А. М. Лукашов. фото 1895 г.
А. М. Лукашов. фото 1895 г.

13 ноября исполняется 140 лет со дня рождения Артемия Максимовича Лукашова (1870–1942), одного из первых селекционеров плодовых культур на Дальнем Востоке. Его великое дело сгорело в горниле постперестроечного лихолетья и продолжает ныне тлеть. Все, что осталось от питомника флоры, пытаются поддерживать лишь трое энтузиастов.

 

Садовый революционер

 

Родился Артемий Лукашов в городе Мглине Черниговской губернии. Окончил трёхклассную школу, Мглинское городское училище (1887 г.). Затем, после нескольких лет работы учителем в сельской и земской школах, отучился в Глуховском учительском институте (1897 г.). Преподавал естествознание в Суражском городском училище.

 

В Хабаровск г-н Лукашов перебрался в 1901 г. Он мечтал заняться садоводством. Для осуществления своих замыслов Артемий Максимович в 1902 г. приобрел земельный участок для сада в Рафаиловском переулке (ныне пер. Лукашова).

 

Здесь наряду с преподавательской деятельностью он занялся опытами по селекции плодовых и ягодных культур. Помимо училища и сада г-н Лукашов был занят в Обществе содействия народному образованию, в которое вступил сразу по приезду в Хабаровск. На его заседаниях поддерживал открытие новых школ, увеличение ассигнований на содержание действующих, организацию бесплатных воскресных чтений.

 

В 1918 г. селекционер оставил учительскую деятельность и полностью посвятил себя работе в саду, развитию плодоводства на Дальнем Востоке. На скудные средства, отказывая себе в самом необходимом, выписывал саженцы из европейской части России, с Украины, из других мест. Но пришельцы с запада, сформировавшиеся в условиях мягкого климата, не выдерживали суровых хабаровских зим и летнее переувлажнение почвы - за редким исключением гибли в первые же годы произрастания.

 

Артемий Лукашов переписывался с И.В. Мичуриным. По его совету занялся селекцией груши. Впервые на Дальнем Востоке он создал группу культурных сортов, известных под названием «лукашовки» (Тёма, Поля, Ольга, Внучка, Пальмира) и несколько сортов яблонь (Вкусное, Лукарт). Деревья «лукашовок» отличаются высокой зимостойкостью в различных экологических условиях Дальнего Востока, Сибири и Зауралья. Подмерзание наблюдалось лишь в особо суровые зимы, но деревья, как правило, восстанавливались и после двухгодичного перерыва снова вступали в плодоношение.

 

Мичурин высоко ценил работы Лукашова, называя его своим «дальневосточным собратом». В 1931 г. он писал в газете «Социалистическое земледелие»:

 

«… Народный учитель А. М. Лукашов, известный хабаровский плодовод, упорно работая в течение нескольких десятков лет в области гибридизации плодовых растений, широко используя мои методы, дал Дальневосточному краю, с его суровым климатом, несколько превосходных сортов плодовых растений …»

 

«Лукашовки» до сих пор широко разводятся в Хабаровском и Приморском краях, Амурской и Сахалинской областях, в Сибири и Зауралье. Используются они в селекции в средней полосе России и в других регионах.

 

С организацией в 1932 г. первого на Дальнем Востоке плодово-ягодного питомника в Хабаровске А. М. Лукашов стал его директором. В те годы это было крупнейшее подобное хозяйство на Дальнем Востоке. Перед питомником была поставлена задача выращивать посадочный материал плодово-ягодных растений.

 

Однако в первые годы, пока в Хабаровске не было опытных учреждений по садоводству, основатели питомника развернули активную деятельность по улучшению сортимента и разработке агротехнических основ дела. В результате были созданы новые сорта груши и яблони.

 

Опыт выращивания плодовых культур в условиях Дальнего Востока Артемий Лукашов описал в своих книгах «Плодовый сад на Дальнем Востоке» (Хабаровск, 1932) и «Мой опыт» (Хабаровск, 1934). В 1939 г. питомник был представлен на Всесоюзной сельскохозяйственной выставке в Москве, и его основатель был награждён Большой серебряной медалью.

 

Умер Артемий Максимович 19 сентября 1942 г. Похоронен в Хабаровске, прямо на территории самого питомника - в окружении груш-«лукашовок», на самом краю живописного озера. Там ему установлен памятник. Благодарные хабаровчане воздали должное ученому-растениеводу - именем Лукашова названы Хабаровский краевой плодово-ягодный питомник и одна из городских улиц.

 

Судьба питомцев Артемия Лукашова

 

Последний директор питомника им. Лукашова Светлана Лагоша мечтает о возрождении дальневосточной селекционной школы
Последний директор питомника им. Лукашова Светлана Лагоша мечтает о возрождении дальневосточной селекционной школы

А вот что рассказала нам Светлана Кирилловна Лагоша, последний управляющий питомником им. Лукашова:

 

- В 1984 году мужа перевели в Хабаровск. Работал он на питомнике, а поскольку я была членом КПСС, то на партучёт меня поставили по месту работы мужа. Однажды меня увидел директор Серафим Иванович Тимошин и спросил, где я работаю. Услышав, сказал: «Такая молодая, красивая, сильная, пойдёшь к нам работать садоводом, нам такие люди очень нужны!»

 

И направил ее на учёбу в 10-е городское училище.

 

- Представляете, я, 34-летняя мама, у которой трое детей, села тогда за парту вместе с 14-летними мальчишками и девчонками! - продолжает г-жа Лагоша. - Директор давал мне специальные книги, проверял, как я учусь. Очень жаль, что вскоре по болезни он ушел на пенсию, проработав на питомнике 50 лет. А я в качестве садовода приступила к работе.

 

Работали дружно, весело, с энтузиазмом! Благодаря этому город буквально утопал в садах. Весной он становился розовым от цветения яблонь, груш, абрикос и местной неприхотливой вишни. А осенью, с наступлением бабьего лета, он купался в медовых ароматах, которые источали созревшие плоды, до земли пригибающие ветки плодовых деревьев.

 

- Потом было ещё несколько директоров, а в 1999-м нас обанкротили - и дальше всё пошло-поехало, - в голосе рассказчицы слышна обида. - В 2000-м году к нам пришла управляющей Ольга Ивановна Замилова, которой удалось вывести питомник из банкротства, но в 2007-м всё снова вернулось на круги своя.

 

Мы работали как сезонные рабочие - с мая по декабрь. Нас оставалось всего 10 человек. Как нам объясняли, чтобы мы работали круглый год и получали зарплату, нас объединяют с Фёдоровским тепличным комбинатом. Все считали, что это к лучшему, но комбинат быстро прогорел, а мы снова обанкротились. Потом питомник продали, а здание отдали ветлечебнице. Осталось 160 гектаров земли в краевой собственности, и если бы пришёл сильный, заинтересованный инвестор, - можно было бы всё возродить.

 

Сейчас нас осталось трое. Мы создали своё ИП Лагоша (Питомник Лукашова). В сельхозинституте берём черенки, выращиваем саженцы и продаём населению...

 

Да, в наши дни селекционная работа давно уже находится в ведении институтов и научных объединений. Но кто-нибудь может припомнить какое-либо название, брэнд, произведенный ими в последние годы?..

 

Пётр Шкуропат,

«Хабаровский Экспресс», 10 - 17 ноября 2010, № 46(897)

http://www.habex.ru/paper/167/2631/

.