Свежеиспеченный атаман О. Мельников
Свежеиспеченный атаман О. Мельников

В правительстве Хабаровского края, похоже, назревает скандал. Хабаровские казаки взбунтовались против панских замашек местных чиновников. И объявили им войну, решительную и беспощадную. Правда, проходить она будет не на поле брани, а в суде. И не с шашками наголо, а пока с Гражданским кодексом в руках. Дело в том, что нашим казакам чиновники не дают возможности войти в госреестр, а это значит, что они останутся без финансовой поддержки государства.

 

Рубеж согласования

 

На прошлой неделе в Центральный районный суд Хабаровска поступило беспрецедентное заявление от казаков. В своем иске они фактически обвиняют краевых чиновников в «создании препятствий в возрождении и развитии казачьих обществ Хабаровского края» и в нарушении «законных прав, казачьих традиций и свобод казаков».

 

Истцом выступает Окружное казачье общество «Нижне-Амурский казачий округ». Ответчики - советник губернатора края Владимир Скворцов, консультант сектора по взаимодействию с казачеством военно-мобилизационного управления губернатора края Георгий Голохвастов и заведующий сектором по взаимодействию с казачеством в аппарате правительства, а по совместительству - атаман Окружного казачьего общества края Владимир Степанов.

 

Накануне похода в суд истцы-казаки обратились и к нам в редакцию. По их мнению, краевые чиновники игнорируют сразу три федеральных закона: №7-ФЗ от 12.01.1996 г. «О некоммерческих организациях», №154-ФЗ от 05.12.2005 г. «О государственной службе российского казачества» и в общей редакции для двух этих документов закона №107-ФЗ от 03.06.2009 г., с изм. и доп., вступившими в силу 01.01.2010 г.

 

Согласно закону №7 казакам теперь нет необходимости регистрировать некоммерческую организацию. Отныне сами казачьи общества признаются формой самоорганизации и подлежат внесению в госреестр. И в этом случае они будут официально приняты на госслужбу наподобие военнослужащих в российской армии. В законе так и записано: «Казачье общество - форма самоорганизации граждан РФ, объединившихся на основе общности интересов в целях возрождения российского казачества».

 

А согласно закону №154 чиновники обязаны зарегистрировать казачье общество при предоставлении всего лишь пяти документов. В их числе, к примеру, перечень казачьих обществ и сведения об их общей численности. Но главнейший из них - Устав казачьего общества. Причем он не только должен быть принят на общем собрании, но и согласован с представителями органов власти. В том числе и с губернатором. Однако каждая бумажка должна пройти не через одни чиновничьи руки. Именно там и возник непреодолимый рубеж, который не возьмешь с шашками наголо.

 

- Проблема в том, что новые законы, которые якобы должны были покончить с казачьей вольницей и ввести казачество в правовое русло, оказались для чиновников удобным средством не допускать нас к регистрации, - говорит войсковой старшина Сергей Степанов, заместитель атамана станицы Хабаровской, представляющий казачьи общества Хабаровского края по юридическим вопросам.

 

Казачья вертикаль

 

Чем же не приглянулись краевым чиновникам именно эти казаки? Видимо тем, что они взяли инициативу в свои руки, не дожидаясь, когда их будут понуждать к этому сверху?

 

Как известно, государство стало активно выстраивать казачью вертикаль с января 2009 г., когда появился Совет по делам казачества при президенте России. Именно тогда государство перешло от декларированной заботы о казаках к решительным действиям. Более того, началось финансирование проектов (образовательных, культурных и пр.) для реестровых казаков. Так, программа по развитию казачества до 2020 г. будет включена в федеральную целевую «программу по укреплению российской нации и этнокультурному развитию народов России».

 

В свою очередь, представители хабаровского казачества восприняли новые законы 2009 г. как руководство к действию. И уже в марте того же года провели общее собрание, на котором решили создать новое казачье общество «Нижне-Амурский казачий круг». Для этого приняли и утвердили устав общества. Правда, он должен был пройти согласование.

 

Казаки получили «добро» от руководителей восьми силовых ведомств края (УВД, УФСБ, МЧС и др.). Оставалась самая малость - подпись губернатора. Но не тут-то было! Четыре (!) раза (в августе и ноябре 2009 г., в марте и июле 2010 г.) проект Устава отклонялся службой губернатора и так до сих пор и не согласован. Причем, как заверяют казаки, без внятного объяснения причин.

 

Терпение у казаков лопнуло. Они пошли к губернаторскому советнику Владимиру Скворцову и сказали все, что накипело:

 

- Мы ему заявили, что не знаем, кто он такой и откуда взялся, - вспоминает казак Сергей Степанов. - А тот нам в ответ твердит одно, мол, вы все общественные организации, и я вас не зарегистрирую как войско. Тогда мы ему сказали: «Ты - не казак, а чиновник, и не тебе решать, кто мы такие - общественная организация или войско».

 

Между тем в том же месяце - марте 2010 г., в «белом доме» провели «Большой учредительный круг».

 

И было создано Окружное казачье общество Хабаровского края. Причем его устав моментально согласовали с губернатором и сразу зарегистрировали в Минюсте. Атамана избрали так же быстро, не выходя из «белого дома». Им стал заведующий сектором по взаимодействию с казачеством в аппарате губернатора края Владимир Степанов (однофамилец действительного казачьего активиста Сергея Степанова).

 

По мнению недовольных казаков, эта организация создана специально им в противовес, чтобы получить госфинансирование. Казаки возмущены тем, что так называемый казачий круг в «белом доме» проходил под охраной милиции, и пускали туда только «своих казаков». По мнению казака Сергея Степанова, поскольку этот круг не учел мнение всех казаков, его нельзя считать законным. К тому же его однофамилец - атаман-чиновник Владимир Степанов, не только не пользуется авторитетом среди казаков, но и никак не участвовал в возрождении казачьего движения. «Он попросту «ряженый» - обычный послушный чиновник», - убежден наш собеседник.

 

Казак или чиновник?

 

На этом чиновники не остановились. Они почему-то с рвением кинулись выполнять не закон №107 от 03.06.2009 г. (беспрепятственно регистрировать казачьи общества), а закон №245 от 09.12.2008 г. (создавать единое войско с единым атаманом).

 

Структурная схема Уссурийского казачьего войска./ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ (нажмите, чтобы увеличить)
Структурная схема Уссурийского казачьего войска./ Нажмите, чтобы УВЕЛИЧИТЬ

И 20 ноября 2010 г. в Хабаровске прошел уже большой казачий круг Уссурийского войскового казачьего общества (УВКО), окончательно и бесповоротно объединивший всех реестровых казаков Дальнего Востока в одно Уссурийское войско. Там же избран единый атаман. Им так же стал чиновник - замглавы аппарата администрации Приморья Олег Мельников.

 

- Идет объединение казаков, которые хотят нести службу в реестровых казачьих обществах, - заявил свежеиспеченный атаман Мельников. - Реестр - это общие знамя, устав, порядок в присвоении званий и знаков отличий, удостоверения и форма единого образца, чтобы не было «ряженых»...

 

Причем, насколько нам известно, атаман Мельников продолжает работать «столоначальником» в администрации. Более того, он публично заявил, что быть такому совместительству или не быть - «зависит от руководства, от Виктора Ивановича Ишаева». Тогда непонятно, кто же на самом деле «ряженый»?

 

Но самое удивительное, что на тот ноябрьский, «объединяющий» круг опять не пустили вольных казаков. Как сообщил нам Сергей Степанов, за чертой казачьего круга оказались аж семь атаманов и семь реестровых станиц: Хабаровская, Бикинская, Императорская Гавань (п. Советская Гавань), Мылки (Комсомольский район), Богородская, а также хутора Покровский и Лермонтовский с численным составом 825 казаков.

 

Кстати, согласно казачьим традициям вход на круг должен быть открыт любому казаку, даже маленькому казачонку. А в Хабаровске на круг выставили оцепление из милиционеров. Кого они охраняли? Казаков или полпреда Ишаева? Именно он пытался долгие годы покончить с казачьей «вольницей», когда был губернатором. Продолжил это дело и на посту полпреда. В итоге наше Амурское казачье войско оказалось благополучно похоронено.

 

Ломали шапки

 

Вот что пишут неугодные чиновникам казаки в своем исковом заявлении:

 

«В течение 20 лет казаки Хабаровского края по настоящее время так и не смогли создать историческое казачье войско в результате противоправных действий должностных лиц исполнительных органов власти. В итоге получилось, что сейчас на Дальнем Востоке одно казачье войско - Уссурийское. Амурского казачьего войска официально нет. Где же будут нести службу наши, хабаровские казаки? Получается, казакам теперь надо заново открывать Хабаровский край! Ведь исторически на Дальнем Востоке существовало три войска: Забайкальское, Амурское и только потом уже - Уссурийское».

 

Правда, с такой позицией явно не согласен чиновник-атаман Владимир Степанов. По его словам, «на территории Хабаровского края до революции были станицы, хутора и округа именно Уссурийского казачьего войска. И та кампания, которую проводили некоторые атаманы по созданию Амурского войска, не соответствовала истории, поскольку с 1889 г. территория нашего региона была под юрисдикцией Уссурийского казачьего войска, и хабаровская земля принадлежала традиционно этому формированию».

 

Нынешний консультант краевого правительства по казачеству Георгий Голохвастов недавно вспоминал: «Я пришел в аппарат губернатора в 1995 г. Тогда на волне демократии в Хабаровском крае возникло множество политических и прочих объединений и структур. И какие только казачьи общества не создавались. К примеру, были Амурское, Уссурийское, Хабаровское, Амуро-Уссурийское, Уссурийско-Амурское и др. В то время было более 80-ти казачьих образований различного толка...»

 

Большой круг, г. Хабаровск
Большой круг, г. Хабаровск

Выходит, чиновники навели порядок, создавая единое казачье войско? Правда, при этом почему-то не соблюдаются вековые устои, на которых держалось казачество.

 

- У нас есть такая традиция: казаки ни перед кем не должны снимать папахи, - подчеркивают казаки-смутьяны. - А тут, как рассказывают, когда Ишаев зашел в зал, где проходил круг, хабаровские казаки смиренно поснимали с голов папахи. Мы их потом с пристрастием расспрашивали: «Да вы что, плебеи что ли? Казаки даже перед царем никогда шапок не ломали!»

 

И действительно, даже на официальном сайте Уссурийского казачьего войска (http://kazaki-ukv.ru/) значится: «На Кругу казаки должны быть в шапках. Снимается она во время молитвы, присяги и выступлений на Кругу. На Кругу с непокрытой головой должны быть только иногородние и гости». Получается, именно хабаровские казаки и не должны были ломать шапки перед полпредом Ишаевым.

 

Грубо, братцы, грубо!

 

Затяжной конфликт краевой власти с казаками должен разрешиться в суде. Но уже ясно, что оставшись без регистрации, хабаровские казаки не могут реализовать свое законное право проходить государственную службу (принимать участие в охране общественного порядка, обеспечении экологической и пожарной безопасности, охране госграницы). Ибо согласно закону №154 казаков можно привлечь к несению госслужбы только в тех случаях, если казачье общество внесено в госреестр.

 

Кроме того, по мнению истцов, чиновники искусственно создавали препоны по регистрации устава казачьего общества. А это, мол, прямое нарушение постановления Верховного Совета РФ № 3321-I от 16.07.1992 г. «О реабилитации казачества». Там записано: «Признать за казачеством право на создание общественных казачьих объединений, их регистрацию и деятельность в общем порядке». А сие означает, что доводы чиновников о том, что на одной территории может быть зарегистрировано только одно казачье войско - несостоятельно. Регистрировать должны всех, если документы в порядке.

 

Старейший казак, хабаровчанин Евгений Фисько уже просто «устал метаться, как соболь в капкане, в своем жизненном выборе»
Старейший казак, хабаровчанин Евгений Фисько уже просто «устал метаться, как соболь в капкане, в своем жизненном выборе»

Поэтому казаки просят суд «признать отказы в утверждении устава окружного казачьего общества «Нижне-Амурский казачий округ» незаконными, а также признать факты противоправных действий со стороны должностных лиц органов власти за минувшие двадцать лет».

 

Кстати, сейчас все казачество на всем Дальнем Востоке «курирует» заместитель дальневосточного полпреда Сергей Левков. При губернаторстве Ишаева он был главным пропагандистом в крае. А любая пропаганда известна тем, что подчас выдает желаемое за действительное. Вот и казаки, если верить заявлениям чиновников, наконец-то объединились. А на деле раскол в казачестве, похоже, еще больше усилился.

 

Дошло до того, что старейший казак, хабаровчанин Евгений Фисько уже просто «устал метаться, как соболь в капкане, в своем жизненном выборе». И обратился к президенту РФ с жалобой «на тоталитарные действия» советника губернатора г-на Скворцова, который, мол, своевольно отказывается регистрировать «Нижне-Амурское» казачье войско. А чиновник, считая это клеветой и оценив свои моральные страдания в пять тысяч рублей, подал судебный иск на старика, разменявшего восьмой десяток лет. Судебное разбирательство по данному делу должно начаться уже в апреле.

 

Бюджетное финансирование - лакомый кусок, который чиновники, видимо, не хотели упускать из своих рук. Поэтому принялись в спешном порядке организовывать «свои» казачьи войска и ставить во главе их «своих» людей, чтобы их контролировать и управлять ими. Кроме того, в свете грядущих выборов в Госдуму, партия власти желает подстраховаться подконтрольным электоратом. А на вольное казачество надежды нет.

 

Константин Пронякин,

Ирина Харитонова

«Хабаровский Экспресс», 9-16 марта 2011, № 10(914)

http://www.habex.ru/paper/254/4192/?sphrase_id=2139

 

Наша справка

 

В России действует 11 войсковых казачьих обществ. Численность реестрового казачества насчитывает 400-500 тыс. чел. Людей же, которые считают себя казаками, у кого казачьи корни, - до 7 млн.

 

С 20.11.2010 г. на Дальнем Востоке действует единое для ДФО казачье войско - Уссурийское. Указом президента РФ № 152 от 07.02.2011 г. атаманом Уссурийского казачьего войска утвержден казачий полковник Олег Мельников.

 

В реестровое Уссурийское войсковое казачье общество (УВКО) входят: Приморский, Камчатский, Колымский отделы, окружные Сахалинское, Средне-Амурское, Хабаровское, Амурское казачьи общества, Якутский отдельный полк. Количество реестровых казаков в Уссурийском казачьем войске - 5261 чел.

 

Реестровое Окружное казачье общество Хабаровского края состоит из городского казачьего общества Форт-ДВ, Уссурийской (Хабаровск), Императорской Гавани (Советская Гавань), Верхнебуреинской (Чегдомын), Богородской (Богородское) станиц, а также Атаманского (Хурба) и Иннокентьевского (Ванино) обществ. По штату в казачьих обществах Хабаровского края - 623 чел. (на 01.11.2010 г.). Атаман Хабаровского окружного казачьего общества - Владимир Степанов, заведующий сектором по взаимодействию с казачеством в аппарате губернатора Хабаровского края.

 

«Хабаровский Экспресс», 9-16 марта 2011, № 10(914)

http://www.habex.ru/paper/254/4192/?sphrase_id=2139

.