В Хабаровске анекдот воплотился в реальность. Газопровод из Комсомольска-на-Амуре в краевой центр строили, строили и, наконец… построили. А газа там нету.
Конечно, мы помним, как его торжественно пускали и  зажигали при подключения к газопроводу старейшей в городе ТЭЦ-1. Факел держали председатель государственной Думы Борис Грызлов и губернатор Хабаровского края Виктор Ишаев. Правда, потом по городу ходила шутка, что факел скоро потухнет, так как газа в баллоне намного не хватит.  Но, все же, в шутку не верилось. Хотя и реальность подключения ТЭЦ-1 к дешевому топливу расходилось с первоначальными планами.  
Во-первых, на новое топливо, был переведен  всего один котел, хотя планировалось в нынешнем году подключить к газу четыре котла.  Что ж, можно понять, что желаемое не всегда совпадает с действительным. Объяснение одно: на перевод других котлов средств у теплоэлектроцентрали не хватило.  Не будет этих самых средств и в будущем году, не рассчитали свои силы энергетики. И долго еще придется ждать, когда будет заполнено место для пультов управления других шести котлов…
Но никто не мог предугадать, что процесс начнется в обратную сторону. Недавно на единственном газовом котле теплоэлектроцентрали начался перевод горелок с газа на уголь.  Объяснение самое прозаическое: нет газа.  Словом, сплошная газификация откладывается. А что же будет с проектом, если вдруг голубое топливо сахалинских месторождений и для внутреннего потребления будет продаваться по мировым ценам?            
Теперь вот подписано соглашение между Чубайсом и Ишаевым о строительстве газопровода до Николаевска-на-Амуре. Стоимость проекта – около 2 миллиардов рублей. Большую экономию сулит замена дорогостоящего жидкого топлива  на дешевый газ. Но вот есть ли гарантия, что и в Николаевске-на-Амуре  придется переводить горелки обратно с газа на мазут?  
Когда в нашем крае началась пропаганда проекта по строительству газопровода и перевода теплоэнергетики на голубое топливо, во всем мире наблюдалась другая тенденция. Цены на нефть и газ ползли вверх, и весь мир искал возможности для использования альтернативных видов горючего. Во многих странах ведутся работы по созданию электромобилей и моторов, работающих на спирте и т.п. Снова заговорили об использовании каменного угля, запасы которого на планете превышают  запасы нефти и газа. Снова стали рентабельными шахты в Кузнецком бассейне, сибирские угольные разрезы. Только вот на Сахалине уголь не в моде. Его добыча сократилась более чем в 10 раз. Не вышли на заданную мощность и наши ургальские шахтеры. Оно и понятно: на два фронта работы ни денег, ни сил не хватало.  
И вот после приезда на пуск четвертого энергоблока на Хабаровской ТЭЦ-3 главы РАО ЕЭС России Анатолия Чубайса стали известны планы по строительстве в перспективе ТЭС на базе Ургальского угольного месторождения, по мощности – 3600 мегаватт – несопоставимого ни с одним подобным объектом на Дальнем Востоке.  Значит, и в энергетической компании России не делают ставку на газ?  
К слову сказать, 4-й энергоблок ТЭЦ-3, по словам Чубайса, не имеет аналогов в мире – по дешевизне удельной цены  мегаватта. Но это никак  не значит, что уменьшится наша плата за электроэнергию. Как не уменьшилась она и после пуска энергоблоков на Бурейской ГЭС. Не заметно пока снижения затрат жителей после завершения строительства газопровода.  Единственное достижение последних месяцев – это осознание хабаровчан, что на газ можно надеяться, но самим не плошать: на всякий случай иметь под рукой буржуйку. Железные печки времен второй мировой очень популярны ныне в Чегдомыне.
Ну а на ТЭЦ-1, якобы переведенной на голубое топливо, не ограничатся сменой горелок с газовых на угольные. Поговаривают и о расконсервации водогрейных котлов: слишком уж дорогостоящая процедура подачи воды в тепловую сеть из турбинного цеха.  Связано это с благими намерениями энергетиков. Но к чему это приводит – мы хорошо знаем.  Так что может снова появиться проблема обеспечения теплом многоквартирных домов в дальневосточной столице.
----------
Комментарий
Начальник отдела газификации и реализации нефтегазовых проектов министерства топлива и энергетики Хабаровского края Валерий Пильгуй:
 
- Газ в трубопроводе есть и газовый котел на ТЭЦ-1 никто переводить обратно на уголь не собирается. Более того, идут работы по переводу еще трех котлов на газ…