Алексей Чекунов |
|
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин обозначил подъем Дальнего Востока национальным приоритетом на весь двадцать первый век.
Правительство Российской Федерации реализует комплекс мер для повышения качества жизни дальневосточников. Ключом к этому является ускорение роста экономики.
За 10 лет в интересах опережающего развития региона приняты 73 Федеральных закона и 414 актов Правительства. Государственная дума принимала живое участие в создании ключевых механизмов, таких как Территории опережающего развития, Свободный порт Владивосток, Дальневосточный гектар и других; и внимательно контролирует как они работают в жизни.
С мерами господдержки на Дальнем Востоке реализуется 3 399 проектов с общим объемом инвестиционных обязательств 8,2 триллионов рублей и созданием более 270 тысяч рабочих мест.
Федеральным законодательством на Министерство и институты развития Дальнего Востока возложена ответственность за сопровождение каждого проекта - от выделения участка земли и обеспечения инфраструктурой до привлечения кадров и поддержки в экспорте продукции.
За 2022 год резиденты преференциальных режимов уже фактически вложили в создание новых предприятий более 792 миллиардов рублей, введено в эксплуатацию 178 предприятий и создано более 25 тысяч рабочих мест.
Темпы роста инвестиций в основной капитал на Дальнем Востоке опережают общероссийские более чем в 3 раза.
Разница в стоимости жилья в ДФО по сравнению с общероссийской снизилась с 15% до 4% за 2019-2022 годы.
Государственные вложения в развитие Дальнего Востока и Арктики являются одними из наиболее прибыльных вложений бюджетных средств.
Объем налоговых поступлений, страховых взносов и таможенных пошлин, уплаченных резидентами преференциальных режимов с 2015 года, составил 234 миллиарда рублей. При этом накопленные расходы бюджета, а также льготы, предоставленные резидентам за тот же период, составили 179 миллиардов рублей. Таким образом средства, вложенные из бюджета Российской Федерации в развитие экономики Дальнего Востока на сегодняшний день, принесли в бюджет почти 55 миллиардов рублей прибыли.
Только пятая часть новых инвестиций пришла в добывающие отрасли, а почти 80% - в глубокую переработку, машиностроение, судостроение, логистику, транспорт, сельское хозяйство, туризм.
Сегодня очевидно, что традиционных маршрутов недостаточно, чтобы обеспечить провоз всех грузов, которые производит российская экономика. Северный Морской Путь открывает более короткий морской путь между западом и востоком России, и в перспективе более выгодный торговый маршрут между Европой и Азией.
1 августа 2022 года Правительство Российской Федерации утвердило комплексный план развития Северного Морского Пути до 2035 года. Это самый подробный такой документ за всю современную историю Севморпути. Он содержит мероприятия по строительству 10 ледоколов, 14 портов и терминалов, 141 транспортного судна ледового класса, запуск на орбиту 12 спутников, строительство 4 аварийно-спасательных центров МЧС. В совокупности инвестиции в развитие СМП составят 1,8 триллиона рублей до 2035 года.
Эти инвестиции государства защищены юридически обязывающими соглашениями, которые по поручению Президента были заключены с одной стороны, между компаниями, реализующими крупнейшие проекты на трассе СМП - это Роснефть, Новатэк, Газпром-нефть, Норникель и другие; с другой стороны, Росатомфлотом, как ответственным за навигацию по Севморпути, и Министерством по развитию Дальнего Востока и Арктики, ответственным за формирование единого плана развития СМП.
Реализация плана принесет экономике России более 16 триллионов рублей налогов и почти 30 триллионов рублей добавленной стоимости до 2035 года.
В 2022 году инициировано создание международных территорий опережающего развития. Ключевой целью является привлечение иностранных инвестиций в проекты с высокой добавленной стоимостью.
Особенностью международных территорий опережающего развития будет действие не только российского, но и зарубежного законодательства, в частности будут признаваться строительные и промышленные стандарты страны - поставщика технологий.
Режим предполагает расширенный список льгот: нулевую ставку налога на прибыль, имущество, землю и транспорт на 20 лет. Резидентами этих территорий могут быть компании, выпускающие только высокотехнологичную продукцию по определяемому правительством перечню.
К 2030 году объем фактических инвестиций составит больше 8,8 триллиона рублей. Будет введено в эксплуатацию 2 000 предприятий и создано 304 тысячи рабочих мест. Вложение 8,2 триллиона рублей уже обеспечено обязательствами инвесторов по заключенным соглашениям.
И социология, и современные технологии анализа данных выделяют четыре темы, которые больше всего волнуют дальневосточников.
Первое: высокая стоимость жизни. Топливо, тарифы ЖКХ, стоимость продуктов, стоимость жилья на Дальнем Востоке выше, чем в остальной России.
Второе: доступность и качество медицины.
Третье: качество городской среды.
Четвертое: образование.
Отставание в качестве социальной сферы, износ инфраструктуры Дальнего Востока накапливались десятилетиями. Для преодоления этого отставания и повышения качества жизни людей на Дальнем Востоке Правительство Российской Федерации реализует ряд программ.
Ключевым долгосрочным вызовом остается сохранение численности населения Дальнего Востока. В последние годы миграционный отток замедлился. С 2013 по 2020 года отток сократился более чем в 2 раза, а в 2021 году впервые зафиксирован миграционный приток на Дальний Восток. В регион приехало на 7,5 тысяч человек больше, чем уехало.
На миграционные процессы накладываются демографические, характерные для всей страны.
В Указе Президента номер 427 от 26 июня 2020 года поставлена задача в срок до 2035 года прекратить миграционный отток населения с Дальнего Востока.
Для решения этой задачи мы в первую очередь опираемся на запросы самих дальневосточников.
Дальневосточная ипотека стала одной из самых востребованных мер поддержки, реализуемых Правительством на Дальнем Востоке. 68 тысяч семей купили новое жилье или построили свой дом. Каждая вторая квартира в новостройке на Дальнем Востоке была куплена с использованием Дальневосточной ипотеки.
Весной 2022 года программа была распространена также на врачей и учителей, без ограничения по возрасту. До сих пор льготные кредиты выдавались только молодым семьям до 35 лет.
По поручению Президента действие Дальневосточной ипотеки продлено до 2030 года.
Возросший спрос на жилье привлек в регион крупных застройщиков. На 74% увеличился объем жилищного строительства за последние 3 года.
Для дальневосточников важно чувствовать транспортную связанность Дальнего Востока со всеми регионами России, равно как и связанность регионов Дальнего Востока между собой.
В 2022 году дальневосточный авиационный комплекс получил рекордный объем поддержки из федерального бюджета - почти 6 миллиардов рублей на субсидии для социальных маршрутов единой дальневосточной авиакомпании. Субсидируемые билеты приобрели более 360 тысяч пассажиров.
Единая дальневосточная авиакомпания создана на базе авиакомпании «Аврора». В состав ее акционеров вошли все регионы ДФО, а в совет директоров - все губернаторы. Одна акция с правом вето - у Минвостокразвития.
С момента старта в дополнение к более 300 регулярным маршрутам компания запустила 34 новых социальных субсидируемых маршрутов внутри ДФО. Например, если раньше путь от Благовещенска до Комсомольска-на-Амуре занимал 22 часа с пересадками и стоил 12 тысяч рублей, то сегодня это меньше часа и 4 500 руб. Загрузка рейсов в среднем достигает 70%, за 2022 год по социальным маршрутам перевезено почти 361 тысяча пассажиров.
Количество участников программы Дальневосточный гектар достигло 120 тысяч. 16 тысяч человек, для которых наступил установленный срок, оформили землю в собственность или бессрочную аренду. Люди не только строят индивидуальные дома, но и запускают интересные бизнес-проекты - туристические и этнокультурные базы, семейные сыроварни, рыборазводные фермы, хлебопекарни, производство травяных сборов.
Помимо Национальной программы, на Дальнем Востоке действует дополнительный гибкий механизм для развития социальной инфраструктуры - планы развития центров экономического роста. Это часть государственной программы развития Дальнего Востока, которую администрирует Минвостокразвития, а направления поддержки регионов утверждает президиум Правительственной комиссии под руководством Юрия Петровича Трутнева.
Объем поддержки регионам ДФО по данному механизму составил за четыре года 121 млрд руб. Создано более 1 500 новых объектов социальной инфраструктуры. В числе сданных в 2022 году - Кардиососудистый центр в Якутске - одно из лучших подобных медицинских учреждений в России; центр сложнокоординационных видов спорта в Комсомольске-на-Амуре; центр ядерной медицины в Улан-Удэ, укрепление набережной Охотского моря в Магадане и другие.
Отдельно хочу отметить реализованную в течение одного года программу 1 000 дворов, по которой за 2022 год фактически создано 1 211 новых благоустроенных дворовых площадок во всех регионах Дальнего Востока.
Объем заявок от инвесторов на инфраструктурную поддержку превышает текущие возможности бюджета. Дальневосточная концессия - это новый механизм, запущенный в 2021 году, и направлен на ускоренное создание инфраструктуры для новых предприятий и социальной инфраструктуры для их работников за внебюджетные средства.
Инвесторы создают инфраструктуру за свой счет, а государство выплачивает за нее в течение 10-15 лет, уже получая доходы от новых предприятий.
Уже начата реализация 14 проектов общим объемом частных инвестиций 31 млрд руб. Это детский лагерь отдыха в Хабаровске, лыжный стадион и 3 образовательных центра на Магадане, новый горнолыжный комплекс в Приморье, проекты по обновлению систем городского освещения в Чите и Биробиджане, и другие проекты.
Цель на 2023 год - начать реализацию еще 30 проектов общей стоимостью около 200 миллиардов рублей.
Наша задача - не только наращивать объем строительства жилья, но и повышать качество среды для жизни. Что видят, с чем соприкасаются дальневосточники, выходя из дома.
В июле 2022 года принят Федеральный закон, запускающий программу Дальневосточный квартал. Программа направлена на комплексную застройку в режиме Территорий Опережающего Развития, с применением единого современного стандарта архитектуры, благоустройства, обеспеченности социальной инфраструктурой. Уже отобраны пилотные площадки в 7 регионах, на которых будет построено почти 2 миллиона квадратных метров жилья.
По результатам проведенных конкурсов отобраны 2 застройщика в Благовещенске и Петропавловск-Камчатском. В планах на 2023 год провести еще 5 конкурсов для определения застройщиков.
Кроме этого, планируется развитие программы строительства на Арктическую территорию под брендом «Арктический квартал».
По поручению Президента реализуется масштабный проект по реновации городов Дальнего Востока. Регионы совместно с нашими институтами развития - Корпорацией развития Дальнего Востока, ВЭБ.РФ и Дом.рф разрабатывают 25 мастер-планов городов Дальнего Востока. Президент уже дал поручения по реализации мастер-плана Петропавловска-Камчатского. В течение 2023 года мы продолжим докладывать Президенту проекты мастер-планов городов - победителей отбора.
На цели реализации мастер-планов по поручению Президента будут предусмотрены дополнительные лимиты финансирования: 5 миллиардов рублей в год на благоустройство городов, и 100 миллиардов рублей отдельный дальневосточный лимит в программу инфраструктурных бюджетных кредитов на 2023-2024 годы.
Принято решение расширения г. Владивосток за счет строительства нового пригорода на территории опережающего развития Надеждинская. Город-спутник общей площадью 1 370 га включен в мастер-план развития Владивостокской агломерации.
На текущий момент ведется разработка проектно-строительной документации совместно с Научно-Исследовательским Институтом Перспективного Градостроительства (НИИПГ, г. Санкт-Петербург). Первый этап инвестиций в инфраструктуру составит 30 миллиардов рублей.
При реализации проекта создания города-спутника будут задействованы механизмы государственной поддержки, льготного финансирования, программа «Дальневосточная концессия». Инвестиционными партнерами комплексного развития территории готовы выступить крупнейшие российские банки.
Уже сейчас для управления развитием городов, регионов и ключевых проектов Дальнего Востока и Арктики нужно порядка ста управленческих команд мирового уровня. Мы конкурируем за специалистов со всей Россией, а за инвестиции - со всем миром.
В 2022 году мы запустили программу Муравьев-Амурский 2030 по подготовке управленческих кадров для Дальнего Востока. Отобрали талантливых молодых людей, уже имеющих высшее образование, готовых посвятить себя государственной службе на Дальнем Востоке. В процессе обучения курсанты глубоко погружаются в работу с правительствами регионов, городов, нашего министерства и институтов развития.
На первый набор конкурс составил 50 человек на место. Слушатели заключили контракт, обучаются один год и далее 2 года работают на должностях муниципальной, региональной или федеральной гражданской службы. Главная особенность этой программы - делаем упор не только на интеллект кандидата, но и его ценности, дух, готовность служить России.
30 из 47 выпускников первого потока уже трудоустроены и работают над развитием Дальнего Востока. Для прохождения отбора на второй поток программы было подано 3 305 заявок из 81 региона Российской Федерации.
За 5 лет будет подготовлено 200 новых сильных управленцев для выполнения задач по опережающему развитию Дальнего Востока и Арктики.
Уважаемый Юрий Петрович, уважаемые члены Коллегии!
Благодарю Вас за всестороннюю поддержку работы по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Алексей Чекунков,
глава Минвостокразвития