Владимира Васильевича Норина хорошо помнят многие в Магадане. Он этот город строил в советские времена. А когда СССР распался, решил попробовать силы в собственном деле. И получилось: ни дефолты, ни экономические кризисы помехой не стали.

    

Вплоть до 2008 года бизнес Норина шел вполне успешно. Он был на хорошем счету в областной администрации и мэрии города Магадана. Бригады под его руководством строили и ремонтировали, в том числе объекты системы народного образования Колымы.

  

Автодорога Якутск-Магадан, проходящая через Оймяконскую долину
Автодорога Якутск-Магадан, проходящая через Оймяконскую долину

 

Много лет Норина связывали тесные деловые и дружеские отношения с областным детским домом. Не говоря о периодическом ремонте, он ежегодно готовил к новому летнему сезону  лагерь отдыха для этих детишек в центре колымских лесов, под названием «Зеленый остров». Директор детдома (а летом - и лагеря) Мустафа Бузуркиев, известный среди магаданцев своей высокой принципиальностью и честностью, неизменно давал высокие отзывы о качестве работ «норинцев».

  

У этой истории есть своя предыстория. Во время первого срока правления губернатора Магаданской области Николая Дудова досрочно ушел в отставку его заместитель Константин Чалов. В администрации, кроме прочих вопросов, он  отвечал за строительство, в том числе дорожное, транспорт, в том числе воздушный, и подготовку области к зиме.

  

И именно при этом чиновнике за год  набрала огромную для области сумму долгов - около 500 миллионов рублей, а затем «успешно» начала процедуру банкротства местная авиакомпания «Магаданские авиалинии». То ли «прохлопал» чиновник, а то, скептики поговоривают, что и участвовал. Депутаты областной думы на своих заседаниях не раз кричали: «Вернуть украденное!». Но слуги Фемиды не нашли тогда состава преступления в действиях руководства предприятия. Вообще виновных не оказалось!

  

Именно также при Чалове  в лютые морозы было, извините  за тавтологии, «разморожено» известное ныне на весь Дальний Восток (если не дальше) колымское село Колымское. За подготовку области к зиме отвечал опять же Чалов. И что? Село решили закрыть, а его жителей областные власти едва ли не «выдавливали» от родных очагов в соседние поселки - «переселяли». И, хотя областная власть аж трижды отчиталась полпреду по ДФО об успехе этой операции, живут ведь и до сих пор в Колымском коренные жители!

  

За  время, пока этот общероссийского масштаба скандал гасили, г-н Чалов никаким репрессиям руководства тоже не подвергался, зато успел побаллотироваться на должность мэра Магадана.  Но проиграл.

  

   Итак, вскоре после начала  скандала с «Мавиалом» заместитель губернатора подал в отставку и безнаказанно и благополучно покинул суровую Колыму. Сейчас он, по разным слухам, проживает не то в Канаде, не то в Таиланде.

  

А на его место с 17 сентября 2007 года был назначен заведующий одним из отделов областной администрации Владимир Чуфенев. С этого момента, пожалуй, и начала закатываться в Магадане счастливая звезда его тезки - Владимира Норина.

  

Уже 21 сентября, как должностное лицо, как курирующее  унитарное предприятие ОГУП «Магаданобстрой», так и координирующее работу всего строительного комплекса субъекта федерации, В.Н. Чуфенев был назначен председателем конкурсной (аукционной) комиссии, как гласит один из более поздних судебных документов,  «по определению исполнителей на право поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг по ремонту, строительству, реконструкции проектированию объектов в Магаданской области».

 

…В соответствии с федеральной целевой программой «Дети России» на 2008 год  федеральным агентством по образованию по соглашению о софинансировании  с администрацией Магаданской области  были  далее выделены субсидии, в том числе на начало строительства нового спального корпуса в  «Зеленом острове».

    

4 февраля 2008 года по договору между департаментом образования администрации области и ОГУП «Магаданоблстрой» был заключен договор, по которому подведомственному учреждению г-на Чуфенева были переданы все функции по проектированию, строительству, реконструкции и ремонту объектов департамента. По заявке ОГУП  с 3 июля комитет экономики обл.администрации объявил открытый аукцион на размещение этого заказа  с начальной (максимальной) суммой контракта почти 31 миллион рублей.

    

29 июля того же года решением аукционной комиссии под председательством  В.Н. Чуфенева для участия в аукционе были допущены два предприятия – ООО: знакомого уже нам В.В. Норина «Ларган» и ООО «Магадан Арго-Строй» группы мало кому известных граждан.  Далее началось странное.

  

Неожиданно для многих представители «Ларгана» на аукцион не являются. Право на строительство в «Зеленом острове» получает его соперник, причем по максимальной цене контракта.

  

По Магадану прошел слух, что накануне на Норина, в нарушение закона, мощное давление в интересах своего протеже оказали директор «Магаданоблстроя» В.Е. Шоренко, а затем  и  Чуфенев. Однако, сам строитель был неразговорчив и плел, грубо говоря, какую-то ахинею. Мол, накануне аукциона он еще раз изучил проектно-сметную документацию и понял, что работы по «Зеленому острову» слишком сложны для его бригад. А между тем  «Ларган» вообще затем потихоньку стал снижать темпы работ. В  2009 году Норин, судя по всему, навсегда покинул Магадан. Сейчас он прочно обосновался в Санкт-Петербурге, также строит и ремонтирует и, как рассказывают колымские отпускники, дело его опять процветает.

 

А Чуфенев? В ноябре 2008 года Следственное управление Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по Магаданской области возбуждает против него уголовное дело по поводу вышеприведенной  истории. И 10 марта  2010 года постанавливает, что заместитель губернатора совершил «воспрепятствование законной предпринимательской деятельности, совершенное должностным лицом с использованием служебного положения», что предусмотрено частью 1 ст. 169 Уголовного Кодекса РФ. Материалы были переданы в  Магаданский областной суд. Недавно этот суд вынес решение в том смысле, что действиями Чуфенева ущерб государству или области   не нанесен, а потому дело передается в суд мировой.

 

Читатель-пессимист:

- Во-во, цена аукциона максимальная. Это, на практике известно, не менее 10 процентов «люфта» к реальной. То есть в данном случае 3 миллиона. Бере-о-м, перегоняем «третьим лицам» и…

    

Читатель-оптимист:

     - Да здравствует российский суд, самый справедливый суд в мире! И не надо тут заниматься научной фантастикой! Бумаги по аукциону в порядке? Ну вот…

    

А теперь вторая история, тесно связанная с первой главным действующим лицом. Весной 2008 года депутат Магаданской областной думы Владимир Христов вынес на рассмотрение коллег вопрос о безобразном состоянии дорог и мостов в Сусуманском районе. Он не только был избранником от этого района, но и до сих пор является там председателем совета директоров крупнейшего золотодобывающего предприятия «Сусуманзолото». Кроме того, именно через этот район проходит дорога федерального назначения (ФАД) «Колыма» от Магадана до Якутска длиной почти 2000 километров, из которых на магаданскую долю приходится почти половина. И ныне финансируются ее строительство, ремонт, содержание и реконструкция  по федеральной программе социального и экономического развития Дальнего Востока.

    

После шума, устроенного депутатом, областные чиновники провели формальную проверку, в результате которой административным взысканием отделался чиновник дорожно-эксплуатационного предприятия районного ранга. Но от этого федеральная дорога и мосты на ней лучше не стали.

  

Дорога жизни! Трасса Якутск-Магадан. Сунтарский мост
Дорога жизни! Трасса Якутск-Магадан. Сунтарский мост

  А в январе нынешнего года  весь Дальний Восток смутило  сообщение РИА  «Новости». Вот оно дословно: «ВЛАДИВОСТОК, 11 янв - РИА Новости. Сотрудники управления ФСБ РФ по Магаданской области вскрыли схему хищения бюджетных средств, выделенных на строительство и ремонт мостов, расположенных на федеральной автомобильной дороге «Колыма», сообщает в понедельник пресс-группа областного управления ФСБ».

      

«По предварительным данным, один из руководителей областного государственного унитарного предприятия «Магаданмост», действуя в качестве подрядчика, и зная, что ремонтные работы, предусмотренные государственным контрактом выполнены не полностью, изготовил и представил заказчику подложный пакет документов, подтверждающих выполнение ремонта…Заказчик с 12 мая по 28 октября 2008 года на основании представленных фиктивных документов перечислил деньги на счет «Магаданмост», частью этих средств в размере 1,6 миллиона рублей подозреваемый распорядился по своему усмотрению, перечислив их в адрес третьих лиц», - говорится в сообщении. И далее: «Следственное подразделение УФСБ по Магаданской области по данному факту возбудило уголовное дело по части четвертой ст. 159 УК РФ мошенничество, совершенное организованной группой лиц либо в особо крупном размере. Санкция статьи предусматривает от 5 до 10 лет лишения свободы, со штрафом в размере до миллиона рублей или без такового».

    

Стоит тут уточнить  несколько деталей. Названная  выше  сумма составляет примерно 10  процентов от общей - очередного контракта областного ГУП «Магаданмост» с государством на ремонт федеральной дороги. Директором этого  «моста» на момент событий  являлась Н.Б. Мартынюк. Руководителем же федерального государственного унитарного «Управления федеральных автомобильных дорог по Магаданской области», которое по ФАД «Колыма» на магаданской ее части является заказчиком на все подобные работы, распорядителем государственных средств и контролем за  их качественным   и строго целевым расходованием - им до сих  пор  является Мартынюк В.В., одновременно – супруг  названного директора. Его подчиненные принимают эти работы, он дает «добро» на выплату денег. Непосредственный руководитель областного ГУП - В.Н. Чуфенев.

          

Как удалось узнать, и это дело находится сейчас в Магаданском областном суде. Что вызывает, учитывая предыдущую историю, некоторый скепсис по поводу исхода второй.

        

Читатель-пессимист:

   -Ну, я же говорил! Бере-о-м, перегоняем, делим…

        

Читатель-оптимист:

     - Ну и  что?  На федеральной трассе таких мостов десятки. А дороги отродясь были «битые» -  чего с ними возиться?

 

…На Колыме дураков нет. Им на Севере попросту не выжить. Есть  до сих пор только  одна общероссийская беда - дороги (и, разумеется, мосты на них). Сотни «битых» километров, на ремонт которых идут сотни  миллионов рублей. А какая  беда вторая - догадайтесь сами.

              

Ярослав Ярый.  

http://solomin-342.livejournal.com/8571.html

 

Комментирует «Золотое перо Руси» Михаил Горбунов:

 

   - Эва, подняли шум! Вот во времена Ельцина тут у нас украли половину выделенного области «золотого» кредита - более четырех тонн в металлическом эквиваленте. Я об этом ТРИЖДЫ писал в «Российской газете». И что? Ти-ши-на!

    

Или вот еще. Был у нас некогда такой господин Филимонов. Так он в те же самые времена совершенно открыто (ну или почти открыто) на деньги, отпущенные федеральным бюджетом региону на ремонт и прочее дорожное строительство, прикупил в Москве для «своих» около двухсот квартир. Ну, среди новоселов, разумеется, затесалось и немало областных чиновников. А трасса стала почти непроезжей…

    

Был и я некогда в «Зеленом острове», и у горняков города Сусумана и на своей… ну, скажем так, спине убедился в правоте депутата Владимира Христова: холмит-с, знаете ли!  Но это, полагаю, уже дела (включая судебные) минувших дней. Вот, по телевизору показывали, что в ближайшие десятилетия Якутск с Магаданом свяжет железная дорога. А на ней тоже будут мосты, мосты, мосты… Приглядимся к  ним, коллеги?!.