали рассмотреть возможность придать официальный статус — для солидности. Но со встречи прошло уже несколько месяцев, а результата все нет. Впрочем, как нет и следов деятельности самого комитета…

Но суть, в общем, не в этом. И даже не в парламентских «разборках».  

Суть в другом: вам не кажется, что попытки усилить контроль за тем, как расходуются в республике средства бюджета, от кого бы они ни исходили, стали вызывать у людей, прикипевших к власти, уже не просто раздражение, а прямо-таки агрессивную реакцию?

-----------------

 

Вдогонку  

Бюджетные деньги, пиво и Егор Борисов

 

Е. Борисов
Е. Борисов

На последней коллегии Контрольного комитета Ил Тумэна был поднят вопрос о выражении недоверия председателю правительства республики Егору Борисову в связи с результатами проверки целевого использования и своевременного погашения кредитных средств чешского банка BAWAG banka a.s. (Прага). Эти средства (при заявленной стоимости завода порядка 12 млн долларов, гарантия предоставлялась на 38 млн) были привлечены ФАПК «Якутия» в 2004 году для строительства пивзавода под государственные гарантии. Прямое указание предоставить такие гарантии правительство получило непосредственно от премьера. Результаты проверки показали, что едва не половина суммы (6,5 млн долларов) была использована с нарушением и необоснованными выплатами в адрес различных банковских и частных посреднических структур (INTERBANK, SPOLECNOST, AKCIOVA). Кроме того, закупка чешского пивоваренного завода с проектной мощностью до 1 млн декалитров (что перекрывает все потребности Якутии в пиве) проводилась, возможно, без тендера. За исключением собственно протокола о том, что конкурс вроде как был и что победителем стала чешская фирма «Потез», никаких других документов Контрольный комитет отыскать не сумел. Не было конкурса и на получение госгарантий от бюджета республики. На этом фоне такие мелкие замечания, как разница в выплатах по процентам с теми суммами, которые указаны в кредитном договоре с BAWAG, в «какие-то» 83 тыс. долларов, вспоминать даже не стоит.

В марте текущего года депутаты еще раз вернутся к расследованию «пивного дела», а «вотума недоверия» Егору Борисову удалось избежать. Смысла нет — все равно 29-го числа правительству вместе с премьером уходить в отставку.

 

ЛЮДИ ПРЕЗИДЕНТА

Надо ли пояснять, что все три возмущенных депутата входят в «президентскую рать» — неформальную группу депутатов, лоббирующих идеи президента Штырова. Юрий Заболев лично руководил сбором подписей в поддержку Вячеслава Штырова в 2005 году. Геннадий Вадюхин был выдвинут пропрезидентски настроенными депутатами в вице-спикеры в первую очередь, чтобы не пропустить на этот пост Василия Власова. Александр Уаров последние пять лет старательно разделяет «курс партии» и помогает проводить даже самые «неживые» бюджеты и отчеты по ним. Так что объединяет всех троих не только возмущение по поводу «неэкономности» предложения спикера.

Значит ли это, что теперь у Вячеслава Штырова появился новый политический противник №1?

«Якутск Вечерний», № 2 от 19 января 2007.