|
Представители туриндустрии, отраслевых ассоциаций и институтов развития обсудили новые предложения и направления для путешественников на предстоящий летний сезон, как эффективнее продвигать дальневосточные и арктические туристские продукты в современных условиях, какие дополнительные меры поддержки граждан и бизнеса нужны для формирования и удержания устойчивого спроса.
«Сегодня перспективы для внутреннего туризма в регионах Дальнего Востока и Арктики обретают особую значимость. Необходимо объединить усилия государства, бизнеса и общественных организаций и создать условия для россиян, чтобы они могли приехать к вулканам Камчатки, на бурятский берег озера Байкал, окунуться в одной из живописных бухт Приморья, попробовать дальневосточного гребешка прямо на акваферме. Испытать эмоции, которые они запомнят на всю жизнь. Уже разработаны новые программы и механизмы: это и нацпроект «Туризм и индустрия гостеприимства», и госпрограмма «Туристический кэшбек» по предоставлению субсидии путешественникам до 20% от стоимости поездки по России. По поручению Президента России Владимира Путина обсуждается возможность удвоения туристического кешбэка для путешествий по Дальнему Востоку - до 40%. Операторам, организующим туристические чартерные рейсы в регионы России, также доступны субсидии», - заявила директор департамента мониторинга правоприменения Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Мария Бадмацыренова.
Бадмацыренова отметила, что сегодня сфера туризма - одна из лидеров по количеству новых инвестиционных проектов, реализуемых в Дальневосточном федеральном округе и российской Арктике. Резиденты территорий опережающего развития (ТОР), свободного порта Владивосток (СПВ) и Арктической зоны РФ (АЗРФ) создают более 250 турпроектов на общую сумму 189 млрд рублей.
Заместитель начальника департамента пассажирских перевозок ОАО «РЖД» Елена Ракова рассказала, что в 2021-2022 годах компания предлагает новые программы для туристов по направлениям Дальнего Востока и Арктики.
«Разработаны стандарты и регламент, утвержден график железнодорожных перевозок с турами выходного дня, недельными и событийными. Запущены мультимодальные перевозки. Действуют около 30 маршрутов по стране, в которых задействованы современные подвижные составы и комфортабельные вагоны, оборудованные семейными купе. При разработке туров учитываем множество критериев - и интерес, и расписание, и доступность, и экономическую составляющую. Этому предшествуют личные посещения точек притяжения турпотоков. Не так давно побывали в Амурской области, посетили космодром «Восточный», золоторудные прииски, где показывают процесс добычи», - рассказала эксперт, отметив, что осмотр достопримечательностей проходит при участии местных туроператоров, перевозчиков, органов власти.
Единая дальневосточная авиакомпания «Аврора», которая создана по поручению Президента России, сегодня формирует единую сеть, которая будет включать более 500 регулярных внутрирегиональных и межрегиональных маршрутов. Главная задача - сделать перелеты по маршрутам Дальнего Востока и Арктики безопасными, регулярными, удобными и экономичными.
«Делаем акцент прежде всего на социальные перевозки, транспортную доступность и мобильность жителей Дальнего Востока, включая тех, кто проживает в удаленных поселения, куда можно добраться только на самолетах малой авиации, это более 380 населенных пунктов. Уделяем внимание удобным стыковкам, чтобы дальневосточникам не нужно было лететь в Москву для того, чтобы, например, добраться в другой регион округа. И еще одна немаловажная для нас задача - сделать маршрутную сеть доступной в продажах и при бронировании. АК «Аврора» заключила соглашения код-шеринга с пятью компаниями, которые предоставляют услуги пассажирам, купившим билеты на рейсы авиакомпании», - отметил заместитель административного директора АО «Авиакомпания «Аврора» Дмитрий Лысак.
Федеральные туроператоры с каждым годом все активнее формируют туры на территории российского Востока и Севера. Как строится работа по организации чартерных программ на примере Сахалина, Бурятии и Мурманска поделился заместитель генерального директора по взаимодействию с органами власти и коммуникациям туроператора FUN&SUN Александр Сирченко.
«В прошлом году наша компания обслужила около 1,9 млн туристов, из них на чартерные перевозки приходится менее одного процента. Известно, что 60-70 процентов в составе турпакета на Дальний Восток занимает стоимость авиаперелета, что не позволяет заранее спланировать устойчивый турпоток. Поэтому мы активно продвигали решение о субсидировании чартерных перевозок по стране, и теперь это доступно российским туроператорам, механизм уже работает. Мы запустили чартерные программы по семи направлениям, и это позволило удешевить стоимость турпродукта в 2,-2,5 раза по сравнению с регулярными перевозками. По большинству программ нам удалось достичь 100-процентной загрузки. В разработке новые маршруты из Санкт-Петербурга в Тюмень, курорты Кавказа, скоро запустим Казань и летом полетим на Камчатку», - уточнил Сирченко.
Возможность отправиться в путешествие по восточной части России предоставляют не только железнодорожные и авиаперевозчики.
Заместитель генерального директора ООО «ВодоходЪ» Евгения Труфанова поделилась опытом формирования востребованного турпородукта с использованием водного транспорта. Она рассказал о круизных маршрутах по Байкалу и Енисею. Так, туры по озеру обслуживают современные всесезонные суда на воздушной подушке, способные развивать скорость 91 км в час. А по реке туристов возят на модернизированном комфортабельном теплоходе «Максим Горький» с тренажерным залом и спа-центром. Протяженность маршрута - около 2 тыс. км, и проходит он через три климатических пояса. Теплоход оборудован скоростными лодками, что позволяет осуществлять высадку туристов на необорудованный берег. Регионам за год сообщают даты судозаходов, что позволяет местным предпринимателям развивать бизнес и подстраиваться под запросы путешественников - открывать новые кафе, сувенирные точки.
«Туристы хотят открывать для себя Россию, поэтому нужно учитывать вопросы и транспортной доступности, и создания удобных маршрутов на местах, и удешевления билетов, и повышения уровня сервиса», - подчеркнула Евгения Труфанова.
Генеральный директор и основатель RussiaDiscovery, руководитель комиссии по приключенческому туризму Российского союза туриндустрии Вадим Мамонтов выделил несколько наиболее перспективных направлений для круизного туризма, в том числе Курильские острова и Сахалин, Охотское море с Шантарскими островами, Чукотку, Якутию, плато Путорана, Новую землю и Полярный круг. По мнению спикера, необходимо уделить внимание созданию глэмпингов на данных территориях, прогулочных судов и значимых объектов на местах стоянок, которые могли бы послужить магнитами для туристов.
Президент Международного эногастрономического центра, член правления Российского союза туриндустрии и председатель комитета по гастротуризму Леонид Гелибтерман считает, что, привлекая туристов, нужно делать ставку на дальневосточную, арктическую, тихоокеанскую и кухни малых народов Севера при соблюдении рецептуры блюд на основе локальных продуктов и их адаптации к современным требованиям. При этом он отметил роль Приморского края, который активно участвует в создании бренда дальневосточной кухни. Проблемными для Дальнего Востока председатель комитета РСТ по гастротуризму считает вопросы сервиса и кадров для работы в гастрономическом туризме, а также продвижения регионов.
Генеральный директор «Байкальской резиденции» Оксана Градова уверена, что «сервис возможен в любой точке мира, главное этим заниматься и самому в это верить». Эко-отель, расположенный в Северобайкальске, на берегу озера Байкал, по версии World Luxury Hotel Awards и Prime Traveller Awards является лучшим загородным отелем в мире в сегменте Luxury.
Президент Общенационального Союза индустрии гостеприимства, советник председателя комитета Госдумы по туризму и развитию туринфраструктуры, член экспертного совета при комитете Госдумы по туризму Алексей Волков рассказал о создании новой структуры и ее функциях. В состав совета вошли ведущие эксперты туриндустрии страны, руководители отраслевых и общественных объединений, представители организаций и предприятий индустрии гостеприимства, туроператорского и научного-образовательного сообщества, которые будут оказывать аналитическую, экспертную и информационно-консультационную поддержку законотворческой деятельности.
«Планируется большая работа, в том числе по Дальнему Востоку и Арктике. Но самая главная мера поддержки - это то, что вы делаете. Вы доносите инициативу, реализуете ее, продвигаете стандарты, открываете Россию для путешествий», - резюмировал Алексей Волков.
Оксана Рафальская