Д. Розенков
Д. Розенков

Этому происшествию без малого ровно год.В ночь на 15 декабря 2005-го адвокат Наталия Письменская ставила машину в гараж. Она еще не выбралась из-за руля, как раздался взрыв, полетели осколки, посыпались стекла. Ошарашенная женщина спросила подбежавшего охранника:

- Что это?

- Ты не поняла? Тебя обстреляли.

Естественно, что по факту покушения на убийство было возбуждено уголовное дело, которым занялись следователи краевой прокуратуры. Версии? Прорабатывалось несколько - от обычного хулиганства до профессиональной деятельности пострадавшей. «Плотно работаем над последней», - говорил мне старший следователь по особо важным  

делам спустя месяц после происшествия. Но на вопрос, кому именно перешла дорогу Наталия Владимировна, отвечать, конечно же, отказался. В интересах, так сказать…

Отказалась каким-то образом комментировать события и сама Наталия Владимировна. Но что есть ее профессиональная деятельность? Бандитский защитник, не иначе?

Однако на сайте адвокатуры России читаю: «Специализация: гражданское право, процесс; арбитражный процесс; административное право; корпоративное право, ценные бумаги; агрессивные поглощения…». Согласитесь, элементарным «гоп-стопом» тут не пахнет. Впрочем, еще тогда, в январе, следователь, помнится, намекал, что в качестве свидетелей по делу опрашиваются «большие люди».

 

«СмирновЪ» и «Знаки»

Действительно, кроме всего прочего профессиональная деятельность Письменской еще с конца 90-х связывала Наталию Владимировну и Дмитрия Александровича Розенкова, учредителя ООО «Смирновъ-ДВ», а ныне депутата краевой думы. Адвокат оказывала предпринимателю юридические услуги. В 2004 году она вошла в одно довольно скандальное и «долгоиграющее» дело, движение которого странным образом совпадает с вышеописанными событиями.

Но для начала схематично обрисуем деловую ситуацию. Известная всем компания «Смирновъ» решает открыть на Дальнем Востоке филиал по производству качественной алкогольной продукции. Так рождается ООО «Смирновъ-ДВ», учредителем которого является вышеупомянутый Дмитрий Александрович.

Для производства хорошей водки требуется, само собой, хорошая вода. И любой хабаровчанин знает: самая чистая и вкусная - в скважинах поселка Корфовский. Вот там-то в марте 2000-го и начинается строительство ликероводочного завода. Генподрядчиком выступает ОАО «Трест «Дальтрансстрой». Согласно договору стоимость работ на момент его заключения составляла 37497980 рублей. Стороны определили, что цена может изменяться, и работа началась. Первые разногласия возникли уже в ноябре. Подрядчик повысил стоимость выполненных работ. Хоть и не соглашаясь, но «Смирновъ» все же продолжал авансировать работы и материалы. Дальше - больше. В июне 2001-го «Дальтрансстрой» подал иск о взыскании с заказчика весьма приличной суммы - 10806795 рублей. Заказчик, понятное дело, не согласился. И судебная тяжба началась. Описывать ее подробности вряд ли имеет смысл. Разве что стоит упомянуть: сумма иска со временем снизилась, дошла до уровня семи миллионов.

Однако уже в октябре 2001 года в ООО «Смирновъ» положение становится просто хуже некуда и заводится речь о предоставлении обществу беспроцентного займа. Кредиты не на один десяток миллионов рублей легко предоставляют несколько фирм - «Знак-Микрооптика», «Знак-ДВ», «Хабавтоинсервис», учрежденные все тем же Дмитрием Розенковым. Удобно, правда, быть должным самому себе? Но ладно бы пошли средства на пользу и ООО «Смирновъ» наконец-то получило прибыль. Так нет же - пусто на счетах, утекают денежки, как чистая корфовская вода. Никак не может успокоиться «Дальтрансстрой» - уже 2004-й на дворе, а нужного результата нет.

На этом этапе Дмитрий Розенков и предложил подключиться к спору Наталии Письменской. В апреле она получила доверенность на представление ООО в различных инстанциях и приступила к выполнению обязанностей: ознакомилась с материалами дела, получила копию кассационного определения арбитражного суда. Вместе с директором общества - Валерием Масловым - кстати, состоящим с учредителем в родственной связи, целый месяц составляла надзорную жалобу в Высший арбитражный суд. 9 июля 2004 года ВАС принял жалобу к рассмотрению, но еще через неделю вынес определение: отказать в передаче дела на рассмотрение в президиум Высшего арбитража. Вопрос, стало быть, решился не в пользу водочного магната. Но вы не правы, если считаете, что ООО «Трест «Дальтрансстрой» получил свои денежки.

В феврале 2005-го, настаивая на своих требованиях по взысканию долга, трест собирается затеять процедуру банкротства ООО «Смирновъ-ДВ». И снова в дело включается Наталия Владимировна, коей прочие кредиторы общества выдают доверенности, как своему представителю. Среди прочих все те же: «Знак-ДВ», «Хабавтоинсервис», «Знак-Микрооптика», «Знак-четыре», учрежденные, прошу прощения, учредителем ООО «Смирновъ-ДВ» Розенковым. Доля этих предприятий составляет ни много ни мало почти 85 процентов от общего долга в 39133431 рубль.

17 августа 2005 года Арбитражный суд Хабаровского края признает ООО «Смирновъ-ДВ» несостоятельным банкротом - ну не хватит у должника имущества расплатиться. Вот где лишний раз задумаешься, насколько удобно занимать у самого себя.

Стоит заметить, что схему придумала и нарисовала Наталия Письменская. И тут Дмитрию Розенкову остается ей только аплодировать.

Однако к августу 2005-го отношения между предпринимателем и адвокатом становятся все прохладнее.

 

Доходный дом

Чтобы продолжить череду странных совпадений, придется рассказать еще одну бизнес-байку, совсем коротенькую.

Стоит по адресу улица Муравьева-Амурского, 22 здание-памятник - доходный дом Гржибовского. Там после еще сбербанк располагался. И был дом краевой собственностью. Началась реставрация. И в декабре 2003-го министерство имущественных отношений и государственное учреждение культуры «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры» продают его ООО «Смирновъ-ДВ». У которого, как известно, средств нет. «Смирновъ» на один месяц занимает нужную сумму у ООО «Знак-четыре» и приобретает дом за смешные деньги - 12086000 рублей. Около 22 тысяч за квадратный метр - жилье бы так продавали, а не исторические памятники. Естественно, что рано или поздно «Смирновъ» уступает права покупателя «Знаку-четыре». И надо же, появляются завистники. Неофициально, поговаривают, наводку дал один из расположившихся по соседству депутатов того времени. Официально - краевая прокуратура затеяла проверку с подачи полномочного представителя президента РФ в ДФО Пуликовского. Исковое заявление в суд о признании договора купли-продажи недействительным исполняющий обязанности прокурора края Хохлов подал 15 июля.

И вот совпадение: примерно в это же время к Наталии Владимировне заехал старый знакомый, но человек того самого депутата, который неофициально «накляузничал». А еще через пару дней Дмитрий Розенков явился к адвокату Письменской с претензией: не выполнила, мол, своих обязательств выиграть спор с «Дальтрансстроем» - будь добра, компенсируй моральный ущерб. И сумма назвалась приличная - почти два миллиона рублей. А не можешь платить - недвижимостью не побрезгуем.

Не понимая сути претензий, Наталия Владимировна платить отказалась. Во-первых, из вышеназванной суммы она получила только 40 тысяч рублей, да и то за то, что ввязалась в процедуру банкротства. Во-вторых, здравомыслящий юрист никаких гарантий по поводу решений суда просто дать не может. Однако у Дмитрия Александровича на сей счет было свое мнение.

Из протокола допроса Валерия Маслова: «Розенков говорил Письменской, что не хочет прибегать к бандитским методам и также не хочет обращаться в правоохранительные органы. Своими действиями Розенков хотел решить вопрос о долге без конфликтов. При моей встрече с Письменской в конце ноября она мне сказала, что ей известно о том, что Розенков планирует совершить ее физическое устранение».

В ноябре 2005 года Валерий Павлович приезжал к Наталии Владимировне, чтобы передать претензионное письмо от Дмитрия Александровича с перечислением сумм.

Сам Розенков в тот момент был слишком занят: шла предвыборная кампания кандидата в депутаты краевой думы Розенкова Д. А. Однако нашел-таки время. Наутро после выборов 12 декабря забежал с заявлением в УБЭП о мошенничестве адвоката Письменской.

 

О профессионализме и классификации

А через три дня (какое совпадение!) в машину Наталии Владимировны кинули гранату. Более того, мужчины, собравшиеся вокруг поврежденного автомобиля, обратили внимание на круглое отверстие в багажнике. Что это? Пуля? Откуда могла прилететь? Судя по траектории, со стороны здания гостиницы «Рыбак», возле которой и располагался адвокатский гараж. Значит, был кто-то второй? И что это за странный ответ охранника - «Тебя обстреляли»? Пулю, сами понимаете, не нашли. Правда, пока Письменская бегала звонить в милицию, почему-то оказался открытым багажник. Но кто бы выяснил? Кто бы опросил живущих в пятиэтажке людей и клиентов гостиницы? Кто бы, наконец, сделал выемку видеозаписи, сделанной охранной аппаратурой? А что касается круглой дырочки, так то... след осколка гранаты, которую кинули в автомобиль. Так установила экспертиза.

Дело же о Письменской-«мошеннице» с легкой подачи Дмитрия Розенкова развивалось параллельно. Депутат не стеснялся рассказывать, что «давал» деньги на взятку московским судьям: «Письменская предложила еще один вариант решения по делу. Она сообщила, что сможет добиться в Высшем арбитражном суде решения в пользу ООО «Смирновъ-ДВ» без направления дела на новое рассмотрение. В этом случае ей подлежало выплатить деньги, которые она передала бы «своим людям» в Высшем арбитражном суде за вынесение такого решения». Не убоялся Розенков представить прокурору три разных копии одного и того же договора с пометками - будто бы рукой адвоката дана расписка в получении денег. (У Письменской на руках был оригинал. Без пометок). Суд, рассматривая приведенные сторонами документы и доводы, пришел к выводу, что нет в действиях Наталии Владимировны состава преступления…

Однако состав, видимо, увидели ее коллеги-адвокаты. Господин Розенков ведь и им нажаловался. 10 мая решением Совета адвокатской палаты Хабаровского края в реестр адвокатов внесены сведения о прекращении статуса адвоката Письменской Наталии Владимировны.

В мае же дело о покушении на убийство адвоката Письменской перестало быть объектом пристального внимания краевой прокуратуры. Его передали в прокуратуру районную и изменили квалификацию преступления. Теперь главным объектом нападения неизвестного преступника стал автомобиль - то бишь покушались всего лишь на имущество. А это совсем другая статья и другой срок. Впрочем, дело сейчас приостановлено за неимением подозреваемого. Зато дело о мошенничестве снова вернулось в суд.

Это прокуратура Центрального района подала кассационное представление: «Суд при даче заключения вышел за пределы своей компетенции, поскольку судом дана оценка всем исследуемым в судебном заседании и представленным доказательствам… Суд, оценивая доказательства и анализируя сведения, сделал вывод о невиновности лица, в то время как суду необходимо было лишь сделать вывод о наличии либо отсутствии в действиях Письменской признаков преступления».

Умри, но лучше не напишешь…

 

Ирина Северцева,

«Молодой дальневосточник», № 49, 6-13 декабря

--------------

См. также: Интернет против депутатов (восстановленный файл!).