Во время своей недавней поездки в Якутск президент России Владимир Путин еще раз подчеркнул, что развитие Дальнего Востока является приоритетом на весь XXI век. И действительно, написаны программы, изданы указы, выделяются средства. Но главную проблему - отток населения из дальневосточных регионов  - решить не удается.
 
По данным Росстата, на 1 января 2024 года численность населения ДФО в 2023 году уменьшилась на 30 800 человек до 7,873 миллиона человек. Миграционный отток составил 14 200 человек, а коэффициент естественной убыли населения - 2,9%.
 
И тенденция эта продолжается, не останавливается. Любой думающий человек в этом месте может задаться вопросом - а что, собственно, не так? Почему вот уже более десяти лет государство заботится о дальневосточниках, а они все продолжают покидать насиженные места?
 
Ответ на этот вопрос многогранный. Но сегодня мы рассмотрим его с точки зрения реализации задач по развитию Дальнего Востока. И чтобы не растекаться мыслью по древу, возьмем отчет Счетной палаты РФ, в котором отражен аудит мер государственной поддержки для регионов Дальнего Востока в 2021-2023 годах.
 
И что же мы видим?
 
Во-первых, Счетная палата отметила, что ответственные лица с большим трудом и долго отвечали на их вопросы по реализации мероприятий и их финансированию на Дальнем Востоке. Более того, данная информация «требовала дополнительной выверки».
 
Во-вторых, объем финансирования этих мероприятий составил 3,8 трлн рублей (оцените масштаб), из них в 2020 году - 1,1 трлн рублей, в 2021 году - 1,4 трлн рублей, в 2022 году - 1,3 трлн рублей. Причем, объем расходов федерального бюджета на реализацию госпрограмм в указанные годы составил 1,6 трлн рублей, в среднем доля расходов федерального бюджета составила 45 %.
 
В-третьих, реализация 60% государственных программ по развитию Дальнего Востока признана «не в полной мере эффективной». Какая обтекаемая фраза, но за ней стоит недоделанная работа.
 
В-четвертых, Счетная палата попыталась проанализировать выполнение указа президента «О мерах по социально-экономическому развитию Дальнего Востока» от 2020 года.  И выяснилось, что одну из основных целей этого указа - превышение среднероссийских показателей качества жизни населения - проанализировать не представляется возможным. Потому что просто не указано, по каким показателям, характеризующим качество жизни и экономическое развитие, регионы ДФО должны превзойти среднероссийские темпы роста показателей. Понимаете, как хитро придумано?
 
Но мы тут можем помочь Счетной палате России. Так как по недавно опубликованным данным - а именно рейтингу по качеству жизни российских регионов (РИА Новости) за 2023 год - практически все регионы Дальнего Востока упали на пункт или несколько. То есть качество жизни в этих субъектах еще более снизилось.
 
Якутия, к примеру, по показателю качества жизни занимает 70-е место из 85 проанализированных российских регионов. Недалеко ушли и Еврейская автономная область (83 место), Забайкальский край (82 место), Бурятия (81 место), Чукотка (85 место) и так далее. Ну, вы поняли - картина маслом.
 
Так что несмотря на отсутствие в указе президента целевых показателей, индикаторов анализа качества жизни граждан на Дальнем Востоке, совершенно очевидно, что никакого «превышения» над среднероссийским уровнем не произошло в принципе.
 
А ведь согласно указу это должно было случиться именно к 2024 году. Но… не получилось, не фартануло. И теперь все идет дальше, как будто никакого невыполнения указа президента России не произошло. Ведь и то верно - показателей-то, по которым можно оценить этот пресловутый уровень качества жизни, никаких нет. А на нет и суда нет.
 
В-пятых, Счетная палата все-таки установила, что в отношении цели указа президента по прекращению миграционного оттока населения показатель «численность постоянного населения Дальневосточного федерального округа на 1 января» в период 2020- 2022 годов не достигался по ДФО в целом. Это и понятно - статистика по населению говорит сама за себя.
 
В общем, можно продолжать в том же духе, но ясно одно - даже те цели по развитию Дальнего Востока, которые уже поставлены, не достигаются.  Разве что «по объему накопленных инвестиций» (куда-то и в кого-то) на Дальнем Востоке все неплохо.
Но этого мало.
 
Вот на недавнем представлении нового-старого ответственного лица за развитие Дальнего Востока Юрия Трутнева в Госдуме прозвучал вопрос  - а как дальше будет развиваться этот макрорегион, на что будет сделан упор? Первое, что прозвучало в ответ  - это создание мастер-планов для дальневосточных городов.
 
А что имеет сказать по этому поводу Счетная палата? Она, устами аудитора Натальи Труновой, очень сомневается в том, что этот инструмент поможет в развитии Дальнего Востока.
 
Так, на прошедшем в Совете Федерации круглом столе конкретно по мастер-планам, Трунова заявила, что мастер-планы дальневосточных городов слишком оптимистичны. А именно потому, что нереалистична оценка численности населения в планах развития городов Дальнего Востока. Это может привести к строительству инфраструктуры, которую будет некому обслуживать.
 
«У нас, например, если мы помним, генеральные планы всегда критиковались за чрезмерно оптимистичные прогнозы по численности населения, что приводит к планированию и строительству избыточной инфраструктуры. Мы посмотрели все мастер-планы по ДФО. Я могу сказать, что там оптимизм такой, что генеральным планам даже не снилось», - сказала Трунова.
 
Причем, стоимость реализации всех мероприятий, запланированных в мастер-плане для одного города, по объему сравним с уровнем годового бюджета всего субъекта, сказала Трунова. И добавила, что, видимо, «с генеральными планами не получилось, со стратегиями не получилось, видимо, получится с мастер-планами. Есть сомнения, все-таки».
 
Кроме того, по ее словам, недостатками генеральных планов было то, что как документы пространственного развития территорий они не отвечали на вопрос развития новых секторов экономики. И сейчас у мастер-планов те же проблемы - везде логистика, туризм, и плюс минус те же самые отрасли, которые развивались до этого.
 
«И спрашиваешь: где тут экономика? Мэры отвечают, что вот сейчас набережную построим, и она заведется. Приедут креативные люди, видимо, вместе с инопланетянами и все сделают», - вроде бы пошутила аудитор. При этом «единая субсидия» занимает только 20 процентов в реализации этих мастер-планов, и как дальше они будут реализованы, отметила Наталья Трунова, с учетом созданных ожиданий - это, конечно, «сложный и большой вопрос».
 
Вот такие «оптимистичные» прогнозы. А мы напомним, что мастер-планы сейчас у Минвостокразвития во главе угла. Почему-то там считают, что эта мера спасет Дальний Восток от бегства коренных жителей.
 
Но, как отметила аудитор, в этих мастер-планах нет экономики, а значит, никого и ни от чего они не спасут.
 
Поэтому что или кто нас спасет, это тоже большой, интересный и самый важный вопрос. Ведь мало того, что эти мастер-планы не реалистичны. Их всего 25 на весь Дальний Восток. В Якутии это город Якутск, Нерюнгри и Тикси с Найбой. То есть это такие отдельные точки развития, как будто других городов и сел нет, которым тоже нужно развиваться. То же самое можно сказать про специальные режимы ТОР, свободных портов - это тоже точечное развитие.
 
Комплексного подхода как не было так и нет.
 
Но даже не это главное - без новой индустриализации Дальнего Востока, без создания крупных территориально-производственных комплексов, без определения отраслей специализации дальневосточных территорий и развития в этом направлении, и как вишенка на торте - развития в результате всей этой деятельности городов - ничего не выйдет.
 
Но это, видимо, невдомек ответственным за развитие Дальнего Востока лицам. У них мастер-планы в голове.
 
Маргарита Нифонтова.
«SakhaNews» («Новости Якутии»), 27.6.24
https://1sn.ru/index.php/pocemu-master-plany-dalnego-vostoka-nikogo-i-ni-ot-cego-ne-spasut