В конце августа Министерство регионального развития РФ опубликовало на своём сайте (
![]() | Итоги ДФО |
Общий уровень по ДФО за 2009 год | |
(xls, 1Мб) |
- Нина Петровна, что это за доклад, кто и как его пишет и что означает этот рейтинг?
- Еще 28 июня 2007 года президент Путин издал Указ №825, в котором обязал руководителей всех регионов страны ежегодно к 1 мая представлять доклад о достигнутых за предыдущий год значениях показателей, перечень которых он сам в этом Указе и определил. Главная особенность этого перечня в том, что он ориентирован на качество жизни граждан и на эффективность работы региональных властей, а не на успехи в экономике, как это традиционно бывало при подготовке документов о социально-экономическом положении. Обычно власти отчитывались о количестве произведённой электроэнергии, выпущенных станках, закатанных консервных банках и т.д. И в конце что-нибудь про рождаемость, смертность, браки, разводы и заболеваемость. Сейчас всё наоборот, если достижения в экономике не повышают качество жизни, они никого не интересуют и никому не нужны. Вот такой разворот в федеральной политике на 180 градусов.
Кто пишет эти доклады? Региональные власти и пишут. Но есть одна особенность - наврать нельзя, так как федеральная служба статистики проверяет каждый показатель и исправляет, если у них другие данные. И её слово последнее.
Что касается рейтинга, то судите сами. Если у нас 83 субъекта федерации, то что означает 57 место по базовому показателю «Общий уровень эффективности» в этом рейтинге? Слабенькая тройка, говоря школьным языком.
Если анализировать в масштабе ДФО, то мы опять, как и в 2008 году, лишь 4-ые и теперь нас обошли ЕАО (41 место), Амурская область (52-е) и Приморский край (53-е). К слову сказать, в 2009 году вниз по общероссийском рейтингу опустились 6 регионов ДФО из 9-ти. Положительную динамик показали лишь Приморский край (с 75 места на 53-е) и Камчатский край (с 74 по 62). Амурская область второй год занимает 52 место в стране.
- Что же потянуло Хабаровский край вниз?
- Существенную лепту в негативную динамику края внесла сфера жилищного строительства и ЖКХ.
![](/filedata/images_small/4886.jpg)
Если учесть, что всего мест в рейтинге 83, то до последней черты, как говорится, рукой подать. При таких «достижениях» министерствам и должностным лицам, курирующим данные отрасли, впору подавать в отставку.
Чуть лучше по сравнению со строительством и ЖКХ ситуация в сфере экономики и государственного управления, но тоже приятного мало.
![](/filedata/images_small/4887.jpg)
Заметим, что экономики в этом разделе совсем мало, а основной вес здесь имеют показатели, характеризующие ход административной реформы в регионах.
Вот, например, в Указе №825 есть такой показатель «Доля расходов консолидированного бюджета субъекта РФ, формируемых в рамках программ», который напрямую «завязан» на эффективность расходования бюджетных средств. В Хабаровском крае он равен 8,7%, тогда как среднее значение по стране – 30,1%, а в Амурской области он уже достигает 43,2%.
Административная реформа требует, чтобы к предоставлению бюджетных услуг (это услуги оплачиваемые за счёт бюджетов) помимо государственных и муниципальных учреждений привлекались некоммерческие организации и бизнес. Это способствует развитию конкуренции в сферах образования, здравоохранения, культуры, физкультуры и социального обслуживания населения, что, в свою очередь, ведёт к повышению качества этих услуг и к снижению их стоимости для бюджетов. Так вот у нас по этому показателю 0% три года подряд!
Ещё одним важным направлением административной реформы является повышение эффективности взаимодействия органов исполнительной власти и общества. Результативность этой работы отслеживается через показатели удовлетворённости населения работой властью. И это как же надо было организовывать взаимодействие краевой власти с народом, чтобы в отсутствии каких бы то ни было глобальных потрясений в крае в 2008 и в 2009 году получить такие данные по показателям удовлетворённости?
![](/filedata/images_small/4888.jpg)
Представляется, что такая оценка населения может трактоваться только как полный провал стратегии и тактики деятельности краевых органов власти, отвечающих за информационную политику и связи с общественностью. Для сравнения, Чукотский автономный округ по данным показателям занимает первое место в стране уже три года подряд. Может отправить туда на стажировку наших краевых чиновников? Пусть поучатся как надо работать с гражданским обществом.
- И что с этим делать?
- Во-первых, начать, наконец-то, административную реформу в краевых органах исполнительной власти.
Во-вторых, говоря языком бизнеса, надо строить бизнес-процессы под каждый показатель Указа №825, которые бы гарантировали положительную динамику и получение запланированных значений показателей в заданный период времени. Такие технологии известны, нужна лишь политическая воля для их внедрения.
Одним словом, краевой власти нужны инновации, на старых технологиях уже далеко не уедешь.
![](/filedata/images_small/4889.jpg)
Дальневосточный научный центр
местного самоуправления