24 сентября на II Всероссийском Морском конгрессе в Москве состоялась конференция «Развитие Большого Северного морского пути: маршрут построим», которая была организована при поддержке Госкорпорации «Росатом». Об ожидаемых финансово-экономических эффектах от развития транспортной артерии на конференции рассказала руководитель направления «Финансовое моделирование и разработка аналитических систем» ФАНУ «Востокгосплан» Наталья Самонова.
 
О планах развития Большого Северного морского пути как значимой национальной транспортной артерии летом 2024 года сообщил премьер-министр РФ Михаил Мишустин Большой Северный морской путь простирается от Калининграда до Сахалина и охватывает порядка 8 тыс. морских миль, что почти в три раза больше протяженности традиционного Севморпути (СМП). В расширенном маршруте возможно задействовать такие крупные порты, как Архангельск, Санкт-Петербург и Калиниград, которые фактически находятся за пределами акватории СМП. Программа развития нового транспортного коридора включена в национальный проект «Эффективная транспортная система».
 
Участники конференции обсудили стратегическое значение Большого Северного морского пути и его влияние на изменение транспортной логистики в арктических регионах. Особое внимание эксперты уделили вопросам обновления береговой инфраструктуры по новому маршруту, включая строительство глубоководных портов и транспортно-логистических узлов.
 
О прогнозируемых до 2035 года финансово-экономических эффектах  от реализации инвестиционных проектов, направленных на развитие северной транспортной артерии, на конференции  «Развитие Большого Северного морского пути: маршрут построим» рассказала руководитель направления «Финансовое моделирование и разработка аналитических систем» ФАНУ «Востокгосплан» Наталья Самонова.
 
«ФАНУ «Востокгосплан» занимается мониторингом всех проектов Северного морского пути. Мы проводим оценку всех эффектов от реализации этих проектов, в том числе оцениваем эффекты бюджетных инвестиций, которые заложены в рамках плана развития Северного морского пути. Прежде всего важно отметить, что все сценарии развития Северного морского пути демонстрируют высокие показатели эффективности, все сценарии предполагают окупаемость, планируются достаточно положительные эффекты как на региональный валовый продукт, так и на увеличение бюджетных налоговых поступлений. Мы ожидаем в перспективе до 2035 года в различных сценариях при реализации всех проектов Северного морского пути от 12 до 21 трлн рублей налоговых поступлений, а эффект на региональный валовый продукт может составить от 30 до 58 трлн рублей. И это уже говорит о том, что все проекты на Северном морском пути мегаперспективны!», – подчеркнула Наталья Самонова.